Джеймс Пофэм. Нет осуждения

Инквизитор Эйзенхорн 2
НЕТ ОСУЖДЕНИЯ
Джеймс Пофэм (1900)
http://www.truegospel.net/Popham/016.htm

Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу
Рим.8.1

Осуждение - страшное слово, страшное и для природы, а духовно - невыразимо страшное. Осуждение земным судьей, приговор к наказанию - это уже страшно, но что это по сравнению с грозным и ужасающим осуждением за грех справедливым Богом, Который предъявляет обвинение, зачитывает вам ваши грехи и осуждающий приговор и с согласия совести налагает суровое наказание, которое может быть вынесено Судией, знающим, что вы его вполне заслужили? Это осуждение законом Божиим, который требует от твари совершенства, и не находя его, объявляет эту тварь мертвой, и изгоняет ее «от лица Господа и от славы могущества Его». Это осуждение отрезает от Источника благости, истинной жизни, чистого счастья, это изгнание с земли, чтобы тварь жила вечно под гневом Божиим, под проклятием Его закона. И этого осуждения заслуживает каждый человек в этой часовне, хотя никто из нас не должен войти в него. Будет справедливо, если мы в нем окажемся, это будет то, что мы заслуживаем, если мы придем в такое положение. Любой человек виноват в этом только сам; Бог чист, Его закон возвеличен, справедливость исполнена, характер Бога совершенно ясен в нашем осуждении, если мы придем к нему. Это самое страшное состояние человека, какое только возможно.
Теперь апостол Святым Духом делает это благословенное заявление: что нет "никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе". Давайте посмотрим на это снятие осуждения, ибо это необходимо для нас, чтобы прояснить величие и славу оправдания, его основание и причину. Бог есть Тот, Кто оправдывает нечестивого.
Первая причина оправдания - это  дело Христа. "Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе» (Рим.3.24). Оправдание поэтому есть заявление Божие  к совести грешника, через вмененную жертву Иисуса Христа "Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу" (Евр.9.14). Вот удивительное зрелище, являющее характер Бога как Судии и трон Его света и славы! Если вы хоть как-то сможете созерцать это зрелище, то, конечно же, вы потонете в нем и отвернетесь от самих себя, положите руку на уста свои и будете плакать: "Нечист, нечист!". Вы войдете отчасти в опыт Исаии и его чувства, когда, увидев Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного шестикрылыми серафимами, закрывающими лица свои, он сказал, "я человек с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа" (Ис.6.5).
Это источник всех истинных убеждений. Помните об этом. Если Вы не видите Бога, открывающегося вам, вы никогда не будете иметь истинную убежденность. И если вы видите Бога, такое открытие не сможет не перевернуть всех ваших убеждений. Вы сможете от всего сердца сказать: "Горе мне! Погиб я, потому что я видел Господа". Бог дает некоторым людям восприятие Себя, и тем самым они вступают в осуждение. Удаление этого ужасного состояния может быть только через действие Его закона, осуждающего вас. И это тайна Бога в спасении - что, хотя Он должен осудить по закону, Он удаляет осуждение и произносит оправдание к нашей совести. "Бог оправдывает... Христос умер, но и воскрес" (Рим.8.33-34). И вот я хотел бы сказать вам, что это значит - опыт раскрытия Бога вам и ваш опыт переживания Его. Вы будете говорить с Ним после того, как Он говорил вам, вы будете приходить к Нему после того, как Он пришел к вам, вы будете плакать перед Ним после того, как вы видели истерзанного, стонущего, умирающего Спасителя. Удаление осуждения совершается потому, что Иисус Христос предложил Себя непорочного Богу как Жертву вместо нас. Это  фундамент. Это, и только это является действенной причиной удаления греха и проклятия закона от грешника. Тот, кто пришел к этому, пришел к наилучшему, что есть. Это удаление греха было осуществлено в связи со смертью Христа раз и навсегда. "Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых" (Евр.10.14). Он сделал это действительно одним приношением. "Посему Иисус, дабы освятить народ Своей собственной кровью, пострадал вне врат" (Евр.13.12 KJV). Это единственная причина оправдания и удаления греха. Вот основание, на котором Бог и человек могут встретиться и никогда не расстаться. Вот тайна Божественной улыбки, славного, никогда не заходящего солнца, озаряющего сердце грешника. Вот неиссякаемый Источник всего истинного счастья; призвание страждущих на небеса, причина изменения всего нашего состояния и Божьего отношения к нам - смерть Христа! У нас есть много изменений, много взлетов и падений, темные дни и дни сияющие, прямой доступ к Богу и потеря этого доступа, многие страхи и некоторая уверенность, серьезные молитвы и некоторые искушения, допущенные рукой Божией, чтобы отделить плевелы и удалить их из пшеницы. Но неизменная, постоянная основа всей истинной надежды на небеса - это то, что "Бог оправдывает верующего в Иисуса" (Рим.3.26), что действенная причина оправдания - это смерть Господа Иисуса. О,  как это сияет в сердце, когда Святой Дух приносит истину! Как это смиряет душу! Как это примиряет ее с Богом, примиряет с крестом и путем скорби! Поэтому я хотел бы пригласить вас очень внимательно рассмотреть этот великий вопрос.
