Старческая болтовня

Вадим Ирупашев
     Какую бы человеческую деятельность я не рассматривал, приходил к неутешительному выводу о её неразумности и ненужности.
     Вижу, вы удивлены и не согласны со мной. Сами-то, небось, думаете, что разумным и нужным делом занимаетесь. А я попытаюсь доказать вам обратное.
     Знал я одного зоолога, который специализировался на тараканах, блохах, клопах. И на изучение этих насекомых потратил он всю свою жизнь. Знал я ботаника, который жизнь свою посвятил классификации мхов и даже написал о них ряд научных статей и защитил диссертацию.
     И как вы думаете, зоолог-то с ботаником зря или не зря такими странными научными исследованиями занимались?
     Вижу, вы и задумались. Но оставим зоолога с ботаником, разобрались мы с ними.
     Вот вы говорите: мол, есть и другие учёные, к примеру, физики, химики, конструкторы, космонавты, вот они-то, мол, свои жизни полезной деятельности посвящают.
     А я на это вам так отвечу. Есть у меня знакомый, физик-ядерщик. Он из тех учёных, про которых, казалось бы, можно и сказать: полезными делами люди занимаются! Но как поразмыслишь, то как-то и грустно становится. Ну, откроет мой физик какой-нито закон ядерный, так используют закон-то не на благо, а для создания зарядов сверхмощных и боевых ракет, чтобы побольше людей истребить.
     А деятельность учёных-химиков, которых вы упомянули, не только не разумна, но и вредна! Не знаю, чем уж там химики прошлого занимались, а современные химики заняты исключительно созданием новых видов химикатов и всевозможных пищевых добавок. И согласитесь, что химикаты отравляют природу, а пищевые добавки — организм человека.
     А о космонавтах я вот что скажу: помешались вы на космонавтах! Десятилетиями уж они в космосе-то летают, и согласитесь, что от полётов этих людям ни тепло, ни холодно. И если бы вы спросили космонавтов: мол, для чего летают, и какая польза нам от их полётов, так они бы и затруднились с ответом. А если бы и решились ответить, то признались бы, что летают они в космосе для собственного удовольствия, орденов и славы.
     Вот и скажите вы мне, о какой разумной и полезной деятельности учёных говорить можно? Порою уж не о полезности их деятельности надо говорить, а о вредности, граничащей с преступлением.
     Вижу, вы возмущены. Говорите, что быть не может такого, чтобы любая человеческая деятельность была неразумна и бесполезна, есть же и великие люди, вписавшие свои имена в историю, которыми мы восхищаемся, гордимся: политические лидеры, великие полководцы, гениальные философы, известные писатели. Вот, мол, их-то деятельность никаких сомнений и не вызывает.
     А я не согласен с вами. И деятельность политических лидеров, вписавших, как вы говорите, свои имена в историю, вызывает у меня сомнение. Согласитесь, что люди оценивают деятельность политических лидеров настолько неоднозначно, что, порою, уж и не знаешь, заслуживает политический лидер памятника при жизни или суда и расстрельного приговора. Вот, к примеру, Сталин. Многие его деятельность оценивают положительно, называют Сталина великим вождём, но не мало и людей, которые Сталина обвиняют в преступлениях и проклинают.
     А о полководцах, которых вы называете великими, скажу так. Можно ли найти разумное оправдание массовым убийствам, совершённым «великими» полководцами, даже в благих целях? Думаю, что вряд ли! Тысячи людей погубили эти «великие», и только для удовлетворения своих личных амбиций. Ну вот хотя бы, к примеру, можно ли называть великими таких извергов, как Македонский, Чингисхан, Наполеон?
     А деятельность гениальных философов и совсем уж бесполезна.  Придумает философ какую-либо философскую систему, и все восхищаются ею. Да и как не восхищаться-то: докопался таки человек до истины! Но появляется философ, который эту, казалось бы, гениальную систему опровергает, и предлагает свою. И этой системой все восхищаются. И так до бесконечности. Фихте опровергает философскую систему Канта, Гегель опровергает Фихте, Ницше опровергает Гегеля… А уж марксистско-ленинская философия опровергает всех философов и прошлого, и будущего. И дурят «великие» философы доверчивых людей! И согласитесь, что от такой философской деятельности ни разумности, ни пользы ожидать не приходится.
     А вот писательскую деятельность однозначно оценить не просто. Говорят, что писатели — инженеры человеческих душ. Описывают писатели в своих книгах человеческие трагедии, тяжёлую жизнь простых людей. И, казалось бы, в этом есть и разумность, и польза. Но задаёшься вопросом: для чего описывают-то? И получается, что пишут писатели для развлечения богатых, «состоявшихся» людей, а простым людям от чтения таких писаний жить становится не только не легче, а как бы и тяжелее. Вот и Лев Толстой в конце своей жизни к такому же выводу пришёл и «завязал» с романами-то.
     Вы, небось, думаете, что простые люди разумной и полезной деятельностью заняты.
     Но простые-то люди уж и вовсе далеки от какой-либо деятельности. Согласитесь, что как-то и нелепо было бы назвать деятельностью работу токаря, строителя, крестьянина. И уж совсем глупо было бы назвать деятельностью работу дворника. Простые люди работают, и только ради того, чтобы выжить.
     И вот я, на кого ни посмотрю, вижу: человек никчемной, а порою, и вредной деятельностью занимается. И когда смотрю на детей, которые ещё ничем не заняты, то уж знаю: в будущем и они неразумными и бесполезными делами будут заниматься.
     Вижу, вы уж на меня и руками замахали: мол, выжил старик из ума и чушь какую-то несёт. А я и согласен с вами. Но стар я, потому и сомневаюсь во всём. А как не сомневаться-то, если я разумности ни в чём не усматриваю. Я и понимаю ваше возмущение, ведь если со мной согласиться, то уж и любая человеческая деятельность нецелесообразна, и получается, что человеку-то и родиться уж никакой надобности нет.
     Не знаю я, есть ли смысл в рождении человека, вопрос этот для меня сложный. Но, думаю, если человек родился, то и жить ему как-то надо. Но родиться дело не мудрёное, а вот прожить жизнь разумно и с пользой, так это и посложнее будет.
А я уж и знаю, о чём вы меня спросите. Сам-то, мол, чем занимаешься, твоя-то деятельность разумна ли, полезна ли?
     Признаюсь, и моя деятельность от разумности и полезности далека. Я художник, картины малюю. Вы скажете: мол, не скромничай, художник это круто, не каждому такой дар-то даётся. И я когда-то так думал, а как старым-то стал, то на свой дар и по иному взглянул. Задумался я: зачем рисую-то, сколько холстов-то, бумаги, красок извёл! Думал я, думал, но так и не нашёл разумного объяснения своим художествам.
     Вы мне скажете: мол, легко тебе, старик, такие выводы-то делать, а нам, молодым, как-то и жить надо.
     А я вам на это  так скажу. И живите «как-то», но если на склоне ваших лет кто-то вам скажет, что деятельность, которой вы занимались, была не разумной и бесполезной, то уж и не обижайтесь.