Лукас Кранах Старший. Фонтан молодости

Алина Алексеева-Маркезин
      Лукас Кранах Старший.Фонтан молодости. 1546,
масло, дерево, 122 ; 186.5 см .Картинная галерея, Берлин
      
     Источники как святые места известны во многих древних культурах, частично в связи с представлением, что оплодотворяющая вода может не только падать в качестве дождя с неба, но также выходить из земли в качестве «глубинной воды», дарованной подземными божествами.    

       Также есть бесчисленное множество косвенных источников для легенды. Вечная молодость — дар, который часто искали в мифах и легендах, и рассказы о таких вещах, как философский камень, универсальная панацея, и эликсир жизни являются общими по всей Евразии и в других местах.

Иными словами, легенда о Фонтане юности была в свое время весьма распространена.
        Геродот упоминает фонтан, содержащий особый вид воды, расположенный в Эфиопии, который дает эфиопам их исключительное долгожительство. История о «Живой воде» появляется в восточных версиях «Истории Александра Великого», которая описывает Александра Великого и его слугу пересекающими Землю Тьмы, чтобы найти восстанавливающий родник.

     Лукас Кранах тоже был увлечен этой темой и написал замечательную картину «Фонтан молодости». Тогда мастеру было уже 74 года и его, безусловно интересовала эта тема.

     На картине изображён фонтан, символизирующий легендарный источник вечной молодости. Слева в него входят старухи, омолаживаются в нём во время купания и выходят справа юными красавицами, предаваясь весёлому застолью и танцам.
     Кранах представляет этот сказочный образ с высокой степенью детализации, передающей подлинную средневековую культуру купания, её тесную связь с чувственными наслаждениями и верование в способность определённых источников приносить исцеление и омоложение, идущее из религиозных обрядов крещения.
           Внизу по центру изображён маленький крылатый змей в полёте (торговая марка мастерской Кранаха) и дата написания картины.

           Фон представляет собой фантастический скалистый пейзаж с неправдоподобными перспективами и пропорциями. В центре его расположился средневековый город с каменным арочным мостом над рекой. В левом верхнем углу виден миниатюрный замок, словно свешивающийся с утёса.

       Чуть правее центра — величественный горный хребет, окружённый пышными полями и фруктовыми деревьями. Композиция фона определяется бесплодными скалами слева, символизирующими старость, и густым зелёным лесом справа — метафорой юности. Квадратный бассейн с ведущими к нему ступенями показан под высоким углом сверху.
        В середине него — колоннообразный фонтан, увенчанный фигурами Венеры и Амура, ассоциирующими купание с силой любви. Фонтаны были популярным мотивом в средневековом искусстве, позволяющим обыгрывать разнообразные жанровые сцены и использовать обнажённую натуру.

        Неприглядность пожилых женщин, изображение которых крайне нетипично для живописи того времени, намеренно противопоставлена степенной благовидности стариков. Посещение бассейна исключительно женщинами отражает представление об естественном омоложении мужчин после их связи с юными девами, хотя в реальности к подобным «целебным» источникам стремились люди обоих полов.

         Примечательно, что воды фонтана даруют женщинам не только молодость, но и красоту, отвечающую идеалу той эпохи, — длинные золотистые волосы, слегка выпуклый живот и фигура, состоящая исключительно из плавных изгибов: углы скруглены настолько, что девы кажутся похожими на лишённых костей сирен.

     Их встречают галантные модные кавалеры, сопровождают в палатку, где они переодеваются в дорогие красивые одежды, и выходят, чтобы предаться всевозможным чувственным наслаждениям - трапезе, музыке, танцам, беседам.
     В центре фонтана на постаменте стоят статуи богини любви Венеры и её спутника - Амура, которые благословляют это действие.