Италия. Римские сандалии

Галина Фан Бонн-Дригайло
"Все дороги ведут в Рим".
                Древняя пословица.



               

                Итальянский сапожок я изъездила вдоль и поперёк  на тур-автобусе, вонмобиле и даже однажды  на своей «Мазде» из порта Бари морем добралась до греческой Игуменицы. Рим с Ватиканом был оставлен на закуску, как очень лакомый кусочек. И вот такой день настал. Мы, с гостюющей у меня невесткой Оленькой из России, направились в бюро путешествий под названием навевающим Италией «Соло-флорентин». Решили не скупиться на путёвки со всеми услугами, чтобы с комфортом отдохнуть в вечном городе, приземлившись с небес обетованных!

                Операторы турбюро явно что-то химичили. Несколько раз связывались с Римом, в результате назвали баснословную сумму, язык не поворачивался выговорить. Удалось отказаться от трансфера. Успокаивала невестку:
"Не боись, Оленька, Италия – крохотная страна; от аэропорта доберёмся электричкой. Он должен быть неподалёку, чуток подучим итальянский; что нам стоит… А на сэкономленные  еврики  купим, например, римские сандалии".

                Час лёту над Европой и вот уж  самолёт, прорвав пелену облаков, идёт на снижение. За стеклом иллюминатора на фоне красной турбины крыла – изумрудно-бирюзовое море и жёлто-зелёная суша поперечной части сапожка. Словно солнце, круглый аэропорт  с разбегающимися во все стороны лучами терминалов. Мягкое приземление. Электрички, к счастью, подходят прямо в здание аэровокзала. Обращаемся к первому попавшемуся на глаза седовласому и  со вкусом одетому мужчине. Итальянцу – без сомнения: "Синьор, как доехать до центра Рима? Пэр фа ворэ? Грацие!"

                Солидный, очень приветливый джентельмен охотно объясняет. Едем вместе, оказался профессором-биохимиком. Берёт нас и далее под свою опеку, провожая пешком до самого отеля, благо он почти рядом с вокзалом. Далее опять у нас  всё складывается удачно! Суперсовременный уютный апартамент. В романтичном висячем дворике между этажами прямо под нашими окнами  –  в горшках плодоносящие мини-деревца апельсины и лимоны, растут то нежные, то яркие кусты цветов. Наутро нас ожидает вкусный завтрак «пти дежене» с благоухающим кофе и хрустящими круассанами. После него пунктуально, в девять ноль-ноль, стоим нетерпеливо у выхода в ожидании автобуса и экскурсовода.

                Но… напрасно. Звоним, записываем. Отель «Роял Сантина». Боясь опоздать, летим, как сумасшедшие: спотыкаемся, задыхаемся, сердца отбивают чечётку. Успели, кажется. Экскурсовод – наша, родимая, с украинским акцентом, смотрит голубыми глазками и не моргнёт, и не извиняется, и в ближайший час ничего не обещает. «Подозрительно всё это», – говорю Оленьке. Интуиция меня никогда не обманывает. Римская соотечественница охотно мурыжит собравшуюся в вестибюле отеля публику, выкачивая денежку у прилетевших с Украины лохов. Билеты в музеи Ватикана и Колизея распространяет в пять раз дороже. С надменным превосходством, как бы, в награду, обещает от 14-ти часов пешеходную экскурсию. Барским жестом подвинув на столе картонную коробку с допотопными голубыми кассетами и наушниками, с презрением и брезгливостью, как-будто она сотрудник ОВИРа, объявдяет: «Стоимость услуги на прокат 6 евро». Народ кидается, хватает, боясь, что не достанется. Счастливенькие, сидят с проводами в ушах и кассетами-медальонами. Осмеливаюсь обратиться к ней с вопросом:
— Насколько я понимаю, Вы нас поведёте в полуденный солнцепёк на экскурсию, а рассказывать будет кассета?
— Да. А вы как хотели?
— Как же можно так обманывать и наживаться на туристах? Люди добрые! Кроме денег у нас крадут драгоценное время. Мы всего три дня в Риме…
Но наш народ привык становиться на защиту своих же обидчиков:
— Не портите нам отпускное настроение, женщина!
— Не нравится – не ходите!
— Конечно, не пойду! Но сначала верните мне мои деньги. Вижу, что о моральном ущербе говорить не приходится.

