ч. 301 Блуждающая жертва

Сергей Владимирович Жуков
            Глава 26. Разрушительные жертвы
                §301. Блуждающая жертва


   Блуждающая жертва не просто слоняющаяся или не находящая себе места, но ожидающая блуда как преступного соития.
Не случайно слова «блудить» и «блуждать» родственны.
Заблуждающийся человек всё-таки стремится к цели, зачастую неверной. Блуждающий просто плутает. Иногда, плутая, он начинает плутовать.

   Тому есть немало примеров, как в древней, так и в недавней истории, в том числе в мифологической перспективе народов и времён. В-частности, всем известен Одиссей, который в поисках своего родного острова Итаки перепахал килем своего корабля едва ли не всё Средиземное море.

   В начале 20-го века крупнейший ирландский писатель Джеймс Джойс создал мастерски выписанную реминисценцию образа вечного скитальца Одиссея в романе – эпопее «Улисс». На страницах этого произведения он показал ужас едва ли не повсеместной урбанизации общества, ведущей к нравственному разложению и умственному заблуждению. 
Несчастный Блюм подобно «вечному жиду» Агасферу слоняется по ночному Дублину, попадая то в публичный дом, то в казино, едва не став свиньей на острове Цирцеи, а также придорожной пылью у лестригонов и циклопов нынешней времён, всё более вооружаясь техническими благами цивилизации.1

   Один из главных героев финского эпоса «Калевала» Лемминкяйнен, спасаясь от преследований, странствуя по морю, попадает на остров, где обитает много девушек и женщин. Однако, затосковав по родине, он возвращается на свой родной остров. Интересно, что Лемминкяйнен, подобно Одиссею, тоже островитянин, только ожидает его не верная супруга, а старая мать.

   Один из ярчайших примеров блуждающей жертвы запечатлён в апокрифах. Это Агасфер или «вечный жид». Легендарный образ весьма распространён в западной литературе.
В 1828 году во Франции вышел перевод книги англичанина Дж. Кроули «Салатьель, или Вечный жид». В 1833 году французский писатель и философ Э.Кине опубликовал мистическую поэму «Агасфер».2 К этой теме обращались И.В.Гёте, П.Б.Шелли, В.А.Жуковский, Д.К.Цедлиц. Наиболее внушительной выглядит эпопея Эжена Сю «Агасфер», созданная в 19-м веке.

   Тем не менее, и в 20-м столетии тема продолжает развиваться. Немецкий прозаик Стефан Гейм написал очередной роман под этим же названием. 3
Грандиозный роман великого испанского писателя Мигеля де Сервантеса «Дон-Кихот» посвящен мифической личности, пустившейся в путь по земле Кастилии. В период своих скитаний герой то и дело вступает в бой с силами зла, хотя нередко ошибается в их определении.

    К блуждающим жертвам нужно отнести и персонажа драмы норвежского писателя Генрика Ибсена «Пер Гюнт».
После долгих скитаний Пер Гюнт постепенно приходит к выводу о бесцельности своей жизни.
Вот один из диалогов трагедии:
Пер Гюнт: «Что значит на деле самим быть собой?
- Себя побеждать, убить своё «я», не в речах, а на деле себя подчинять беспредельно той цели, к которой тебя приготовил хозяин.
Пер Гюнт: «Так что же, мне в жертву себя принести?
- Приходится, милый…

   Восточнославянские мореходы и землепроходцы не блуждали во время продвижения по просторам Сибири, ибо шли не просто так, а «встречь Солнцу», то есть строго на Восток, лишь временно уклоняясь на юг для наведения порядка на правом фланге.

  Пожалуй, в безусловной связи с этим необходимо вспомнить библейскую притчу о блудном сыне, согласно которой у отца было два сына.
«По прошествии немногих дней, младший сын, собрав всё, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя беспутно». Лук.15.13.
После этого сын, оголодав, решил вернуться к отцу и тот принял его более чем ласково и в ответ на упрёки старшего сына, много лет пребывающего с родителем и трудящегося на ниве и пастбище, ответил: «А о том надо было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мёртв, и ожил, пропадал и нашёлся». Лук.15.32.

   Здесь мы видим явно блуждающую и в то же время нагло блудодействующую жертву, возвратившуюся к исходу или к своему отцу земному, плотскому и кровному. Мы же все должны вернуться к Отцу Небесному, всечасно ожидающему нас.


1 Джойс Д. Улисс.- СПб.:Симпозиум,2000
2 Сю Э. Агасфер.- М.,1992
3 Гейм Стефан Агасфер //Иностранная литература.- 1994.- №9