Сахалинский Ванька

Игорь Англер
Глава администрации Эн-ского поселкового округа Иван Андреевич Чернов сидел с утра у себя в кабинете и наблюдал, какие сугробы за окном нагуляла с ночи декабрьская метелица. Зима выдалась на Сахалине очень ранняя. Не прошло и двух недель в декабре, а сугробы уже подобрались под самый подоконник, и начальник с тревогой думал о том, как его посёлок переживет эту зиму.

– А вот и Алевтина топает на работу! – увидел Иван Андреевич свою машинистку, которая пробиралась по узкой тропинке, по колено утопая в снегу.

Он дождался, пока хлопнет дверь в небольшой приёмной и зашумит вода в старом электрочайнике.

– Попей чаю, Алевтина, – выглянул он из кабинета. – И заходи ко мне. Работа есть!

Через час молодая женщина чуть за тридцать стояла перед шефом в ожидании инструкций.

– Зима, однако! – задумчиво произнес Иван Андреевич. – Занесёт ведь. Как пить дать, занесёт по самые крыши! А техники-то нет!

– Где ж её, технику, взять-то? – поддакнула Алевтина. – Не у японцев, вить, просить.

– Почему нет? Ведь они работают на территории нашего района? Работают! Эксплуатируют наши ресурсы и инфраструктуру? Эксплуатируют! Значит, должны нам помочь!

– Как?

– Письмо писать будем! Пошли к тебе, диктовать буду!

Алевтина отодвинула в сторону стоявший без дела компьютер, поставила на стол печатную машинку, заправила в неё фирменный бланк администрации Эн-ского округа и замерла в ожидании…

– В таких письмах, Алевтина, важно правильно начать! А то ляпнешь фигню какую-нибудь, и привет инвестициям! К иностранцам, особенно японцам, особый подход нужен! Улавливаешь?

Иван Андреевич ещё долго думал прежде, чем начал диктовать первые, самые важные вступительные слова: "Уважаемому японскому инвестору… – Инвестор напиши с заглавной для солидности ! –… Господину…"

Глава администрации замолчал, вспоминая имя японского начальника строительства.

– Нужно ещё дату указать! – напомнила Алевтина.

– Правильно!

И клавиши бойко застучали под пальцами машинистки, выстукивая на бланке "10-е декабря 2004 года".

– Поставила число? – спросил Иван Андреевич, а сам подумал про себя, как вовремя пришла ему в голову идея поработать с иностранными инвесторами.

Перед наступающим Рождеством, по его мнению, можно было рассчитывать на подарки. Отведя взгляд с безрадостной картины сыпавшего уже несколько дней подряд снега, он начал диктовать: "Наша дорога на отдалённые поселки с 2005 года перестанет быть Федеральной, и её содержание ляжет плечи нашего муниципального образования…"

– Может быть пожалостливее попросить, а? – предложила Алевтина.

"…Ляжет тяжёлым бременем на слабые плечи…образования, которое не имеет ни какой технической базы…"

– Алевтина, "ни" пишется слитно или вместе?

– А какая разница? Японцу ведь пишем!

– И то верно – никакой!

"…Движение транспорта в этом направлении затруднено из-за износа дорожного покрытия, восстановление которого требует наличия техники, которой у вас в избытке. Обращаемся в Вам с просьбой и надеждой от имени всех жителей отдалённых поселков, приобрести и передать нам на безвозмездной основе следующую технику…"

– Может по-простому напишем "бесплатно"?

– Нет, оставь как есть. Пиши, что нам нужны самосвал, фронтальный погрузчик (мехлопата), бульдозер, колёсный экскаватор…

– Может, Иван Андреевич, хватит?

– Ещё грейдер добавь, и ставь точку! Допечатай мою должность, фамилию, ну как обычно.

– Как-то неудобно получилось! – засомневалась Алевтина.

– Чё неудобно-то?

– Столько всего просим и даже спасибо не сказали!

– Думаешь, что нужно? Тогда так…

И молоточки защёлкали снова, выстукивая на бумаге слова возможной благодарности: "Если благодаря Вам надежды жителей, возложенные на Вас, сбудутся, то администрация округа будет ходатайствовать перед президентом России В. В. Путиным о предоставлении Вашей компании благоприятного климата в Вашем бизнесе на всей территории России… "

– Так нормально будет? Подпись моя. 

Тут дверь в приёмную внезапно распахнулась, и в проём просунулась голова водителя автобуса в лохматой заснеженной шапке.

– Андреич, "пазику" кранты настали! Не заводится!

– Потом, не видишь я работаю с иностранными инвесторами?!

Как назло, у японцев техника заводилась, даже в российских условиях, а не только у себя дома, в любую погоду. В доказательство в окне, поднимая за собой снежную круговерть, промелькнул автобус "Тойота Коустер", развозивший рабочую смену.

Глава администрации тяжело вздохнул, зажевав на губах какое-то непечатное слово.

– Новое письмо писать будем! Авось на Рождество прокатит!

– Кому? – спросила машинистка.

– Им же!

"В посёлках…проживает более 500 человек детей дошкольного и школьного возраста, которые в связи с отдалённостью от центра и отсутствием транспорта не могут посещать театры, библиотеки, выставки, в результате чего происходит медленная деградация в умах молодёжи…"

– Так жалостливо будет?

– Ага, очень жизненно, Иван Андреевич!

"…По нашим сведениям, на Вашей территории работает школьный автобус. Администрация округа предлагает Вам совершить выгодную для Вас сделку: поменять Ваш автобус  – на наш. Автобус ПАЗ-3205, 2000 года выпуска, имеет 25 посадочных мест…"

– Так он сегодня сломался! Почему выгодно?

– Алевтина, ну что ты летишь впереди паровоза! Я ещё думаю…

"…Если, благодаря Вашим усилиям, эта сделка будет произведена , администрация в лице главы Чернова И. А. гарантирует Вам, что о Ваших благородных действиях я сообщу в ООН  – в отделение по защите детства."

– Ну всё, хватит! Дата сегодняшняя, подпись моя!

И Иван Андреевич, забрав оба бланка, ушёл к себе в кабинет за подаренной кем-то шариковой ручкой "Паркер", которой он подписывал корреспонденцию только особой важности. Под свистящие завывания ветра в щелях Алевтина смотрела, как за окном продолжал падать предрождественский снег. 

                ***

– Андлей-сан! Чё за фигню плислали сегодня два лаза?! – японец недоумённо вертел перед собой два письма на фирменном бланке с подписью главы округа.

                ********

Сахалин, Корсаковский район
декабрь 2004 года
Из записок бизнес-класса
Пен-клуб "Лит-ра" (ударение по настроению) ©

* Примечание: оригиналы писем хранятся у автора; имена изменены.