Пернатые ангелы

Елена Орловская Журналист
Охота, рыбалка, фотография… У 72 летнего жителя Славянска – на – Кубани  Краснодарского края Юрия Ярошенко очень много увлечений. Однако, настоящей своей страстью он называет пернатых.

Поднимаемся по крутой, почти вертикальной лестнице, и оказываемся на втором этаже многоярусного «дома». Его для своих любимцев Юрий Михайлович Ярошенко построил сам.  В «квартирке» справа обитают четыре пары голубей – у них недавно появились птенцы. Слева – в бОльших апартаментах – расположились 14-ть. Продумано все и для экскурсантов: чтобы зеваки не скатились кубарем с экстремального «подъемника», хозяин приладил к нему небольшие перильца и настелил площадку, с которой открывается вид на подворье.

Вот 72 летний  пенсионер распахивает одну из дверей, и навстречу ему устремляются пернатые питомцы. Встревоженные присутствием чужого человека, голуби начинают бешено мотаться по метровой комнатке: черные, коричневые, белые пятна. Кажется, чтобы успокоить эту многоголосую толпу, нужно не меньше часа. Однако, стоит голубеводу бесстрашно нырнуть в смерч из крыльев, как уже через пару секунд пернатые мирно воркуют на своих жердочках.

- Я держал и «космачей», и «бухарских барабанщиков», - уточнил Юрий Михайлович, ловко и в то же время бережно хватая коричневую, с белым воротничком на груди, птицу. – Вот это моя любимая порода. Называется она «Артамон». Сейчас в голубятне живет четыре разновидности птиц. Всего в мире, говорят,  порядка 800-т пород.

По словам голубевода, любовь к пернатым проснулась у него еще в детстве. Он и так был неравнодушен ко всему живому – дома держали и уток, и скот – а тут приятель отца подарил 10 летнему мальчишке голубя и голубку. Черно-белая парочка, так называемые «ташкентцы», дала потомство. Уже тогда маленький Юра подметил, что некоторые птенцы рождаются хилыми и задумался над тем, как вырастить пернатых «всем на загляденье». Однако, в юности прослыть настоящим голубеводом не получилось – помешал отец.

- Я поступил в брюховецкий техникум на электрика, и папа поставил условие: учеба или голуби. Мол, если выбираешь пернатых, иди работать. Дело в том, что я был увлекающимся парнем: выйду на крыльцо на пару минут и час смотрю, как питомец парит в вышине. Или еще хуже – бегу за улетающим голубем на другой край станицы Брюховецкой. Тогда казалось, без моей помощи и контроля они домой не вернутся. Вообщем, попросил я у отца месяц на то, чтобы расформировать голубятню – дали неделю.

Юрий Михайлович  признался, тяжелее всего ему было расстаться со своим любимцем – мурогрудым голубем. Птица получила прозвище «Мурый» за то, что при черном окрасе грудь ее, словно дробью, была побита белыми пятнами. Любимца отдали в соседнюю станицу. Удивлению семьи Ярошенко не было предела, когда через полгода они увидели Мурого на крыше своего дома.

 - Несмотря на то, что крылья его были связаны, голубь вернулся домой. Получается, пешком пришел. Помню, взял птицу на руки и заплакал. Он пожил у нас немножко, а потом все равно я отдал его добрым людям.

Пернатые вновь появились в доме Юрия Михайловича в 2005 году, спустя 47 лет! Говорит, то «на этаже» ютились, то работали с утра до вечера: не до голубей было. С выходом на пенсию энергетик понял:  птицы не просто его хобби, а страсть. Поехал в соседнюю станицу и купил двух «космачей», отдав по тысяче - полторы за штуку ( в наши дни, по словам Ю. Ярошенко цена породистого голубя может доходить до 50 тысяч рублей, - прим. авт).

Сейчас  на подворье славянца обитает почти полсотни голубей. Юрий Михайлович держит их дом в образцовом порядке. А ухаживать за пернатыми – дело не простое.

- Я намеренно сделал помещения такими большими. Нельзя допускать скученность птиц. Еще для питомцев вреда грязь, поэтому убираюсь здесь еженедельно. Вот придумал специальные стенки для поилок: чтобы помет не попадал в воду.

И питаются голуби усиленно. Каждому положено 35-40 грамм зерна в сутки. Да не одинакового, а десяти сортов. За таким Юрий Михайлович отправляется не на рынок – в специализированные магазины. Балует  он питомцев и зеленью: петрушкой, люцерной, листьями одуванчика. А еще пенсионер сам лечит голубей.

 - Прививал их от оспы. Каждого. Укол делал не обычной иголкой, а размером с ту, которая стоит в швейных машинках. Поднимал крыло и метил в перепонку.

По словам Юрия Михайловича, несмотря на то, что пернатые – не его специальность, а всего лишь хобби, он таки не обычный любитель, а голубевод. Не  просто держит птиц, но и кольцует их, отслеживает маршруты, выводит чистые линии пород. Например, каждая комната в голубином доме разбита на отсеки-гнезда, имеющие свой порядковый номер. Любое прибавление согласно цифре пенсионер записывает в специальную тетрадь. Так проще понять, от каких родителей вывелись птенцы.

 - Я стараюсь следить за тем, чтобы голуби не спаривались по родственным связям, ну, например, дочь с отцом или брат с сестрой. Потомство потом выходит некудышное, хилое. Понимаете, есть «дворяне» – породистые птицы, а есть «чернь» - она гуляет в парках, на остановках. Мне интересно получить «чистых» малышей. Хотя,  в природе все бывает.

А еще Юрий Михайлович наблюдает за поведением питомцев. По его словам, их жизнь мало чем отличается от нашей, людской. А в некоторых случаях человеку есть чему поучиться у пернатых.

 - Голуби не спаруются, пока самец не докажет самке свою способность кормить потомство. Также за несколько дней до появления на свет новых малышей, пара перестает содержать старших «детей». Один справляется, другой – стонет на всю голубятню, ждет пищи, а потом погибает. Птицы эти, кстати, живут 15-20 лет. У меня «пенсионеров» нет.

За жизнь в довольстве голуби благодарят своего хозяина полетом. Юрий Михайлович уверяет: за один только спектакль в воздухе стоит держать этих птиц! Ведь все они летают по-разному: «вертуны» - крутятся до земли через крыло, «белобородые» - парят как воздушные змеи, а, переворачиваясь, делают хлопок крыльями. Будто аплодируют сами себе. Есть в «доме» и своя «тамада» -  белая голубка, поднимающая стаю. По словам пенсионера, специально на эту должность он ее не назначал и ничему не учил. Голубка  сразу дала собратьям понять: она – лидер. Во время полета  рванет ввысь – все за ней. Потому и «тамада».

- Есть еще одна особенность, - раскрывает секрет Юрий Михайлович, - нельзя выпускать в полет птиц разных пород. У  них  разная скорость движения. Это все равно, что смешать на одном стадионе спортсменов, бегущих кросс и занимающихся спортивной ходьбой. Получится куча мала. То же с моими ангелами.

Кстати, только ангелами пенсионер  своих питомцев и кличет. Говорит, он человек верующий и даже суеверный, а голубь все-таки библейская птица. К тому же занимаясь питомцами, славянец чувствует поистине божественное умиротворение.

Голуби - моя отдушина. В будущем хочу передать дело внучке Зое. Сейчас ей всего 11 лет, но она уже проявляет к пернатым неподдельный интерес и слывет моей главной помощницей на голубятне, - отметил напоследок Юрий Михайлович.

Источник:#Краснодарский Курьерь#(номер14, апрель 2014)