Европейские каникулы. Часть 4

Наталья Иванова 26
Бремен

Середина августа. Позади поездка в Москву с удушающей жарой под сорок градусов и дымом от лесных пожаров, превративших родной город в место действия из фильмов о враждебных чужих планетах. Позади встреча с моими любимыми людьми – сыном и его семьей. Я снова в Ганновере, снова с Инго, и снова перед нами стоит вопрос – как провести ближайшие выходные. «Я покажу тебе мой Бремен», - говорит наконец Инго. Решено:  едем в Бремен. Едем на кемпере. Небольшая пробка на автобане, но через два часа мы въезжаем в город, в котором я уже пару раз была и который я немного знаю, как мне кажется. Знаю старый город с бременскими музыкантами, с  красивейшей ратушей, с  собором святого Петра, настолько великолепным, что сразу понимаешь: Бремен был одним из богатейших городов Ганзейского союза. На ратушной площади нас приветствует Роланд –   рыцарь, символ  Бремена. Напротив ратуши стоит не менее красивое здание купеческого собрания с надписью на фронтоне Buten und drinnen, wagen und gewinnen, что я перевела бы как:  дома и на чужбине, рисковать и выигрывать – лого бременских купцов.

Чего я не видела раньше, так это Бюргерпарка (Buergerpark), квартала Остертор (Ostertor),  самого Бремена с его неповторимыми   домами – короче, я не видела Бремена. Я видела только обязательную туристическую программу, а самого города я не разглядела. Инго жил и работал здесь четыре года, успел за это время полюбить этот город и очень хотел, чтобы я тоже его почувствовала и полюбила.
    
Бюргерпарк потрясает не только своими размерами – а это настоящий лес в городе – но и тем, что с самого своего основания и до сих пор он финансируется на деньги горожан. В парке много «именных» скамеек с табличками жертвователей. Любой человек может получить вот такую скамейку со своей именной табличкой, заплатив примерно две тысячи евро. Отбоя от желающих нет. Кружевные деревянные павильоны, в которых можно попить кофе, пива или перекусить, расположены в самых живописных местах. Мы с Инго проехали по парку на велосипедах, посмотрели самые красивые места, потом поехали в старый город, купили жареных колбасок и посидели на площади перед ратушей, отведав пива Beck – бременского пива. Мы проехали еще по улочкам города, потом вернулись к машине и пошли к павильончику, у которого припарковались. Было тепло. Мы сидели и наслаждались природой.  И думали, как здорово, что мы догадались приехать сюда.
    
На следующее утро Инго повел меня в Квартал, как коротко называют бременцы квартал Остертор. Это довольно интересный район города. Здесь обитают не бедные, не богатые, а все вместе. Дорогие бутики соседствуют с арабскими едальнями, кафешкой для груфти. Здесь дешевые магазины и заведения не вытеснили дорогие магазины и бутики. Они научились существовать вместе, и это вполне в духе Бремена с его многовековыми демократическими традициями. Мы с трудом нашли столик в итальянском кафе Piano и заказали, после некоторых раздумий, французский завтрак. На выбор были еще: итальянский, испанский, английский и еще какой-то. В субботу утром найти столик в Квартале практически невозможно: по традиции бременцы приходят сюда позавтракать с семьей, друзьями или просто в одиночку. Французский завтрак удался на славу, круасан мы макали в мед, на багет поместили кусочки разных сортов сыра, заедая все это дыней, ананасом и запивая кофе.
    
После завтрака мы совершили велосипедную прогулку за городом. Тут я впервые почувствовала, что Бремен – не город, а страна. Ведь Бремен – это федеральная земля, как и Гамбург. Я как-то не придавала этому особого значения. До этой прогулки. Мы выехали в пригород Бремена и поехали по дороге (она называется Wimmer), вдоль которой стояли фахверковые (так и хочется сказать: пряничные) дома крестьянских хозяйств. Мы проезжали мимо заливных лугов с пасущимися на них тучными коровами,  и я подумала: как в Голландии. Это не было похоже на Германию. Здесь совсем другой дух. Может, не совсем голландский, но уж точно не чисто немецкий – бременский. Тут и там, а проехали мы километров десять, можно было остановиться на отдых в придорожном кафе. Что мы и сделали, но выбрали не первое попавшееся кафе, а свернули на тропинку, доехали до узкого канала и на паромчике переправились на другой берег. Здесь, в кафе, мы и пообедали. Да, вот почему еще Бремен напомнил мне  Голландию: вокруг города проложены неширокие каналы, по которым можно сплавиться на байдарке или каноэ. Эти каналы очень живописны, соединяются между собой шлюзами, некоторые заросли ряской, кувшинками. Бремен, как и Голландия, лежит ниже уровня моря, чем и объясняется наличие отводных каналов.
    