"Нет ныне никакого осуждения". Апостол, возвещая эту чудесную истину, говорит нам о том, как все свершилось. "Для них, которые во Христе Иисусе". Быть во Христе Иисусе, а также быть в Отце - это понятия, часто используемые в Писании. Быть во Христе значит, прежде всего, обладать вечным избранием и предопределением (Еф.1.4, Рим.8.29).  Это касается всех, кого Он представляет. Как нация представлена в парламенте, так народ Господа еще более тесно (это очень слабая иллюстрация) была представлена в Нем, уже когда Он был здесь на земле*. Когда Он молился, стонал, истекал кровью, мучился на кресте, Его люди были в Нем. Когда Он был на кресте, был в могиле, когда Он воскрес и вознесся на небо, они были в Нем как в их Главе. Озарило ли это когда-либо ваши взоры и сердца: союз с Иисусом Христом, Его представительство? Были ли вы в Нем, когда Он был на кресте?
Но этот союз со Христом также является опытным, как явствует из слов: которые живут не по плоти, но по духу. Это духовный союз, и он осуществляется в душе Святым Духом, Который придает ей духовную жизнь от Христа, и в свое время дарует драгоценную веру, через которую являет Христа. Отметьте это: Христос явлен нам через веру; как говорит Флейвел, "открытая рука веры принимает то, чем нас благословил Господь" (Flavel J. The Method of Grace. L.,1875. P.110) **. Вы обнаружите это в вашей собственной душе, если когда-нибудь вы получите откровение о Христе. Это откровение действенно вложит в вас веру, которая позволит вам принять и обнять Его. И как замечательно, как благословенно знать, что Павел говорит о Христе: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Рим.4.25). Вот Начало мира, вот Источник счастья и святости - Христос, явленный нам, Которого мы любим! Благословен Бог, открывшийся нам во Христе! Это опыт, а не картина, это не теория, не фантазия, а факт, духовная истина. Она приходит от Него к нам через драгоценную веру, и через нее действенность Крови Его прилагается к нашему сердцу и совести, и тогда мы чувствуем "мир Божий, который превыше всякого ума", который хранит наш ум и сердце, поднимая вас выше мира, прежде всего плоти, выше сатаны, выше всякого суда и прекословия, которые могут возникнуть.
Доказательство того, что мы во Христе Иисусе, приводится далее: "Живут не по плоти, но по духу". Слово "плоть" здесь используется как синоним ветхого человека, "истлевающего в обольстительных похотях". Это то, что подразумевается под словом "плоть" в этой главе. Живущие по плоти Богу угодить не могут (Рим. 8.8), потому что они "мертвы по преступлениям и грехам" (Еф.2.1). Это печальный случай, в котором  находитесь и вы, если не рождены свыше и остаетесь в этом горестном состоянии. Дух говорит, что "живущие по плоти Богу угодить не могут". Какова бы ни была их религия, их вроде бы добрые дела, которые они могут делать, решения, которые они могут принимать, они не смогут изменить таким образом свое состояние, и они никогда не смогут угодить Богу. Бог заставит вас думать об этом. Дорогие мои друзья, которые живут по плоти, я надеюсь, что у вас есть некоторая мораль, но  это не спасет вас. Это может быть благом для вас, для ваших близких, но это не спасение. У вас могут быть высоконравственные цели, стремление делать добро для ваших ближних, служить хорошо, править справедливо, вести себя честно, говорить правду, отказаться от всякого зла. Но когда вы сделали все это, вы не можете угодить Богу. Тогда вы можете сказать: "Как я могу быть обвинен и тем более по справедливости осужден, если я сделал все, что мог?". Это подводит нас к большому вопросу. Как мы пришли к тому, что мы грешники? Как случилось, что мы родились в грехе и в беззаконии зачаты (Пс.50.5), так что в нашей природе, независимо от того, что мы делаем, мы обречены? Причина этого заключается в следующем. Мы происходим от Адама, мы получили от него греховную природу через грехопадение. Мы были в Адаме, когда он был чистым и честным, были наследниками всего, что он мог сделать в святости и чести по закону Божию, а также наследниками его наказания за отступление от него. Мы никогда не ссорились с самими собой, и мы никогда по своей природе не хотим быть другими, чем есть. Возможно, мы хотели бы, чтобы наши обстоятельства сложились иначе и лучше, но хотели ли мы по своей природе быть святыми? Разве для нас не стало естественным любить грех, и разве мы от природы склонны осуждать себя за него пред Богом?   В нашем союзе с Адамом участвует все, что относится к нашей жизни во времени и в вечности, если мы не будем отрезаны от него и привиты ко Христу. Плоть есть зло, оно не может угодить Богу. Пусть Господь учит нас,  чтобы мы знали это и могли плакать взывать о милости; только так наше состояние может быть изменено, и наше осуждение удалено. Павел говорит о том, что обречены все, кто ходят по плоти, но нет осуждения тем, кто ходит по духу.
