Общая теория Времени как путь к Теории Всего

Сергей Горский Москва
                Если будет такой тип теории, которая объяснит всё,
                то она должна отличаться от всех известных нам теорий.

                Роджер Пенроуз

                «Теории всего», оставляющие за скобками жизнь и сознание,
                скорее всего, ни к чему нас не приведут.

                Роберт Ланца «Биоцентризм»





В узком смысле, «теория всего» – гипотетическая универсальная теория, описывающая все 4 вида известных фундаментальных взаимодействий: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое. В широком смысле, «теория всего» – гипотетическая универсальная теория, которая объясняет все загадки Вселенной, начиная от космологии и космогонии и заканчивая тайнами жизни и сознания.
 
Ничего подобного в современной науке на настоящий момент времени не существует. Не существует даже общепризнанной квантовой теории гравитации. Зато существуют диаметрально противоположные взгляды на время и пространство в различных научных теориях: классической механике, квантовой механике, теории относительности, термодинамике, причинной механике. Эти теории по-разному оценивают роль и значение времени в мироздании, оперируют различными понятиями времени и пространства и по-разному оценивают взаимосвязь времени и пространства.
 
Так, в классической механике Ньютона и пространство, и время выступают в роли Абсолюта. Время является Абсолютом и в квантовой механике. Однако в теории относительности время  уже не абсолютно, там действует принцип относительности одновременности. 

То же самое касается пространства: в классической механике действует геометрия Эвклида, теория относительности оперирует понятием четырёхмерного риманова пространства, квантовая механика – понятием бесконечномерного гильбертова пространства.

В теории относительности Эйнштейна пространство и время непрерывны, а в теории петлевой квантовой гравитации Ли Смолина время и пространство дискретны, квантованы.

Различные взгляды на время и пространство препятствуют созданию даже единой теории гравитации, общей для макромира и микромира, не говоря уж о создании «теории всего» в узком и широком смысле.

В теории относительности гравитация определяется как изменение кривизны пространства-времени, а в квантовой механике это правило не действует. Почему? Дело в теории гравитации или дело в теории времени и пространства?

А что объединяет и классическую механику, и теорию относительности, и квантовую механику – это то, что все они симметричны и обратимы во времени. Это служит их гигантским отличием, например, от термодинамики, которая несимметрична во времени.

Асимметрия во времени описывается различными стрелами времени: термодинамической, космологической, психологической [1]. Временная симметрия в уравнениях является математической фикцией, которой нет места в реальной жизни. Эта ложная симметрия является фундаментальным изъяном всех теорий, основанных на данном постулате, то есть и классической механики, и квантовой механики, и теории относительности.

Теория Времени советского профессора Пулковской обсерватории Н.А. Козырева вводит понятие асимметрии во времени. Эта асимметрия изучается причинной (несимметричной) механикой, основы которой заложил профессор Козырев. Асимметричная или причинная механика обнаруживает у времени активные свойства, благодаря которым физическое время оказывает колоссальное воздействие на ход всех событий в мире, начиная от светимости звёзд и заканчивая процессами жизни и психическими явлениями. Этого нет ни в классической механике, ни в квантовой, ни в теории относительности.

Что ещё выделяет причинную механику из общего ряда теорий – это утверждение о реальности времени. Так, основатель теории относительности Альберт Эйнштейн в своё заявил, что время иллюзорно. Поэтому в теории относительности время служит лишь дополнительным придатком к трём измерениям пространства. То есть, по мнению Эйнштейна, время – иллюзорный эпифеномен, который можно измерить стрелками часов, но который не обладает самосущностью, как, например, материя, вещество.

В причинной механике Козырева Время – уже не иллюзия релятивистов, а самая настоящая физическая реальность. По аналогии с физическим вакуумом, который отличается от простой пустоты, физическое время, Время с большой буквы, также отличается от того, что показывают стрелки часов. Как утверждал Н.А. Козырев, Время обладает активными свойствами, которые оказывают влияние на вещество и на ход всех процессов в мире. 

Мнения о времени разнятся. Разнятся и научные теории, каждая из которых использует своё понимание времени, порой диаметрально противоположное взгляду иной теории. Лучше всего это видно на примере квантовой механики и теории относительности. Неудивительно, что синтеза КМ и ОТО как не было, так и нет.