Вечером мы пошли на Шлахтен – район на берегу реки Везер. Да, да, той самой неширокой и бурной речки Везер, протекающей через Гамельн, Полле, Хехстер. Только этот Везер я не узнала, настолько широкой стала здесь река. Он уже, конечно, не такой стремительный – при такой-то ширине – но это очень заслуженная река, если можно так выразиться. Река-работяга, что очень соответствует трудолюбию и народа, и его городов. Шлахтен – небольшая улица на берегу Везера, на которой расположено очень много кафе, которые летом выставляют столики прямо на набережную, и можно очень приятно провести здесь время, попивая кофе или пиво – с видом на Везер.
    
Инго показал мне еще квартал, в котором он жил четыре года, а также улочки с «бременскими» домами. Эти дома – особенность и достопримечательность Бремена. Они, как правило, трехэтажные, и у них два входа. Один вход с высоким крылечком ведет в квартиру на высоком первом этаже, а другой вход ведет в подвал. В подвале – не удивляться! – тоже квартира. Там высокие большие окна, поэтому не темно. С другой стороны дома из этих квартир есть выход в сад, в то время как у квартир, расположенном на первом этаже, есть террасы. Перед домом – обязательный палисадник за кружевным низким заборчиком, а в палисадничке – праздник цветов. Я все ходила, смотрела, восхищалась, и постепенно проникалась Бременом, его дух обретал черты. Ведь каждый город имеет свое лицо, свой неповторимый характер, отличается только ему присущим своеобразием. Бремен – купеческий город, был и остался таковым. Его невысокие дома отличаются основательностью, они крепенькие, как боровички. И еще Бремен – город  довольных, счастливых купцов. Стоит только посмотреть на деревянную резьбу, так украшающую многие здания в городе, чтобы убедиться в этом. Если богатство заслуженное, заработанное, то проявляется качество (в народе, в городе, в государстве), которое в Основном законе (Конституции) Германии отмечено особо. Это – достоинство. Первая глава Основного закона гласит: достоинство человека неприкосновенно. И как будто в сознании есть некая антенна, которая и улавливает это чувство собственного достоинства, которым пропитан город Бремен.
    
На следующее утро – уже в воскресенье – мы пошли в один из павильонов Бюргерпарка, в котором по многолетней традиции проходит так называемый Fruehschoppen. Сначала я  это слово перевела как  утренний поход за покупками. Можно себе это так представить: человек выходит воскресным утром из дома, чтобы купить, скажем, булочек к завтраку  или молока, и, встретив приятелей или заслушавшись уличных музыкантов, надолго исчезает из поля зрения домашних. Можно сказать, до обеда исчезает. Потому что Fruehschoppen – это утренние концерты различных групп на непритязательных сценах города. Но на самом деле это слово означает просто-напросто «завтрак». Мы сидели в Бюргерпарке, можно сказать, в лесу. На лесной сцене выступала какая-то рок-группа, послушать которую под утренний кофе или утреннее же пиво собрались бременцы – съехались со всех районов города. Мы с Инго очень любим наблюдать жителей городов, которые посещаем. А Бремен – особенно интересен для наблюдения, потому что город совершенно особенный, значит, и его жители должны быть особенными. Что можно сказать о бременцах? Они в своей массе гораздо элегантнее жителей Ганновера. Я сказала Инго слово, которое первым пришло мне в голову – stilvoll – стильные. Люди с чувством стиля. Если человек думает о том, какой стиль ему свойственен, в каком стиле он комфортно себя ощущает, значит, у него довольно высокая самооценка. Вот оно – достоинство.
    
Было немного жаль покидать Бремен. Мы ехали по автобану в сторону Ганновера и скоро въехали в дождь, который, как выяснилось, шел в Ганновере все выходные. А в Бремене не упало ни капли! Благословенный, богатый ганзейский город Бремен! Какое счастье, что я тебя узнала!