Что такое ходить по духу? Прежде всего, что мы понимаем под духом***? Апостол говорит здесь о Духе Христовом, о Духе Живого Бога, Наставнике святых, о Том, Кто оживляет мертвых, открывает Христа, запечатлевает святых на день искупления; Он Тот, Кто единственно может применить Писание и принести искупление, и оно очистит вину совести. Что значит ходить в Нем? Ходить по Духу, согласно этой главе, значит заботиться о том, чтобы познать Его и обрести все, что от Духа, молиться за это, жаждать этого, чувствовать пустоту, суетность, мертвенность без этого, и понять, что если у нас есть эти вещи, мы должны обладать вечным счастьем. Вы ходите по духу?
Позвольте мне кратко объяснить это. Во-первых, ходить по духу значит быть по-настоящему заинтересованным в том, что от Него, в Его великой работе. И что такое Его великая работа в Церкви? Это оживотворение грешников, купленных кровью, и забота о них. Вы верите в Святого Духа? Да, можете сказать вы, я верю в Него. А что вас беспокоит, в чем ваше горе? Вы можете сказать: "Я боюсь, что Он не будет иметь ничего общего со мной. Я боюсь за мое нечестивое сердце, мое лицемерие, мой гордый дух, мою непреклонную волю, мое похотливое сердце, я боюсь, что эти вещи так отвратны, что Божие величие не будет иметь ничего общего со мной". Но очень многие, что уже на небесах пережили, могли думать и чувствовать то же самое, и имели те же страхи. У меня были те же страхи много и много раз. Но разве не пришел ко мне Дух? Разве Он когда-нибудь приходил в чистое сердце после падения? Он когда-нибудь обращался к гибкой воле, к чистому человеку? Он когда-нибудь приходил к тому, кто может попросить Его прийти, чтобы помочь родиться снова? Давайте честно посмотрим проблеме в лицо. Мог ли Божественный Дух когда-нибудь найти сына Адама на земле после падения Адама, который действительно желал бы общения с Ним? Мог ли Он найти человека чистого сердцем, прямого, доброго, благочестивого? Нет, конечно. Если вы обличены в грехе, вы не будете ссориться с Павлом в этом послании, когда он говорит как евреям, так и неевреям, что они все под грехом; "их гортань открытый гроб", "ноги их быстры на пролитие крови" (Рим.3.13-15). Вы не будете ссориться с ним в этих заявлениях, и если это правда о вас, и вы готовы бежать в убежище к Иисусу Христу, тогда Дух Святой пришел к вам так же, как Он пришел к Савлу из Тарса, к Манассии и ко всем, кто описан в Священном Писании как наши примеры и образцы, или для нашей поддержки.