Общая теория Времени призвана свести к общему знаменателю понятие времени и пространства в различных теориях, различных научных дисциплинах. Для некоторых теорий это сведение к общему знаменателю может оказаться роковым. Так, в квантовой теории гравитации необходимо будет делать выбор между абсолютным временем КМ и относительным временем ОТО. Облегчит  сделать сей непростой выбор представление о фундаментальности Времени, на чём настаивает выдающийся американский физик Ли Смолин:

«В прошлом столетии многие учёные считали, что время возникает из некоего фундаментального свойства природы, при описании которого понятие времени неприменимо. Я уверен (насколько это позволительно ученому), что они ошиблись. ВРЕМЯ – ВОТ ЕДИНСТВЕННОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ», – утверждает Ли Смолин, автор книги «Возвращение времени. От античной космогонии к космологии будущего» [2].   

Исходя из реальности и фундаментальности времени, Общая теория Времени делает принципиальный выбор в пользу абсолютного времени квантовой механики, без всяких придумок об относительности одновременности в теории относительности. Этот выбор идёт в русле утверждения Роджера Пенроуза в его книге "Новый ум короля", что  «большинство работающих в этой области ученых полагают, что объединение двух величайших теорий двадцатого века не затронет законов квантовой механики, в то время как общая теория относительности должна претерпеть изменения».

А проблема с различными пространствами и их геометриями решается элементарно просто – в отличие от времени пространство оказывается иллюзией:

«По-моему, ПОРОЧНОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ ЭТО ТО, ЧТО ПРОСТРАНСТВО РЕАЛЬНО. Я полагаю, что принципиально не существует не время, а пространство, геометрия и гравитация. Квантовая теория гравитации будет без пространства, но со временем. Мы можем выбросить пространство, но сохранить время – игра стоит свеч», – утверждает физик Фотини Маркопулу [3].

Общая теория Времени способна стать фундаментом для всех видов научных теорий и послужить делу их объединения в «теорию всего». По мнению Ли Смолина, из этого фундаментального понятия, ВРЕМЯ, единого для природы на глубинном уровне реальности, вытекают все производные понятия, которые сейчас считаются фундаментальными, включая движение материи, электромагнитные и гравитационные взаимодействия и даже само пространство во всём своем теоретическом и геометрическом многообразии.

Новый взгляд на Общую теорию Времени как фундамент мироздания включает как постулаты причинной механики, его реальность и фундаментальность, так и ряд новых положений.

1) ВРЕМЯ КАК ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

Время является не пассивным измерителем событий, а физической реальностью.

Великие философы и физики Нового времени, периода расцвета наук – от Канта до Эйнштейна – долго убеждали нас в нереальности времени, в его иллюзорности. Эйнштейну принадлежит знаменитая фраза:

«Для нас, убеждённых физиков, различие между прошлым, настоящим и будущим – не более, чем иллюзия, хотя и весьма навязчивая».

И вот появляются учёные, которые во всеуслышание заявляют, что время не иллюзорно, а реально. Хотя каждый из них вносит свой смысл в понятие реальности времени. Если для советского учёного Н.А. Козырева реальность времени означает, что «Время с большой буквы» (так была названа одна статья Мариэтты Шагинян 1959 года на эту тему) – физическая реальность наподобие материи, то для современного американского физика Ли Смолина реальность времени  означает, что  «если мы принимаем реальность времени, то не может существовать уравнений, исчерпывающе описывающих мир. У него есть свойство, которое не поддается такому описанию: всегда наличествует некоторый момент времени» [2]. По мнению Ли Смолина, это означает эволюцию физических законов, законов природы.

2) КВАНТОВАННОСТЬ ВРЕМЕНИ И КВАНТИНУУМ

Время, как и пространство, квантовано [4]. На место непрерывного континуума приходит дискретный КВАНТинуум [5].

3) НЕЛОКАЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ

Время является нелокальной стихией. Это означает, что Время как физическая реальность  не распространяется, как свет, с некой конечной скоростью, а появляется сразу во всей Вселенной. Появляется мгновенно и одновременно. «На ось времени вся Вселенная проецируется одной точкой», – с полным основанием заявил полвека назад профессор Козырев.

Нет никакой относительности одновременности, существующей в теории относительности. Время Абсолютно. Ли Смолин примиряет относительное время ОТО с абсолютным времени КМ при помощи формодинамики [6].

