Записки путешественника. Права в Таиланде

Владимир Переверзин
 
   Случилось так, что в очередной раз находясь на отдыхе в Таиланде, я решил получить местные права. "Зачем они здесь обычному туристу?"- спросите Вы  и отчасти будете правы. Большинство туристов  спокойно ездит на мотобайках вообще без прав, исправно платит штрафы и прекрасно себя чувствует. На машине  тоже  вполне можно обойтись  российскими  или международными правами. Но я,  будучи абсолютно  законопослушным человеком, все-таки решил получить права на управление мотобайком, ну и заодно на машину. 
      Получив в близлежащем госпитале за 100 бат справку о состоянии   здоровья,  а  в местном эмиграционном офисе -свидетельство о регистрации или, по-нашему ",свидетельство о прописке",  я направился в транспортный департамент города Пхукета. После успешного прохождения нехитрых тестов на остроту зрения и скорость реакции я был записан на сдачу экзамена по теории вождения. Ждать пришлось ровно месяц, поэтому времени на подготовку было более чем достаточно. Я честно готовился и учил ответы на возможные вопросы. Но, как выяснилось, были и нюансы, уловить которые под силу лишь тому, кто  владеет тайским языком. В силу местного менталитета и особенностей языка, понять, что  хочет от тебя таец, не всегда возможно. Тайский английский, на котором дублируются вопросы, отличается от английского английского, например, глагол "to pass", означающий "передавать, проходить", в билетах обозначал "обгон",  и мне приходилось заниматься расшифровкой предложений, руководствуясь  не текстом, а смыслом.   С одинаковым успехом в вопросе "When is it prohibited to pass?" ( В каком случае запрещен обгон?)  слово "рass" вполне можно было бы заменить на  "eat" (есть), и результат остался бы неизменным. Правильный ответ остался бы прежним - " within 30 meters of a crossroad" ( в 30-ти метрах от перехода).
     Первым серьезным испытанием на моем пути к правам стал обязательный фильм на тайском языке об ужасах вождения на дорогах Таиланда, который демонстрировался с 8.30 до 13.00. Пронизывающий холодный ветер, бьющий из кондиционеров,  не давал сомкнуть глаз, и я был вынужден читать титры и смотреть,  как  на бешеной скорости машины влетали друг в друга, сбивали мотоциклы  и калечили пешеходов. Для лучшего усвоения материала все повторялось по несколько раз и в замедленной съемке.  Аварии происходили на пустом месте и  без видимых причин, что  уже несколько настораживало. Тогда я понял, что правила в Таиланде - это условности, на которые мало кто обращает внимания, и поэтому надо быть всегда начеку! Помните, что если кто-то в Таиланде включил поворотник, это вовсе не означает, что этот кто-то будет поворачивать!   
     После фильма ужасов мы были допущены  к сдаче теоретического экзамена. Его  я сдавал дважды : один раз для прав на мотобайк, второй - на машину. Получив электронную карточку, я вступил в схватку с автоматом, который из тысячи заложенных в него вопросов выдавал наугад  пятьдесят. Ошибиться можно было только три раза. Не смотря на то, что  большую  часть  вопросов я и не  видывал, я легко справился с задачей, и был направлен на экзамен по вождению: мотобайк был назначен на завтра,  машина -  послезавтра.  Благополучно передвигаясь на мотобайке в течение двух месяцев без прав, я, как впрочем и все остальные абитуриенты,   прибыл  сдавать экзамен на собственном автотранспорте и спокойно ждал своей участи. Несложный,  в общем-то, экзамен, заключался   в езде змейкой между конусами и   по импровизированному мостику - полосе шириной сантиметров 20 и высотой сантиметра 3.  По ней было  необходимо  проехать медленно и четко. Именно эта полоса и стала для меня камнем преткновения :  я все время с нее скатывался и одолел лишь с третьего раза, после чего   получил вожделенные права на мотобайк.  Но это была лишь маленькая победа в большом сражении.   С машиной все обстояло гораздо сложнее. Я, имеющий  30-летний водительский стаж, прошедший специальное обучение на курсах экстремального вождения, оказался неподготовленным   к таким испытаниям. Первый экзамен я благополучно завалил. Говорят, аппетит приходит во время еды, ну, а азарт, видимо,  во время сдачи экзаменов.  Я не был одинок в своем несчастье.  Из таких двоечников -неудачников  моментально сложился клуб по интересам. Мы   были очень разные, но нас объединяло  одно- желание получить местные права. О неудачных попытках мы говорили друг другу словно о количестве совершенных прыжков с парашютом. Приятный молодой человек по имени Александр сдал экзамен после девятого "прыжка".  Такая статистика обнадеживала, сближала и еще больше сплачивала коллектив соотечественников.  После потери Александра  пальма первенства перешла к Максиму, с которым мы быстро подружились. К моменту нашего знакомства за его плечами  было два прыжка.    Главная проблема состояла в том, чтобы понять, чего же хотели от нас тайцы. Поверьте, это было не так просто, как казалось. Экзамен  состоял из трех тестов: необходимо было припарковаться задним ходом в строго ограниченном пространстве, заехать и выехать из коридора, обозначенного вешками, и наконец, проехать  по  прочерченной в нескольких сантиметрах от  бордюра полосе, остановиться перед знаком «стоп» в строго определенном месте между двух нарисованных полос так, чтобы бампер находился ровно  между ними.  