Когда Христос вознесся, Он дал Церкви для заботы о ней, научения и исправления ее Святого Духа, Который исходит от Него. Я ухожу,  сказал Христос Своим ученикам, и Отец "даст вам другого Утешителя, Духа истины, Он придет к вам, и Он пребудет с вами вовек" (Иоан.14.16-17). Д-р Гудвин говорит поразительную вещь о Духе и Его благодати: "Как дивно, что Он должен прийти и разгрести грязь и похоти наших сердец"***. Как это замечательно! Подумайте, что Святой Дух всегда пребывает с Отцом и Сыном, Он соравен Им, и Он спускается в наше сердце, которое как клетка нечистой птицы у всякого бедного грешника, у меня и вас. Вы когда-нибудь чувствовали обеспокоенность этим? Вы когда-нибудь могли молиться с псалмопевцем: "Не отвергни меня от Твоего присутствия, и Духа Твоего Святого не забери от меня" (Пс.51.11 KJV)? Можете ли вы честно сказать Господу, что у вас нет религии, и нет надежды на религию, но только на то, что Он Духом Святым благоволит прийти и обитать с вами и в вас, и в противном случае у вас не будет ничего хорошего? Ходить в Нем, чувствовать Его, молиться Ему, жаждать Его присутствия значит признать, что без Него мы мертвы, слепы, невежественны, грязны и отвратительны. 
Чтобы грешник мог ходить по духу, то, что дано Христом, должно быть показано ему, а он должен  быть научен этому. Его нужно научить и показать ему некоторые вещи. Об этом говорит Сам Христос, когда, пообещав Дух, Он сказал: "Он прославит Меня, ибо Он от Моего возьмет, и возвестит вам" (Иоан.16.14-15). Вот то, что Он делает с грешниками. Он не заставит их думать что-то свое. "Если кто почитает себя чем-нибудь, тот обольщает сам себя". Но работа Духа совершается, когда Он берет грешника и изливает на него Свою благодать, дает грешнику знать о его гибели, открывает ему Спасителя, когда Он научает грешника чувствовать свою вину и прилагает к нему Кровь Христа, которая очищает совесть нашу от мертвых дел. Это Его работа, и что вы чувствуете после этого? Вы хотите это пережить? Вы найдете, что это великая вещь, и вы можете иметь в ней гораздо больше, чем вы чувствуете. Человек может быть гораздо праведнее, чем он понимает себя, но он хочет знать, что он оправдан.
Почему Дух сосредотачивает наше сердце на искуплении? Наш дивный автор гимнов Харт говорит: "Сокровище Твоей драгоценной Крови да исправит мое сердце под Твоими руками; Боже мой, дай мне быть и стать лучше". Так ли это с вами? Является ли искупление для вас мольбой, смыслом, аргументом, почему Господь может быть с вами, почему Он должен благословить вас, кусочек ада? Какая еще может быть причина того, что вам нет никакого осуждения, и если вы ходите по Духу, для вас нет места в аду? Человек, который живет этим искуплением Христа, который молит Его, который чувствует, что нет ничего между ним и адом, кроме Крови Христа, и ничего не хочет больше для себя - для такого человека нет осуждения. Он может чувствовать себя осужденным, так может быть часто, он будет осуждать себя и, возможно, спрашивать, почему Бог еще позволяет ему жить, но для него нет осуждения.
Велико ли искупление в ваших глазах? Озаряет ли оно хотя бы иногда ваш дух? Поднимает ли вашу надежду? Призывает ли вас молиться? Говорит ли Дух вам: "Все зло ваше как ничто пред Богом в свете искупления?".  Дал ли Он вам понять, что греховное, недугующее сердце и нечистая жизнь не могут закрыть вашу душу от Бога, если искупление принадлежит вам? Если вы ходите по духу, вы должны будете согласиться со словами Павла, написанными по другому случаю: "Хотя мы ходим во плоти, мы не воюем по плоти" (2 Кор.10.3 KJV). Хотя мы ходим, как люди на земле, если искупление перед нами, мы не воюем по плоти, но воюем, чтобы достичь Бога, хотя наша плоть противостоит нам.  Бедный грешник, пусть это поможет тебе всякий раз, когда вы созерцаете благословенное искупление нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа. Пусть это поможет тебе от депрессии и упадка духовных сил, поможет среди уделенных провидением конфликтов и скорбей, поможет, когда грех силен и готов сокрушить, когда ты нуждаешься в милости и снисхождении, чувствуя осквернение своими грехами, поможет, когда ты чувствуешь себя вдали от Бога. И если Дух открывает это для вас, Он скажет: "Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам» (Иак.4.8).