4) МАГИЧЕСКАЯ ГОЛОГРАФИЧНОСТЬ ВРЕМЕНИ И КВАНТОВАЯ НЕЛОКАЛЬНОСТЬ

Квантованность и нелокальность Времени означают, по идее, его «магическую голографичность» (выражение д.ф.н. Е.А. Торчинова). «Магическая голографичность» подразумевает, что в ОДНОМ кванте Времени, элементарном миге между прошлым и будущим, отражаются одновременно ВСЕ 10^184 квантов пространства, соединяя их в гигантскую голографическую сеть, Интернет Вселенной. Таким образом все материальные объекты во Вселенной оказываются связаны между собой мгновенной связью посредством физического времени.

Это и есть элементарная разгадка Эйнштейновского «призрачного действия на расстоянии», которое проявляется у элементарных частиц. Нелокальное взаимодействие осуществляется посредством нелокального Времени, которое порождает и пространство, и материю в виде элементарных частиц. Фотини Маркопулу называет этот процесс «геометрогенезис» [2].

В этом «призрачном» голографическом мире существуют нелокальные корреляции, а то, что они коррелируют – вещество – не существует. Соответственно, нет ни вещей, ни предметов, обладающих самосущностью. Все они являются частью Целого и существуют исключительно в потоке Времени.

Эта непростая истина передаётся древней буддийской мудростью:

            «Вещи черпают своё существование и природу во взаимозависимости, и не являются ничем сами по себе».

5) ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ВРЕМЕНИ И КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА

Вся квантовая механика, которая изучает кванты энергии, служит приблизительным описанием Общей теории времени, в которой действуют кванты времени, порождающие кванты энергии.

«Я убежден, что квантовая механика — не окончательная теория. — утверждает Ли Смолин в сборнике "ВО ЧТО МЫ ВЕРИМ, НО НЕ МОЖЕМ ДОКАЗАТЬ. — Я верю в это, потому что никогда не встречал интерпретации квантовой механики, которая бы имела для меня смысл. Я тщательно изучил самые разные интерпретации и формулировки, я много о них думал, но до сих пор не могу уловить смысла квантовой теории. В частности, мне кажется, что проблему измерения невозможно разрешить, не меняя самой теории.

Это значит, что КВАНТОВАЯ МЕХАНИКА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТОЛЬКО ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ БОЛЕЕ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. Тогда должны существовать скрытые переменные, усреднённые для получения приблизительного, вероятностного описания, которое и является квантовой теорией. Из экспериментальных исследований неравенств Белла мы знаем, что любая теория, которая не противоречит квантовой механике в тех экспериментах, в которых она была проверена, должна быть нелокальной. Квантовая механика основана на нелокальности, как и все другие, более осмысленные теории, которые могли бы ее заменить. Таким образом, любые дополнительные скрытые переменные тоже должны быть нелокальными».

А ВРЕМЯ, как мы помним, тоже нелокально.

«Фундаментальная физическая теория, поиском которой мы заняты, не будет описывать движение материи в пространстве, не будет постулировать гравитационные и электромагнитные взаимодействия как фундаментальные и не будет квантовой. Все эти свойства возникли на сравнительно поздних этапах расширения Вселенной» [3].

6) ВРЕМЯ И ЭНЕРГИЯ

В мире, где Время является могучим потоком энергии, а не простым измерителем длительности событий, любая энергия есть трансформированная энергия потока физического времени.

«Даже будучи полностью неподвижным, любое существующее тело тем не менее, как следует из теории, всегда продолжает своё движение во временном измерении. Такое движение несёт в себе колоссальную энергию потока времени, малую частичку которой человечество уже испытало на себе в виде ядерных взрывов. Именно эта энергия движения во времени и проявилась в специальной теории относительности как упоминавшаяся выше таинственная энергия покоя. Все материальные тела вовлечены в этот непрерывно протекающий процесс, который мы воспринимаем как движение времени» [7]. 

Энергия является мерой движения, а движется в конечном итоге не материя, а само Время с большое буквы, Высшая и окончательная реальность Вселенной. Знаменитая апория Зенона «летящая стрела», даёт ясное представление, что если в каждый элементарный миг, квант времени, летящая стрела покоится, то движется в этом случае само Время как физическая реальность и поток энергии.

7) АКТИВНЫЕ СВОЙСТВА ВРЕМЕНИ

Время обладает активными свойствами, которые вызваны несимметричностью прошлого и будущего. Эти активные свойства — ход времени, то есть скорость перехода причины в следствие, и плотность времени, которая подобна интенсивности света — где ярче, а где тусклее. Чем ярче «светит» Время — тем больше в нём организации, Жизненной силы, чем тусклее — тем меньше.

               «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Евангелие от Иоанна 1:5). 

8) ТРИ МИРА РАЗЛИЧНОГО ХОДА ВРЕМЕНИ

Скорость хода Времени разделяет мир на три части:

1. микромир квантовой механики, где активные силы времени равны нулю, и царит полная неопределённость вкупе с нелокальностью;

2. макромир классической механики Ньютона, где активные силы времени бесконечно велики. Это привычный  мир локального реализма и механического детерминизма.
 
3. мезоскопический мир причинной механики на границе между этими двумя мирами, микромиром и макромиром, где активные силы времени имеют конечную величину — 2 200 км/сек. Согласно Н.А. Козыреву, именно этот пограничный мир конечного хода времени и является источником звёздной энергии и служит Жизненным началом Вселенной:

«Несимметричность законов механики может означать только одно, что время обладает некоторым несимметричным свойством, связанным с неравноценностью реального Мира и его зеркального отображения. Это свойство времени может быть названо направленностью или ходом. Теперь можно сказать, что из астрофизических данных следует существование направленности времени. В силу этой направленности время может совершать работу и производить энергию. Итак, звезда является только кажущимся  perpetuum mobile: звезда черпает энергию из хода времени» [8].

«Механика Ньютона-Эйнштейна и атомная механика приводят к первому и второму началам термодинамики. Поэтому в Мирах, отвечающих этим механикам, возможны только процессы, при которых происходит возрастание энтропий, ведущее к тепловой смерти. Реальный же Мир, благодаря конечности хода времени с2, имеет своеобразные свойства. Этот Мир может бороться со смертью противоположными процессами, которые могут быть названы процессами жизни, если употреблять это слово в самом широком его смысле» [8].

Отношение скорости хода Времени (2 200 км/сек) к скорости света (300 000 км/сек) приблизительно равно так называемому «числу Бога», постоянной тонкой структуры Зоммерфельда, равной  1/137.  Вот что писал об этом таинственном числе Ричард Фейнман:

«Вам, конечно, хотелось бы узнать, как появляется это число: выражается ли оно через Пи или, может быть, через основания натуральных логарифмов?

Никто не знает. Это одна из величайших проклятых тайн физики: магическое число, которое дано нам  и которого человек совсем не понимает. Можно было бы сказать, что это число написала "рука Бога", и "мы не знаем, что двигало Его карандашом"» [9]. 

Похоже, что "руку Бога" двигало Божественное Время. Любопытно отметить, что в  древней персидской  мифологии верховным Божеством был Зерван, который персонифицировал время и судьбу. Для своих адептов Зерван был верховным  Богом  и мыслился как Бесконечное Время (Зерван Акарана). Зерван Акарана  существовал  изначально,  когда весь мир пребывал в эмбриональном состоянии, и будет существовать вечно, когда весь мир погибнет.

9) АКТИВНЫЕ СВОЙСТВА ВРЕМЕНИ И «БЕЛЫЕ ПЯТНА» ФИЗИКИ И ПСИХИКИ

Вполне вероятно, что активные свойства Времени, которые проявляются во временнОй гравитации, служат ключом и к разгадке тайн психики, сознания и мышления. Заметьте, для специалиста эти три слова отнюдь не являются синонимами. Сознание  является формой психической деятельности наряду с гигантскими пластами бессознательного начала психики и подсознанием, а мышление служит составной частью психики наряду с ощущениями, дверьми восприятия,  эмоциями, памятью и т.д.

Как отмечал знаменитый учёный, сэр Роджер Пенроуз, в самом начале вступления к своей книге «Новый ум короля»:

«В частности, я утверждаю, что явление сознания не может быть описано в рамках современной физической теории».

