Последние деньки лета

Всеволод Самсонов
      

        А вот и лето отзвенело, отжужжало, улетело. Всё! Через две недели  начало занятий в институте, а у меня… что? Что я представлю на зачёт? Десять зарисовок веточек и лепестков? Гербарий? Это даже не гербарий, а сбор цветущих растений в лесу, саду. Даже из клумб и домашних горшков, всё собрала. Теперь они закреплены на стене над кроватью. По восемь рядов и восемь столбцов собранные мной растения под черными резиночками на стене. Кидаю взгляд на этот зелёный ковёр - не вдохновляет.
Ну, никак! Позвонила подруге однокурснице, спросила, как дела. У неё всё «Тип-Топ!» Всё кипит и горит! Написала семнадцать этюдов маслом - букеты, пейзажи. Много рисунков и акварелей.
        Я же не знаю с чего начать! Время ушло, и теперь будто передо мной захлопнулась тяжелая парадная дверь в незнакомом подъезде. Я осталась совсем одна между дверьми в кромешной темноте, хочу открыть двери, толкаю то одну, то другую – всё напрасно. Ничего не могу придумать.Вот, хватаю двухметровые загрунтованные холсты, что подготовила ещё в  институте, расстилаю на полу и начинаю просто водить кистью с охрой по белому холсту. Может, осенит? Первый измазюканный холст повесила на стену. Смотрю, ничего не вижу в нём. Может быть, потом что-то проявится…как у Джексона Поллока. 
        Начала второй холст. Пишу просто слова прописью, лица, схематично -растения, листья-зигзаги а-ля Матисс. Постепенно настроение поднимается. Витает  такой знакомый запах краски, сиккатива, льняного масла. Справа от меня лежат надавленные тюбики с краской, здесь же пузырьки, баночки. Кисть в руке становится птицей. Запах меня тревожит, не даёт спать ночью, воображение включается в игру. Может, в конце концов, прорвётся лучик творчества, в мои замкнутые двери, и озарит меня, и эти стены наполнятся светом, и я начну,  наконец, творить.            
       Проснулась в четыре утра, показалось, растения  у кровати  о чём-то шепчутся. Встала. Пошла, смотреть на работы с фонариком. Тоска. Выпила стакан воды. Ушла досыпать. Проснулась в шесть от пения птиц. Так отчётливо слышала мелодию.  Какую? Не вспомнить никогда. Выглянула в окно – тишина. Лежу в кровати с открытыми глазами.
                Сегодня решила слушать старые пластинки, что есть у хозяйки. Буду ставить всё подряд. Надо выходить из этого пике! Посмотрим, что выйдет. Через час встала. Ещё через два поставила первую пластинку и принялась смотреть вчерашнюю работу. Не стала ничего изменять. Повесила второй  холст на стену и взялась под музыку писать все, что придёт на ум. Граммофон играет и играет, а я меняю пластинки.  Иногда раздаётся только шип, его я обнаруживаю не сразу, и это тоже неплохо. Работа налаживается. Сначала смутные образы, потом более отчётливые проносятся в сознании, вскоре они преломляются в нужном мне направлении – стали появляться пейзажи лета, растения, сад, тропинки, домики и озеро.
Захотелось свежих зелёных и синих тонов. Расширила палитру, всё смелее и смелее заработала рука, кисть побежала по белому холсту, как плуг по не паханому полю.
       Когда хозяева стали звать на обед, холст был уже поделён на четыре вытянутых книзу прямоугольника, и в каждом разыгрывалась своя история.Тема - «Как я провел это лето», заданная всем второкурсникам нашего потока, казалась там, в городе, такой простой, даже наивной, оказалась на практике, сложной работой.
        Но вот, в нескольких клеймах стал, угадываться калейдоскоп событий летнего дня. Сад с его цветущими растениями на клумбе, синие тени кустов, бронзовый носик крана, торчащий из стены дома, зелёный полимерный шланг, словно бесконечная змея. Завитый густым плющом забор, велосипед, на котором часто ездила к озеру, старые берёзы, валуны на берегу и в воде, кони соседней фермы, магазин продуктов, где отоваривалась по случаю,игра в волейбол на закате дня. Всё узнаваемо, надо только отыскать объединяющее начало всех клейм. То ли это будет цвет, то ли линия, может быть небо или ещё что то. Всё, перерыв. Обед и снова за работу.
              Теперь холсты  не отпускают. Патефон уже не завожу. Только кисти и краски, иногда тонкая кисть с синей краской  для контура.
         Работа закипела. Полный ход. Выпрямляюсь, отхожу, смотрю и опять  – краски, холст, руки. Где-то пальцами, где-то ладонью, торцом кисти, тряпочкой, всё идёт в дело. Главное, нужно добиться равноценности каждого клейма  из четырёх.  Перерыв: выпить кружку воды или сока; и опять к холсту. Когда определились четыре основных клейма, перехожу к следующему пустому пока холсту. Туда переношу и вырисовываю чётко все найденные позы и акценты происходящего действия и прорисовываю пейзаж. Ночь. Валюсь спать, забыв поужинать. Завтра, всё завтра, а сейчас спать…, спать!
          Через два дня за мной приедет машина, а надо ещё собрать чемодан, рисунки и холсты. Обувь и зонт не забыть бы. Прощальный ужин, на всё нужно время, а его-то просто нет! Надо дописывать холст и собираться. Смогу ли?
         Утро. Встаю, иду умываться, смотрюсь в зеркало. За приоткрытым окном шумит дождь. Прохладно. Быстро завтракаю, замечаю встревоженные взгляды хозяйки, говорим мало и уклончиво. Иду в студию, мимо напольного зеркала, в котором отражается вся студия… и тут меня осенило! В центре холста быстро обозначаю, пятый прямоугольник и в нём пишу свой портрет с распущенными волосами на велосипеде, и на другом холсте прорисовываю пятое клеймо, где схематично рисую себя в купальнике на озере. Всё! Идея найдена! Теперь дело техники! Два холста с пятью клеймами, где в центре я, а по сторонам пейзажи лета, натюрморты, детали моего мира: тёмные очки, зонт, соломенная шляпа, обувь, кисти в стеклянной вазе, палитра. Колёса велосипеда, моя комната-студия, садовые ножницы, лейка, ведро, крашенная складная лестница… и кое-где забавный текст, выполненный прописью тонкой кистью … 
        Вот и всё. Работа окончена. Завтра прибудет машина, а через неделю зачёт.
        Усталость. Вывешены только последние два холста на стене, черновые скатаны и убраны в тубус. Пью сок и непрерывно смотрю на холсты. Да, это я. Так думаю только я. И холсты тоже – я.

Апрель 2017г.
 :****: