Глава 26. Разрушительные жертвы
§301. Блуждающая жертва
Блуждающая жертва не просто слоняющаяся или не находящая себе места, но ожидающая блуда как преступного соития.
Не случайно слова «блудить» и «блуждать» родственны.
Заблуждающийся человек всё-таки стремится к цели, зачастую неверной. Блуждающий просто плутает. Иногда, плутая, он начинает плутовать.
Тому есть немало примеров, как в древней, так и в недавней истории, в том числе в мифологической перспективе народов и времён. В-частности, всем известен Одиссей, который в поисках своего родного острова Итаки перепахал килем своего корабля едва ли не всё Средиземное море.
В начале 20-го века крупнейший ирландский писатель Джеймс Джойс создал мастерски выписанную реминисценцию образа вечного скитальца Одиссея в романе – эпопее «Улисс». На страницах этого произведения он показал ужас едва ли не повсеместной урбанизации общества, ведущей к нравственному разложению и умственному заблуждению.
Несчастный Блюм подобно «вечному жиду» Агасферу слоняется по ночному Дублину, попадая то в публичный дом, то в казино, едва не став свиньей на острове Цирцеи, а также придорожной пылью у лестригонов и циклопов нынешней времён, всё более вооружаясь техническими благами цивилизации.1
Один из главных героев финского эпоса «Калевала» Лемминкяйнен, спасаясь от преследований, странствуя по морю, попадает на остров, где обитает много девушек и женщин. Однако, затосковав по родине, он возвращается на свой родной остров. Интересно, что Лемминкяйнен, подобно Одиссею, тоже островитянин, только ожидает его не верная супруга, а старая мать.
Один из ярчайших примеров блуждающей жертвы запечатлён в апокрифах. Это Агасфер или «вечный жид». Легендарный образ весьма распространён в западной литературе.
В 1828 году во Франции вышел перевод книги англичанина Дж. Кроули «Салатьель, или Вечный жид». В 1833 году французский писатель и философ Э.Кине опубликовал мистическую поэму «Агасфер».2 К этой теме обращались И.В.Гёте, П.Б.Шелли, В.А.Жуковский, Д.К.Цедлиц. Наиболее внушительной выглядит эпопея Эжена Сю «Агасфер», созданная в 19-м веке.
Тем не менее, и в 20-м столетии тема продолжает развиваться. Немецкий прозаик Стефан Гейм написал очередной роман под этим же названием. 3
Грандиозный роман великого испанского писателя Мигеля де Сервантеса «Дон-Кихот» посвящен мифической личности, пустившейся в путь по земле Кастилии. В период своих скитаний герой то и дело вступает в бой с силами зла, хотя нередко ошибается в их определении.
К блуждающим жертвам нужно отнести и персонажа драмы норвежского писателя Генрика Ибсена «Пер Гюнт».
После долгих скитаний Пер Гюнт постепенно приходит к выводу о бесцельности своей жизни.
Вот один из диалогов трагедии:
Пер Гюнт: «Что значит на деле самим быть собой?
- Себя побеждать, убить своё «я», не в речах, а на деле себя подчинять беспредельно той цели, к которой тебя приготовил хозяин.
Пер Гюнт: «Так что же, мне в жертву себя принести?
- Приходится, милый…
Восточнославянские мореходы и землепроходцы не блуждали во время продвижения по просторам Сибири, ибо шли не просто так, а «встречь Солнцу», то есть строго на Восток, лишь временно уклоняясь на юг для наведения порядка на правом фланге.
Пожалуй, в безусловной связи с этим необходимо вспомнить библейскую притчу о блудном сыне, согласно которой у отца было два сына.
«По прошествии немногих дней, младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя беспутно». Лук.15.13.
После этого сын, оголодав, решил вернуться к отцу и тот принял его более чем ласково и в ответ на упрёки старшего сына, много лет пребывающего с родителем и трудящегося на ниве и пастбище, ответил: «А о том надо было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил, пропадал и нашёлся». Лук.15.32.
Здесь мы видим явно блуждающую и в то же время нагло блудодействующую жертву, возвратившуюся к исходу или к своему отцу земному, плотскому и кровному. Мы же все должны вернуться к Отцу Небесному, всечасно ожидающему нас.
1 Джойс Д. Улисс.- СПб.:Симпозиум,2000
2 Сю Э. Агасфер.- М.,1992
3 Гейм Стефан Агасфер //Иностранная литература.- 1994.- №9