А вот что он же написал там же о мышлении: 

«Мои рассуждения в том виде, в котором они представлены в книге, направлены на достижение двух целей. Первая из них — это стремление показать, опираясь главным образом на результаты, полученные Гёделем (и Тьюрингом), что математическое мышление — а, следовательно, и умственная деятельность в целом — не может  быть  полностью описано при помощи чисто «компьютерной» модели разума.  Именно  эта часть моих умозаключений вызывает у критиков наиболее настойчивые возражения. Вторая цель — показать, что сегодня в физической картине мира есть существенное  «белое пятно», а именно: отсутствует «мостик» между субмикроскопическим уровнем квантовой механики и макромиром классической физики. С моей точки зрения, теория, которая однажды восполнит этот пробел, должна  будет  в значительной степени помочь понять  физические  основы феномена сознания. Более того, в этой искомой области физики должно быть заложено нечто, выходящее за рамки только вычислительных действий».

По сути дела это утверждение Пенроуза означает, что человеческий мозг не является биокомпьютером, как многие по простоте душевной привыкли считать. Его работа основана не на вычислении и не на обработке алгоритмов, как в обычном PC (или даже необычном квантовом компьютере), а на некой таинственной  «объективной редукции», которая для современной науки — сплошное «белое пятно». Если на планете Земля «белых пятен» практически не осталось, то в вопросах, связанных и физикой, и с психикой, этих «белых пятен» — пруд пруди. Искомое «белое пятно» находится в пограничной зоне между мирами с различным ходом Времени:

«…Это "белое пятно" лежит где-то на границе между "субмикроскопическим" миром, в котором правит квантовая механика, и непосредственно воспринимается нами макромиром, подчиняющимся законом классической физики».

А именно в этом «белом пятне» и действуют активные силы физического Времени (см. пункт 8). То есть гипотетическая «объективная редукция» сэра Роджера Пенроуза  (англ. —  “objective reduction”), которая представляет собой спонтанную редукцию квантового состояния за счёт внутренних гравитационных эффектов и которая отвечает, по его мнению, за наше мышление, может быть реальным  проявлением активных свойств Времени и темпоральной, временнОй гравитации. Мы мыслим за счёт активных свойств Времени! Мыслим, следовательно, существуем!

10) ДВА МИРА, ДВЕ РЕАЛЬНОСТИ ГОЛОГРАФИЧЕСКОГО КАЛЕЙДОСКОПА ВСЕЛЕННОЙ

Материальный мир, распростёртый в пространстве, сутью которого является движение материи, служит явной, развёрнутой надстройкой над скрытым от ока и разума истинным фундаментом мироздания — миром глубокой, скрытой реальности, в которой правит бал Время как физическая реальность. Сутью этого мира служит движение Времени. В этой глубокой темпоральной и нелокальной реальности ни пространства, ни материи не существует.

Движение материи, живой и мёртвой, а также мысли на развёрнутом, экспликативном уровне реальности является производным от движения физического времени на скрытом, свёрнутом, импликативном уровне реальности. Фундаментальное движение Времени с большой буквы вращает Вселенский Голографический Калейдоскоп: http://proza.ru/2020/05/08/221

Вращение этого Холос-Калейдоскопа материализует информацию, жизнь и мысль, несомую физическим временем и зашифрованную в мире свёрнутой, глубокой реальности, в иллюзорном мирке привычного человеческому сознания пространства. Так рождается многоликий мир материи, жизни-смерти, ума-разума. 

              Миг сделает одно движенье —
              И новое в миру явленье! 

11) ЕДИНЫЙ УМ

Скрытая, глубокая темпоральная (ВременнАя) реальность представляет собой мир нелокального Единого, в котором потенциально существуют и материя, и сознание, зато пространство отсутствует. С философской точки зрения, это передаётся понятием двухаспектного монизма.

Можно взглянуть на это Единое и глазами дуалистов. Согласно дуализму Декарта, в мире без пространства, которое он называет «субстанция протяжённая» (лат. — res extensa) существует только «субстанция мыслящая» (лат. — res cogitans).

Буддисты школы йогачара-гарбха  эту единую мыслящую, когнитивную субстанцию назвали по-своему: Единый Ум (Экачитта).

          «Единственной реальностью является изначально пробуждённый Единый Ум (экачитта)» [10].   