Хождение по духу предполагает Божии милостивые заповеди, и позвольте мне очень кратко упомянуть некоторые из них. Одна из них - это: "призови Господа в день скорби". Если мы ходим по плоти, мы непременно попытаемся выбраться из неприятностей самостоятельно, поразмыслив, избавиться от них, если это возможно, независимо от того, каким образом. Но ходить по духу значит призывать имя Божие, и Дух не дает повеления такого рода, не давая власть ходить в нем. Нет, Он есть Дух благодати и молитвы (Зах.12.10 KJV). Он позволяет нам просить, и мы следуем Ему. Он диктует в сердце грешника, как он должен подходить к Всевышнему. Он дает нам иногда понять, что будет неодолимо привлекать нас к престолу благодати, а именно, Он покажет нам, что это престол и место милости, окруженное херувимами, где Бог сказал: "Я буду с тобою". Это  "престол славы, возвышенный от начала, место освящения нашего", и он открывается нам. И может ли виновный грешник держаться подальше от Божия трона, если Дух приглашает его? Молитва подобна дыханию души, если Дух влечет нас к престолу благодати. Это Божественное предписание: "Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5.7). Все наши заботы, забота о своей душе, о теле, об обстоятельствах, о семье, о Церкви, о хождении, о служении и кафедре, если вы диакон или служитель, все заботы ваши во времени и в вечности - возложим на Бога во славу Его! И Дух раскрывает это. Вы не можете выразить это, это невыразимое чувство, непобедимое влечение к Господу, когда Дух открывает этот чудесный, славный, превознесенный трон Его, высоко стоящий над разумом и человеческими предрассудками, над неверием людей и бесов, где Бог превознесен, а грешник смирен! Ходить по духу - это великая вещь, замечательная вещь для бедных, грешных существ, которых Дух ведет, хранит, привлекает и помогает им, заставляет почувствовать свои немощи; ходя рядом с грешником, Он дарует ему Божественную помощь. Дух сострадает нам в наших немощах, и Он делает это с воздыханиями, которые не могут быть произнесены (Рим.8.26).
И мы познаем Его благословенную работу. Если вы чувствуете ее и удивляетесь, как вы должны и можете двигаться, Он являет вам великого Вождя нашего спасения, Иисуса Христа, Царя царей и Господа господствующих. Вы видите Его, и  увидев Его, вы видите Бога. "Веруйте в Бога, и в Меня веруйте" (Иоан.14.1). Видя Его, вы видите благодать, изобилие благодати Христа; видя Его правду, вы увидите полноту милости Бога, Его милосердия, сладости, свободы и вечности. Если вы видите Христа, вы увидите все, что Бог может дать, и что вы сможете получить, когда пойдете за Ним. Мы  очень хотим иногда временных вещей. Но иногда у нас возникает такое ощущение вещей вечных, которое поглощает все наши интересы к временным вещам, и мы можем сказать, что знать Христа и все, что можно найти в Нем - это единственное, что нам необходимо, и это чувство в высшей степени блаженное, исключительное и очень мощное.
"Нет осуждения". Позвольте мне, прежде чем я закончу, обратить ваше внимание на этот отрывок в Послании к Галатам, где апостол Павел, говоря о милости и плодах Духа, говорит: "На таковых нет закона". Я думаю, что это самое красивое и замечательное место в этом Послании.
Обратите внимание на такое неправильное чувство, как вражда против Бога, зависть некоторых людей к тому, что Бог им не дал. Против всех этих грехов есть закон, и этот закон осуждает вас за эти чувства. Возьмите благодать; она может быть небольшой, в свою меру в нашем сердце, вера может быть очень слабой и готовой погаснуть; вы можете быть едва ли в состоянии обнаружить  в своей душе любовь, когда она охладевает, ревность и молитва уходят, исчезает всякое доброе чувство, что вы имели в вашей душе. Но о терпении, смирении и других дарах Павел говорит: "На таковых нет закона". Осудит ли Бог слабую веру? Он может слегка пожурить вас, говоря: "Почему ты сомневаешься?". Но само это слово готово укрепить и поддержать вас. Будет ли Господь осуждать вас, если у вас не так много любви? Он будет обличать ее охлаждение, но Он будет утверждать любовь, Он не будет осуждать вас. Так что, если вы ходите по Духу и имеете Его плоды, вы узнаете доброе слово: "На таковых нет закона". Дух дарует святость и чистоту; то,  что Он дает, прославляет Бога и приносит пользу нам. "Нет никакого осуждения" для грешника, который ходит по духу.
