Ч. 15 Война на Тихом океане. Разгром

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/04/23/2055

Американский противолодочный патруль из четырёх самолётов обнаружил на рассвете 25 октября японское соединение. Доложили командующему эскадрой, но тот потребовал точной идентификации кораблей.

Младший лейтенант  Уильям Брукс, совершил рискованный облёт и доложил, что обнаружил самый большой линкор, по сравнению с теми, которые ему раньше доводилось видеть,  с огромным японским флагом. Все сомнения у контр-адмирала Спрэгью отпали. То был линкор «Yamato».

Четыре американских самолёта были вооружены только глубинными бомбами против подводных лодок, но они ринулись в атаку на японские корабли. Никакого вреда своими глубинными бомбами, которые при попадании отскакивали от кораблей, американские лётчики не причинили, тем не менее, они начали сражение.

Японские дальномерщики увидели на горизонте мачты кораблей. Сообщили вице-адмиралу Курита. Японский командующий решил, что это тяжёлые авианосцы 3-го флота. Курита приказал перестроиться в ордер противовоздушной обороны и приготовиться к бою.

На самом деле японские моряки увидели мачты американских лёгких эскортных авианосцев. Корабли адмирала Курита открыли огонь с предельной дистанции 175 кабельтов (32,410 километров). Положение американских авианосцев стало незавидным.

Они полным ходом уходили от японцев, но те их настигали.  Скорость американских авианосцев была 16 узлов, а японское соединение шло со скоростью 22 узла. Вот тогда-то контр-адмирал Спрэгью, требуя помощи, и послал радиограмму открытым текстом, шифровать её было некогда.

Авианосцы с учётом ветра стали маневрировать для подъёма самолётов, не уклоняясь от общего курса отступления на юг. Спрэгью надеялся на помощь кораблей 7-го флота, а те, как мы знаем, израсходовали боезапас и топливо, поддерживая десант.

Расчёт японского командующего частично оправдался. Ему удалось ввести в заблуждение американского командующего 3-м флотом, но не так, как он замыслил сначала. Японский южный отряд был уничтожен, но северный отряд всё же, увлёк за собой основную часть американского флота.

Курита подумал, что он встретил основную часть американского флота, поэтому отказался от первоначального плана по уничтожению высадившегося американского десанта, а предпочёл вступить в бой с морскими силами США.

Контр-адмирал Спрэгью поднял в воздух свои самолёты, приказал им и эсминцам атаковать японскую эскадру, а сам под прикрытием разразившегося шквального ливня направил авианосцы на максимальной скорости к югу, надеясь встретить там свои корабли.

 Атаки американских самолётов и эсминцев заставляли большие корабли маневрировать, что замедляло ход японской эскадры. Тем не менее, лёгкие силы японцев обошли эскортные авианосцы и отрезали им путь отхода на юг. Авианосцы оказались в ловушке, потому что линкоры и тяжёлые крейсера уже настигали их.

Завязался жестокий бой. Американский эсминец «Johnston» попал торпедой в крейсер  «Kumano». Крейсер отстал от соединения и, отбиваясь от многочисленных атак торпедоносцев и американских подводных лодок, несмотря на новые повреждения, сумел дойти до своей базы в Маниле.

Три американских эсминца вступили в безнадёжный бой с японской эскадрой, чтобы хоть немного её задержать и дать возможность уйти своим авианосцам. Все три корабля  «Johnston», «Samuel B. Roberts» и «Hoel» были потоплены. На эсминце «Johnston» из 327 человек экипажа спасся 141 человек. Остальные погибли, включая и 45 человек, которые умерли на спасательных плотах от ран.

На эсминце «Samuel B. Roberts» спаслись 120 человек. Они держались за три спасательных плота, находясь в воде свыше 50 часов, пока их не подняли спасатели на борт.  На плоты погрузили раненых, здоровые плавали в воде, только держались за верёвки спасательных плотов.

На эсминце «Hoel» остались в живых 86 человек. 253 офицера и матроса ушли на дно с кораблём, а 40 человек умерли в воде, ожидая спасения.

Авианосец «Gambier Bay» потопили артиллерийским огнём японский тяжёлый крейсер «Chikuma» и линкор  «Yamato».  Через двое суток выживших американцев подобрали катера. Спасённые рассказали, что многих моряков сожрали акулы.

В японский крейсер «Chikuma» попал торпедой один из самолётов с авианосцев. Крейсер потерял ход, а затем перевернулся и затонул вместе с большинством экипажа. Примерно сто человек подобрал из воды японский эсминец «Nowaki», однако его ночью потопили американские корабли. Не спасся никто.

На оставшихся авианосцах контр-адмирала Спрэгью уже считали, что жить им осталось лишь несколько минут, когда неожиданно японцы прекратили атаки и повернули на север. Курита принял такое решение, считая, что основные силы 3-го флота где-то рядом, и если они перекроют выход через пролив Сан-Бернардино, то участь его эскадры будет печальной.

Но едва на кораблях облегчённо вздохнули, как их атаковала группа из девяти самолётов камикадзе. Все авианосцы, имели ранее повреждения от артиллерии японских линкоров и крейсеров, получили новые повреждения. Но роковым для авианосца «St. Lo» оказалось попадание самолёта лейтенанта Юкио Секи, потопившего корабль.

Из экипажа авианосца численностью 889 человек погибли 113 и 30 умерли от ран. Остальных спасли американские эсминцы.

Японцы успели ускользнуть, через два часа после их ухода подошло передовое соединение 3-го флота, но американцы не стали преследовать эскадру Курита.

В этих очерках я не пишу, кто из командиров обеих сторон делал что-то правильно, или неправильно. Не моё это дело, на то есть стратеги, народ учёный и опытный. Поэтому излагаю только факты.

Впрочем, у нас на Прозе ру имеются «специалисты», из числа тех, кто во время своей срочной службы, выдавали матросам на складе кальсоны, но зато они знают, как нужно было действовать адмиралам и генералам.

В результате трёх боёв в Филиппинском сражении Тихоокеанский флот США одержал несомненную победу. Японцы потеряли три линкора, четыре авианосца, шесть тяжёлых крейсеров, четыре лёгких крейсера, одиннадцать эсминцев и две подводные лодки.

Мощь японского флота была подорвана окончательно и бесповоротно. Бои за Филиппинские острова длились до мая 1945 года. Кстати, всех японцев, которые спаслись с потопленных кораблей и сумели добраться до берега, перебили филиппинцы. Такую «любовь» у них вызвали оккупанты.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/04/25/1550

На фотографии: камикадзе, лейтенант Юкио Секи, потопивший авианосец