Именно этот Ум в философии буддизма служит чем-то вроде истинного света, оставляющего колышущиеся тени на стенах знаменитой Платоновой пещеры. Когда человек, используя изощрённую психотехнику, становится способен видеть сам свет, а не тени от него, тогда он и становится истинным обладателем Единого Ума. Это и составляет суть буддийского Пробуждения, за которым стоит ликвидация субъект-объектной дихотомии, противопоставления маленького локального человечка и огромной нелокальной Вселенной. Нелокальное сознание, обретаемое в акте иррационального Пробуждения, дарует человеку Знание, превращая его в нелокальную личность.

«Достигая пробуждения (подобно царевичу Сиддхартхе Гаутаме под Древом Бодхи), человек <...> реализует тождественность своей собственной природы с природой Единого Ума. В результате все феномены сансары исчезают, подобно сну после пробуждения или волнам после того, как прекращает дуть вздымающий их ветер» [10]. 

Это положение созвучно заключительным строкам знаменитого произведения Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление», в котором он утверждает, что «с уничтожением воли испаряется мир», то есть все феномены, явления материального мирка горести и страдания исчезают:

«Мы, напротив, открыто исповедуем: то, что остается после окончательного упразднения воли для всех тех, кто еще исполнен воли, есть, конечно, ничто. Но и наоборот: для того, чья воля обратилась назад и отринула себя, этот наш столь реальный мир со всеми его солнцами и млечными путями — ничто».

12) ДВУХАСПЕКТНЫЙ МОНИЗМ И ТАЙНЫ ПСИХИКИ

Физическое время, насыщенное энергией, способно предоставить новые подходы к пониманию физических механизмов мышления и к новому взгляду на психофизическую проблему.  Какова взаимосвязь физики тела и психики мозга? Что движет мыслью? Какое направление в философии сознание истинно, а какое ложно: дуализм или монизм? 

Известный американский научный журналист Джон Хорган в своём бестселлере 1996 года «Конец науки» вопрошает:

«Самым часто встречающимся возражением дуализму является следующее: он нарушает сохранение энергии. Как может разум, если он не существует физически, вести к физическому изменению в мозгу?». 

Так и может — посредством физического времени, несущего в себе энергию. Этой энергии в мудрой человеческой головушке вполне достаточно для того, чтобы «шевелились мысли». А сами мысли порождаются психофизическими элементами, именуемыми в буддизме «дхармами», под воздействием хода физического времени.

В таком случае конец старой физики как науки, о котором заявили как-то раз Альберт Эйнштейн и Джон Хорган, науки, основанной на локальности и  изучении движения материи, означает начало новой науки, основанной на нелокальности и изучении движения информации посредством физического времени.

С точки зрения Общей теории времени, истинным является двухаспектный монизм, который утверждает, что и физика, и психика являются проявлением одной и той же окончательной реальности, но в её различных аспектах. Эта окончательная реальность именуется «Время с большой буквы».

В терминологии Баруха Спинозы это означает, что Время с большой буквы — физическое время — является философской субстанцией, а материя и сознание — её атрибутами.

Такая точка зрения обеспечивает новые подходы к таинственным явлениям человеческой психики, известным как пси-явления:

            «Некоторые ученые высказывают мнение, что само определение жизни следует дать, исходя из негэнтропийных свойств и особенностей живой материи, что особенно важно для нашего рассмотрения времени в живых системах. Отсюда логичный вывод, что «…СУЩЕСТВО  ЖИЗНИ  ЗАКЛЮЧАЕТСЯ  В  ПРОЦЕССАХ,  НАПРАВЛЕННЫХ  ПРОТИВ ВОЗРАСТАНИЯ  ЭНТРОПИИ.  ЭТО  ОЗНАЧАЕТ,  ЧТО  В  ОРГАНИЗМАХ  В  НЕКОТОРЫХ ПРОЦЕССАХ  ХОД  ВРЕМЕНИ  МОЖЕТ  ОТЛИЧАТЬСЯ  ОТ  МИРОВОГО  ХОДА  ВРЕМЕНИ» (Н.А. КОЗЫРЕВ). 
            Если следовать дальше логике нашего рассуждения, то можно предположить, что для микропространства  биологических макромолекул время может иметь необычный ход. В частности, поскольку в микромасштабах биомолекул энтропия не образуется, то, следовательно, там имеется ход времени, обратный мировому, который условно можно назвать отрицательным, считая общий ход времени положительным
        <…> Все вышесказанное означает, что даже на микроуровне живые системы обладают уникальной способностью изменять ход времени и, как будет видно из дальнейшего, это находит своё наиболее полное выражение в динамических изменениях свойств времени при высших формах движения материи — при психической деятельности человека.
        <…> Многочисленные эксперименты и описания в пси области свидетельствуют, что при психической деятельности отмечается уникальная способность человека взаимодействовать со временем и пространством. Психическая деятельность как высшая форма движения проявляется в особых пространственно-временных взаимоотношениях на микро- и макроуровнях, свойственных только этой форме движения.
        <…> По-видимому, одна из специфических особенностей высшей формы движения материи при психической деятельности состоит в реальной смене, изменении и трансформации пространственно-временных форм материи, в создании «пространства-времени» с различными метрикотопологическими свойствами, с различными типами инвариант, в своеобразной связи и взаимодействии внутреннего и внешнего времени и пространства» [11].