И все же человек, который так идет, будет очень часто осуждать себя. "Наше жительство на небесах" (Фил.3.20), говорит Павел. Это предполагает не одни религиозные разговоры без доброго сердца, но наше поведение в этом мире по вере. "Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше" (Мтф.6.21), то есть ваши привязанности. Если у вас есть сокровище на земле, сердце не часто отходит от него. Есть ли Христос ваше сокровище? Он Нарцисс Шаронский, Заступник, Посредник, Царь царей, Господь господствующих, Искупитель, праведность святых, Благословенный, оправдывающий нечестивого, Он является вашим сокровищем? Тот, в Ком вся красота неба, вся жизнь, весь свет, и все блаженство Церкви - Он есть сокровище ваше? Есть ли имя Иисуса сокровище ваше? Тогда говорит Христос, ваше сердце будет с Ним. Вы скажете: "Да, иногда я действительно могу сказать, что это так, мое сердце на небесах".
Можете ли вы сказать, что чувствуете то же, что и Беньян, который, как только он увидел Христа на небесах, Христа правды его, сказал: "Моя Праведность на небесах"*****. У богачей могут быть любые сокровища, но моя Праведность на небесах. Вот хождение по Духу! И именно при этом условии, говорит Павел, нет никакого осуждения. Чуть ранее апостол описывает свой собственный конфликт "Доброго, которое знаю, сделать не могу, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим.7.19 KJV). Он был крайне несчастен, и он вскричал: "Кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7.24). Но потом он продолжает: "Я благодарю Бога", и продолжает, что "нет никакого осуждения". Он говорит: да, я беден, истерзан, измучен, нищ, меня часто одолевают грехи, я вынужден стонать от этих поражений, не дающих мне делать добра, которого я хочу, но если злу не удается меня доломать - я благодарю Бога за победу, которую Он дает мне через Иисуса Христа. И он пишет святым: "Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу", тем, кто не увлечен потоком греха, не грешит умышленно, но научается и правится Духом, живущим в нем, благословляющим и спасающим его. Для таковых нет осуждения. Посмотрите на ваше положение. "Испытывайте самих себя, в вере ли вы... Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас, если вы не нечестивцы?" (2 Кор.13.5 KJV). Дух в вас, и Отец в вас. Пусть Господь причислит нас к этому счастливому числу тех, кто живет в конфликте, и тем не менее оправдан, без осуждения, во Христе Иисусе.

* Спорная особенность богословия Пофэма, по крайней мере на первом этапе - принцип, что Христос стал Представителем Своего народа только в Воплощении, а не при оправдании от вечности, как в радикальном кальвинизме XVII - XVIII вв.
** Джон Флейвел (1630-1691) - крупный английский пуританский богослов, пресвитерианин, один из первых критиков радикального кальвинизма, в связи с чем в XVIII - XIX вв. обычно не пользовался авторитетом в баптистской среде. В работе Vindici; Legis et F;deris (1678, англ. пер.1799), направленной против Т.Криспа и антиномистов 1640-х гг., настаивал на вере как условии спасения, не вполне убедительно противопоставляя эту позицию баптистской, для которой вера - это безусловно дар Божий (Еф.2.5-9).
*** Указанная особенность образует коренное отличие богословия Павла и вообще Библии от всей европейской философии, для которой дух не разграничиваем между Творцом и творением и при этом субстанциален, а не функционален.
**** Томас Гудвин (1600-1680) - выдающийся английский богослов-конгрегационалист, из всех пуритан наиболее близкий к мышлению радикального кальвинизма (см.: Wallace D.W. Puritans and Predestination. Eugene OR,2004. P.144-157; Howson B.W. Erroneous and Schismatical Opinions. Leiden,2001. P.119-120).  Пофэм cлегка сокращает более многословные рассуждения Гудвина из книги "Работа Святого Духа в нашем спасении" (Goodwin T. Works. V.5. Edinburgh,1866. P.18-19)
***** Джон Беньян (1628-1688) - крупнейший баптистский духовный писатель XVII в., повлиявший на весь последующий англоязычный и мировой протестантизм. Выражение из "Благодати величайшему грешнику", резюмирующее по сути все труды Беньяна, при отдельных догматических ошибках настолько мощные,  что, когда Карл II назвал его «неграмотным мастером лукавого» в присутствии бывшего вице-канцлера Оксфордского университета Джона Оуэна, ученый ответил: "Ваше Величество, если бы я обладал способностями этого ремесленника к проповеди, я с радостью оставил бы все свои знания" (цит. по: Cheever G.B. Memoir of John Bunyan // The Select Works of John Bunyan. Glasgow,1869. C.XLIV). См.: Оливер Р. Вмененная праведность у Беньяна http://www.proza.ru/2013/04/25/2009

Перевод и комментарий (С) Inquisitor Eisenhorn