                На наше с Оленькой счастье экскурсовод моментально оформляет для "Соло-флорентин" возврат; понятно, что от подобных мне дотошных туристок избавляются с удовольствием. Не медля ни одной минуты, выскакиваем на улицу и покупаем трёхдневный проездной билет на два лица (опять же, итальянский помогает). К билету прилагаются миниатюрные наушники в вечное пользование. Имеем право день и ночь кататься по Риму в двухэтажных автобусах с открытым верхом. В маршрутном графике – остановки у каждого исторически достопримечательного места. Колизей, Испанская лестница и прочие вечные памятники, как кино крутятся  перед глазами. Это незабываемо! С ветерком,  вместе с молодыми людьми: шумными, любознательными, со всего мира, мчимся мы по Риму с дигиталками и видеокамерами в руках. Достаточно вставить проводок наушника в гнездо, расположенное у каждого сидения, и слушай экскурсию на любом языке. Древнейший город по-настоящему очаровывает!

                Весь следующий день посвящаем  Ватикану. Все знают, что это отдельное мини-государство, а на самом деле это музей. В нём  – творения человеческого гения! В соборе Святого Петра и  под ним – иконы, картины, скульптуры.  Сплошь одни шедевры! В подлинниках Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи…  Пешком взбираемся по древней лестнице на соборные купола. Сначала она довольно широкая, а под конец узкая, словно колодезь со свисающим канатом. Приходится изрядно попотеть, но в награду – панорама Рима с высоты птичьего полёта. Золотые купола, терракотовые черепичные крыши, узенькие и широкие улицы с  посеребрённой солнцем зеленью поистине святого города! Делаем еще и ещё круги. Так не хочется уходить; присаживаемся на каменную скамью по центру. Прощальные взгляды вдаль. Думается о прекрасном, о том, как велик человек в своих деяниях, о смысле жизни, о вечности бытия…

                Естественно, мы не чувствуем себя вполне счастливыми не посетив Римскую улицу Моды. Известно, что у итальянцев очень хороший вкус! Ещё бы… родиться и жить среди музейной красоты и быть безвкусно одетыми?  Итак, в поход по магазинам! На сэкономленные от трансфера евро и предполагаемых ещё несколько за отказ от пешеходных экскурсий покупаем платья в древне-греческом стиле. Но вот модные в этом сезоне римские сандалии никак не попадаются в тон платьев. Слегка подуставшие, сворачиваем за угол. Так вот они; смотрят на нас с витрины бутика. Продавец одобряет наш выбор: «Брависсимо! Симпатико!». А потом хохочет и на чистом русском с курским говором: «Правда, девушки. Прочная натуральная кожа. Будете носить и радоваться».

                Вот так сюрприз! Продавец Юля – наша землячка, а её Роберто когда-то работал в Старом Осколе. Она немедленно звонит ему в бюро и мы получаем от супругов приглашение на ужин. Конечно же, засиживаемся у них допоздна, поглощая с удвоенным аппетитом на свежем воздухе в подвесном мини-садике деликатесных морских «червяков», фрукты под хорошее вино и  живое пение  итальянца под гитару! Его репертуар – от Адриано Челентано, Тото Кутуньо и прочих наших любимчиков. Хозяин знает, что во вкусе русских: "Феличита в переводе означает счастье, – объясняет нам Роберто, – выглянуло солнце – феличита, улыбнулась девушка – феличита, у вас бамбино (ребёнок), опять феличитааа, феличитааа, феличитааа".

                В полночь он с Юлией подвозит нас к отелю. Сердца переполняются восторженной благодарностью за гостеприимство, за радость общения. Хочется любить весь белый свет, верить и надеяться на вечное, непроходящее счастье с любящими нас людьми! Но на следующее утро в день вылета прекрасное настроение улетучивается, как белый туман. В аэропорту много молодых юношей и даже несколько девушек  в военных пятнистых мундирах цвета хаки. Начинаю допытываться о  месте и цели их полёта. Это не трудно, они разговаривают на языках стран Евросоюза. Летят на Ближний Восток.  "А до этого были в Югославии", – с гордостью сообшает на немецком девушка-офицер.
 
                Охватывает щемящая тоска и боль  сердечная; вспоминается, как спасала сына от  Афганистана после того, как через первые шесть месяцев службы в армии, возвратили оттуда его друга СашкА в цинковом гробу. Как  совсем незадолго до этого, на каникулах, мальчишки вместе ходили на "Кондитерку" подрабатывать за конфеты, а на обратном пути босиком шли к реке Оскол купаться и не вылазили из неё до посинения… Негодую всеми фибрами души: «До чего же нелепой делают жизнь уродцы-политики и как это не связывается с вечностью бытия».

Фото автора: 1.Вид на Рим с собора Святого Петра в Ватикане. 2."Живое общение" с  итальянскими полицейскими в Риме.