Авторам сих строк — доктору биологических наук, профессору Александру Петровичу Дуброву и доктору психологических наук, профессору Вениамину Ноевичу Пушкину —  вторит российский физиолог, академик, директор Института мозга человека РАН Святослав Всеволдович Медведев, сын Натальи Петровны Бехтеревой:

«Думаю, придёт время заняться изучением явлений, которые сейчас считаются несуществующими: феноменом предвидения, выходом души из тела, возможностями телепатии, вещими снами. <…> У некоторых людей это врождённые качества (в этом случае мы говорим о таланте или даже гении). Они могут проявляться, например, при постановке сверхзадачи в виде озарений и сопровождаться ИЗМЕНЕНИЕМ ВНУТРЕННЕГО РЕЖИМА ВРЕМЕНИ.

— ТО ЕСТЬ ВРЕМЯ В МОЗГЕ ТЕЧЁТ КАК-ТО ИНАЧЕ?

— ВОЗМОЖНО, ЧТО И ТАК. В особенно сложных структурах энергия может переходить во время или пространство и наоборот. Иначе говоря, не исключено, что мозг в своём объёме способен изменять законы пространства-времени. Теоретически можно себе представить, как сложная нейронная сеть (совокупность  миллиардов нейронов) локально, в объёме головы, модифицирует свойства пространства в зависимости от своей структуры и состояния» [12].  (Выделено мною. С.Г.)

13) ВРЕМЯ КАК ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ И ВРЕМЯЦЕНТРИЗМ

В Общей теории времени во главу угла ставится именно Время как окончательная физическая реальность. Такая точка зрения именуется ВРЕМЯЦЕНТРИЗМ.

Эта подразумевает, что в начале начал именно физическое время порождает пространство. Эта подразумевает, что именно эта скрытая физическая реальность служит той Суперсилой, из которой происходят все 4 фундаментальных взаимодействия. Эта подразумевает, что именно из этой  физической реальности во взаимодействии с другой фундаментальной стихией мира – информацией – возникают все частицы вещества и все физические поля. Эта физическая реальность порождает и Жизнь, и Мысль.

Классическая механика Ньютона и квантовая механика являются частными, предельными случаями Общей теории Времени для мира, где существует пространство, и где ход времени, соответственно, либо бесконечен, либо равен нулю.

14) СИНХРОНИСТИЧНОСТЬ И СВЕРХДЕТЕРМИНИЗМ

В высокоэнергетическом импликативном, свёрнутом мире без пространства нет ни материи, ни физических полей, ни связи причин и следствий. Вместо пространства там существует нелокальная Сеть нелокальной реальности, о которой говорит Ли Смолин, вместо материи и сознания – информация как неотъемлемое свойство Сети, а вместо связи причин и следствий – синхронистичность как Конституция, Основной Закон мироздания:

«Если в первую наносекунду “Большого взрыва” все частицы были сжаты в одной точке, то, по теореме Белла, они до сих пор нелокально взаимодействуют. Д-р Джон Клаузер, первый экспериментатор, проверявший справедливость теоремы Белла, называет это “сверхдетерминизмом”. Мне кажется, сверхдетерминизм нивелирует “свободу воли”* и в конечном счёте возводит синхронистичность в ранг универсального закона резонанса, для которого все остальные так называемые “законы” остаются частными случаями.

Кроме того, на мой взгляд, сверхдетерминизм делает бессмысленным спор между материализмом и идеализмом (или ментализмом). Как давно заметили буддисты, материалистическое суждение “сущее — это материя” и идеалистическое суждение “сущее — это сознание” становятся бессмысленными, если в этом мире все едино. Можно лишь вслед за буддийской философией махаяны признать, что “сущее невыразимо”» [13]. 

(*Заметим попутно, что свободы воли нет ни в сверхдетерминизме, ни в буддизме, ни в исламе, ни в протестантизме. С.Г.)

Если в этом мире всё едино, то это как раз и есть двухаспектный монизм, о котором мы говорили чуть раньше. Согласно ему, и физика, и психика являются проявлением одной и той же окончательной реальности, но в её различных аспектах. Только теперь в рамках философии всеединства мы можем выразить истинно сущее понятием «Время с большой буквы». 

В своей статье «Синхронистичность: акаузальный, связующий принцип» великий швейцарский психолог Карл Густав Юнг писал:

«Здесь я бы хотел привлечь внимание к возможности недоразумений вокруг термина “синхронистичность”. Я выбрал этот термин потому, что главным критерием мне представлялось одновременное возникновение двух событий, связанных не причинно, а по смыслу. Поэтому я использую общую концепцию синхронистичности в особом смысле совпадения во времени двух или более причинно не связанных между собой событий, которые имеют одно и то же или сходное значение. Эту концепцию не следует путать с “синхронностью”, которая просто означает одновременность протекания двух событий».

Синхронистичность — это не синхронность. Синхронистичность — это мистическое смысловое совпадение во времени. Смыслы правят Миром! Правят посредством времени!

Для глубинного нелокального мира, где действует нелокальное физическое Время с большой буквы, где нет пространства и нет связи причин и следствий, синхронистичность действует как некий непознанный творческий смысловой принцип, который порой прорывается из глубинного, свёрнутого, нелокального Мира без пространства в наш поверхностный, развёрнутый, локальный мирок пространства и материи. Попробуйте понять эти скрытые смыслы!

Согласно Юнгу, эти скрытые смыслы проявляются не только в странных, порой мистических совпадениях, но и во снах, в телепатии, в ясновидении, в магических практиках, в переживании пациентов в состоянии клинической смерти. 

               ЗАКЛЮЧЕНИЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Общая теория Времени предлагает совершенно новые подходы к многочисленным «белым пятнам» и загадкам мироздания, начиная от космологии и гравитации и заканчивая физикой и философией жизни и сознания. Об этом говорил ещё полвека назад Н.А. Козырев:

«Сейчас в самых различных областях науки накапливается много наблюдений и фактов, выходящих за рамки обычных сложившихся представлений. Физические свойства времени могут оказаться ключом к пониманию многих из этих явлений. Все больше учёных начинает задумываться над такого рода вопросами. Это не передний край современной науки, где работает много людей и где много технических средств. Но это будет наукой новых и удивительных возможностей, наукой двадцать первого века. Она подготавливается размышлениями учёных в тихих кабинетах и опытами скромных лабораторий» [14].

XXI век на дворе. Пришло время соединить теорию и практику.
_________________________________________

23 апреля 2017 - 20 ноября 2019 - 12 мая 2020


Примечания:

1. Парадоксы стрелы времени: http://www.proza.ru/2016/03/31/641
2. Ли Смолин «Возвращение времени. От античной космогонии к космологии будущего», 2013
3. Геометрогенезис, или Рождение геометрии континуума: http://www.proza.ru/2017/01/05/991
4. Ли Смолин, Атомы пространства и времени
5. Квантинуум: http://www.proza.ru/2018/10/02/332
6. Формодинамика: http://www.proza.ru/2018/02/09/422
7. А.Д. Николенко, «Тайны времени»
8. Н.А. Козырев «Причинная или несимметричная механика в линейном приближении»
9. Ричард Фейнман, «КЭД — странная теория света и вещества»
10. Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада»
11. А.П. Дубров, В.Н. Пушкин «Парапсихология и современное естествознание». М., 1990 
12. Святослав Медведев «Тайны мозга. Сверхвозможности опасны для их обладателя», АиФ №44, 06.11.2017    
13. Роберт Антон Уилсон, «Новая инквизиция»
14. Н.А. Козырев «Путь в космос», Нева, 1969