Малейшее касание бордюра, либо съезд с полосы, сводили на нет все старания, и ты выбывал из игры.  Любой, даже самый незначительный заступ, то есть заезд бампером за полосу, которую ты не видишь, также мгновенно исключал тебя из числа претендентов на права.   Беда была в том, что к этому коллективному  знанию мы пришли далеко не сразу, а лишь после нескольких попыток. Изначально дружно  отрабатывалась версия, что на первой полосе должны быть зафиксированы передние колеса. По  мере проваленных тестов наши  мнения разделились. В  силу конструктивных особенностей машин, эта величина не являлась  постоянной. На "Тойота виос", например, точно притормозив передними колесами  на первой полосе, я бампером безнадежно уползал к знаку стоп.  На "Тойота Йарис" , легкомысленно арендованную мной  для сдачи экзамена, я даже не доехал до первой полосы и сошел с дистанции.  Первая попытка, вторая, третья... Приезжая на экзамен  как на работу, я поймал себя на мысли, что уже воспринимаю происходящее  как своего рода аттракцион и с нетерпением жду очередного теста.  Два раза в неделю мы привычно встречались здесь и приятно общались. Неожиданно  Макс  сдал экзамен.  Не могу сказать, что обрадовался за товарища, скорее, я даже расстроился, мне казалось, что я навсегда потерял его.  Но нет, он оказался настоящим другом. Максим, взрослый мужчина, военный переводчик, прошедший  Афганистан,   состоявшийся бизнесмен,  не бросил меня на произвол тайских полицейских.   Через два дня мы с самыми серьезными намерениями  вернулись в департамент транспорта города Пхукета, вооружившись до зубов ... рулеткой.   Серьезно подойдя к решению вопроса, мы   приехали за три часа до начала экзаменов. Измерив расстояние от переднего колеса до бампера, мы выдвинулись на поле боя.  Выехать на  полигон на машине, чтобы потренироваться, было  нельзя, а вот пешком походить никто не запрещал.  Нам нужно было четко понять, где должно было остановиться колесо, чтобы бампер оказался посередине злополучных, не видимых из машины, полос.  Со стороны, наверное, два взрослых мужика, ползающих по площадке  с рулеткой на коленях и что-то увлеченно вымеряющих, смотрелись весьма комично. Неожиданно к нам подошел таец,  и как-то просто по-дружески похлопав меня по плечу,  показал на газон, где аккуратно лежала обычная, ничем не примечательная, деревяшка.  Жестами он объяснил, что останавливаться надо так, чтобы твое плечо находилось в аккурат напротив нее. Не доверяя тайцу, мы замерили  расстояние от плеча сидящего за рулем человека и, переложив  эти расчеты на асфальт,  пришли к выводу, что таец на обманул. Деревяшка была рассчитана явно на другую модель автомобиля. Быстро проведя расчеты, мы определили, где должно находиться плечо водителя. Макс торжественно водрузил на это место пальмовый листок. Для верности я положил туда найденную поблизости трубочку для питья коктейля или иной жидкости. Мои шансы на успех  резко увеличивались.
    Езда вдоль бордюра меня совсем   не пугала, и мне лишь оставалось  остановить машину так, чтобы мое плечо оказалось напротив пальмового листочка или трубочки. Но плох тот солдат, который не имеет запасного варианта для атаки.  Неожиданно Максим озвучил гениальную идею:"А давай, я спрячусь и издалека буду наблюдать, как ты едешь, а в нужный момент по телефону  дам тебе команду "стоп". Потрясенный простотой гениальной идеи,  я на некоторое время задумался о том, нет ли здесь какого-либо подвоха? А не прослушивают ли коварные тайцы наши телефоны, чтобы схватить нас и отправить в местную тюрьму... 
Искусство требует жертв, и мы решили продолжить игру, но  уже по своим правилам. Включив телефоны на громкую связь,  каждый из нас занял свое место. Пока Максим в отдалении  изображал из себя обычного прохожего, я  сел за руль его автомобиля, щедро предоставленного мне для сдачи экзамена, и выехал на полигон. Четвертая попытка.  Дело принципа. Уверенно проехав в двух сантиметрах от бордюра, я слышу в телефоне его, уже ставшим мне родным,  голос: "Стоп!!"- вопит Макс. 
Я резко  бью по тормозам. Машина останавливается.  Ура! Загорается зеленый свет. Экзамен пройден.   
     И вот уже полчаса спустя, не веря своим глазам, я гордо  кручу в  руках заветные корочки -тайские права. Сколько времени  было потрачено и сил отдано... Мы едем отмечать столь радостное событие и привычно много  пьем.   После чего Максим садится за руль, и по дороге домой мы... попадаем в засаду.  Впереди блок-пост!  Тайские полицейские тормозят все машины и проверяют права,  проводя  тест на алкоголь. 
"Спрячь тайские права, Максим! Покажи им наши, российские!" - кричу я. Поздно. Он гордо достают из штанин дубликатом бесценного груза ... местные права. Я, понимая, сколько было отдано сил, чтобы их заполучить  в ужасе закрываю глаза.. " "Прощайте, тайские права, -  проносится в моей голове ,- Отберут! Да еще в тюрьму посадят!" 
 Тайцы, те еще шовинисты и националисты, очень не  любят иностранцев.  Но здесь полицейский,  хорошо знакомый со всеми нюансами получения прав, видимо, не часто встречал  на своем пути русских с местными правами. Шокированный,  он неожиданно  отдает  нам честь и отпускает  нас восвояси.   Мы, не менее шокированные, но счастливые и гордые, продолжили наше путешествие. Правда, на всякий случай, спрятали  подальше тайские права. 
А то вдруг  еще отнимут! Жалко же  будет! А наши российские здесь никому не нужны..