Воспоминания ссыльного туруханца Ильи Горбовца

Марк Горбовец
 
Мой дядя Илья Горбовец 1885 года  рождения, участник  революции 1905 года, был арестован в подпольной типографии г. Кременчуг (Украина), два года отсидел в тюремном заключении в кандалах в одиночной камере и был приговорен к каторге, замененной на пожизненную ссылку в Туруханский край, куда и был отправлен по этапу в 1907 году.
В числе ссыльных там побывали члены РСДРП, большевики: Я.М. Свердлов, И.В. Сталин; депутаты большевистской фракции государственной думы: Г.И. Петровский, А.Е. Бадаев, М.К. Муранов, Ю.Каменев, Ф.Н. Самойлов, Н.Р. Шагов, Линде, Яковлев; вождь большевиков Закавказья Сурен Спандарян, Ю.О. Цедербаум (Мартов), зять Плеханова Боград и др.
Вот, что рассказал Илья Горбовец об этом крае, его природе, местном населении и условиях жизни ссыльных поселенцев:
Туруханский край является самым отдаленным и глухим местом Сибири – «гиблым местом», куда ссылались царским правительством наиболее активные участники революционного движения России 1902 -1917 г.г.
Он расположен на севере в низовьях реки Енисея. Первая деревня края Осиновка находилась в низовьях реки Енисея. На огромном расстоянии в две тысячи километров от Осиновки до устья реки Енисея имелось всего тридцать шесть населенных пунктов, в том числе только девять деревень с численностью от 15 до 30 дворов.
Все деревни располагались по берегам реки Енисея и лишь одна деревня в двенадцать домов располагалась в стороне, в пятнадцати километров от притока Енисея. В этой деревне, именовавшейся «городом» Туруханск, находилось представительство жандармерии в составе: пристава, его помощника, урядника, трех стражников, восьми казаков, а также почтальон, фельдшер и священник – миссионер.
На самой границе Туруханского края, в сорока километров от деревни Осиновка находился жандармский кардан из шести жандармов, служивший в качестве препятствия на пути беглых ссыльных. Единственная дорога связывающая населенные пункты края, проходила по реке Енисей; зимой по льду с ездой на лошадях по вехам, летом по воде на лодках вверх по течению с помощью впряженных собак. Никаких других дорог по берегу или лесу не было.
Летом в край из Красноярска заходили пароходы «Туруханск», «Енисей», «Лена», которые делали по два рейса с остановками лишь у нескольких населенных пунктов. Пароходы осуществляли рабочие рейсы для доставки из Красноярска на пески низовья Енисея и возврата в Красноярск рыбопромысловиков.
Местное русское и туземное население Туруханского края было в небольшом количестве, русские занимались добычей рыбы и пушнины, а также торговлей, Туземцы – Остяги и Тунгусы, жившие в лесах по большим притокам Енисея, а также оленеводы: Юраки, Долганы, Остяки – «Хабойцы», жившие в тундрах, занимались добычей пушнины – песцов, горностаев, белки и др. Деревенские русские купцы скупали у туземцев пушнину и весной на больших лодках увозили ее в г. Енисейск и привозили от туда муку, водку и другие товары. 
До революции 1905 года в крае находилась небольшая группа ссыльных народовольцев досрочно освобожденных из Петропавловской крепости. Их было мало и они по одиночке были разбросаны по разным деревням.
Весной 1907 года прибыла первая крупная партия политических ссыльных в количестве четыреста шестьдесят человек, к осени число ссыльных возросло за восемьсот человек и увеличивалось незначительно.         В 1913 -1914 годах в Туруханской ссылке оказались Я.М. Свердлов и И.В. Сталин. Наиболее крупная партия начиная с 1913 года состояла лишь из восьми человек – это были думские члены фракции большевиков. Политические ссыльные делились на две категории: административные со сроками от двух до шести лет и бессрочные ссыльные поселенцы.
Административным  ссыльным выдавалось пособие в размере 15 руб. в месяц, ссыльным же поселенцам пособие не полагалось. Однако, все ссыльные жили едиными дружными коммунами и пособия шло в общую кассу. На деньги пособий закупалась одежда, питание, медикаменты и все необходимое. Всего этого у ссыльных было в достатке. Среди ссыльных были опытные врачи, использовались эффективно действовавшие народные средства (оленья кровь, рыбий варчей, беличий гриб, настойки дико растущих растений). От болезней никто не умирал.
Политзаключенные организовывали получение бесплатных газет, журналов и книг, регулярно поступал журнал «Русское богатство» от Короленко, журнал «Нива» и другие. За короткое время в деревнях были созданы обширные библиотеки русских и иностранных классиков, энциклопедические словари.
Таким образом ссыльные имели возможность следить за обстановкой в стране и повышать свою грамотность. Почта приходила раз в месяц с трехмесячным перерывом в период распутицы.
Отсутствие дорог, редкие населенные пункты, непроходимая тайга служили огромным препятствием для побегов. Вместе с тем, побеги имели место. Самостоятельные неорганизованные побеги осуществлялись группами от 5 до 20 человек. Проходили они с огромным риском, так как было легко заблудиться и погибнуть в тайге. Такие случаи со смертельным исходом происходили неоднократно. Организованные побеги проводились со специальной подготовкой, обеспечением сопровождения и собак.
В целом обстановка среди политических ссыльных отличалась большим доброжелательством и взаимной поддержкой. Большинство ссыльных прошли опыт заключения в тюрьмах, умели организоваться и сохранять стойкость, вытаскивать друг друга из беды.
Отношение ссыльных к И.В. Сталину Илья Горбовец характеризовал как негативное. Не нравилась заносчивость Сталина, в ряде случаев его не дружелюбность, проявление жестокости. Горбовец привел случай проявления жестокости характера Сталина - он и другие ссыльные, находились в лодке вместе со Сталиным, и были возмущены, когда он с яростью безжалостно, обрекая на гибель, вышвырнул из нее собачку. В жизни ссыльных собаки имели важную роль и с ними обычно обращались очень бережно.
Побег Сталина из ссылки осуществлялся без специальной подготовки и организации ссыльных, что, по их мнению, могло иметь место только при его сотрудничестве с охраной.
После свершения февральской революции в 1917 году ссыльные имели возможность покинуть Туруханский край, что было не просто. Илья Горбовец помогал организовать выезд ряда ссыльных, в том числе Я.М. Свердлова.
Сам он, задействованный на службе Географического общества по переписи Туруханских туземцев, задержался там до 1921 года, после чего выехал в г.Томск, куда привез с собой обширный полезный материал о жизни народов Севера с экспонатами для этнографического музея, а затем переехал на постоянное жительство в г. Новосибирск.
После ссылки Илья Горбовец работал инспектором Наркомвнешторга по пушнине, в Сибторге, в Сибпушнине, в Горно-колыванской экспедиции, Запсибгеологоразведке и др.
Он избежал репрессии  1937 года. Известно, что Сталин систематически уничтожал всех большевиков, с которыми соприкасался и которые знали о его прошлом. Не обошлось и без ордера на арест Ильи Горбовца, которого удалось избежать только благодаря организованной для его спасения командировки в глухие таежные места.
Умер Илья Горбовец в 1962 году.