Янтарная комната глава xviii

Владимир Шатов
Планы меняются!
Большое видится на расстоянии, но потрогать всё же хочется. Остап Бендер не ожидал неприятностей и некоторое время они с Глебом Середой действительно наслаждались спокойной сытой жизнью в Киеве, но тут пришла беда.
- Если деньги не пахнут, то почему очень многие принюхиваются к ним? - первым ударом для Бендера стала денежная реформа в декабре 1947 года. - В жизни за всё приходится платить, но надо же торговаться!
Для криминального и спекулятивного мира она была полной неожиданностью. Эта реформа фактически обнулила теневой капитал в СССР. Она превратила в тонны бесполезной бумаги преступно полученные во время войны деньги.
- В Постановлении установлен порядок обмена старых денег на новые, - пояснил великий комбинатор другу, - а также определены условия переоценки денежных вкладов в сберкассах.
При перерасчёте зарплаты деньги обменивались таким образом, что зарплата оставалась без изменения. По вкладам в суммы до 3 тысяч рублей обменивались также один к одному, по вкладам от 3 до 10 тысяч рублей было произведено сокращение накоплений на одну треть суммы, по вкладам в размере свыше 10 тысяч рублей изымалось две трети суммы.
- То есть то, кто хранил деньги дома, - понял Середа, - при обмене получат один новый рубль за десять старых.
- Это как раз наш вариант! - обречённо кивнул головой Остап. - За один день я стал ровно в десять раз беднее!
После отмены карточек в Советском Союзе при зарплатах большинства городского населения в 500-1000 рублей килограмм ржаного хлеба стоил 3 рубля, пшеничного - 4 рубля 40 копеек, килограмм гречки 12 рублей, сахара 15 рублей, сливочного масла 64 рубля, подсолнечного масла 30 рублей, мороженого судака 12 рублей, кофе 75 рублей, литр молока 4 рубля, десяток яиц 12 рублей. 
- Всё пропало! - понял великий комбинатор. - Все мои накопления опять превратились в бумагу. Придётся вернуться к поискам Янтарной комнаты, видать судьба у меня такая – искать потерянные сокровища!
Однако он не торопился начать поиски, а вместо этого с горя купил трофейный мотоцикл с коляской. На спиртное денег пока хватало, бутылка пива «Жигулевское» стоила 7 рублей, а пол-литровая бутылка водки «Московская» 60 рублей.
- Наши руки не для скуки… - уже через неделю Остапу стало скучно. - Невесело просто ездить, как-то не прёт.
К тому же дали знать о себе элементы интеллигентного образования - память услужливо подкинула историю Герберта Уэллса о человеке-невидимке. Хмельной Бендер залез в коляску, накрылся тентом и рулил одной рукой из неё, а железный конь на холостом ходу медленно полз в горку по улице.
- Со стороны это выглядит так, будто мотоцикл внезапно оседлан человеком-невидимкой или в него реинкарнировался дух паровоза братьев Черепановых! - радовался великий комбинатор.
На середине подъёма сладкая парочка повстречала грузовик, который вёз какие-то крайне нужные советской науке материалы в соседний институт. Водитель увидел одинокий мотоцикл, мирно едущий сам по себе ему навстречу, и закричал:
- Немцы-привидения атакуют!
В инстинктивном порыве избежать встречи с ожившим чудом немецкого мотопрома водила резко крутанул руль вправо. Перелетев кювет, машина снесла пару хлипких деревьев и окончила путь в стене его дома.
- Плохая вышла шутка! - чтобы избежать новой встречи с милицией ему пришлось поехать в пригород Ленинграда город Пушкин.
Путём проб и ошибок великий комбинатор разыскал там бывшего сотрудника музея в Большом Екатерининском дворце Виктора Шумскова, знавшего о судьбе драгоценной комнаты.
- Вам привет от Алёшина! - тихо сказал Остап, когда наконец нашёл реставратора.
- Нам лучше говорить не здесь… - побледнел Виктор.
Знакомство с «врагами народа», пускай даже бывшими было опасно. Они прошли в Александровский парк и гуляя между столетних деревьев Бендер рассказал ему, что его давний друг погиб в лагере.
- Очень жаль! - невольно перекрестился Шумсков. - Царство небесное!.. Хороший был человек.
- Хорошие люди у нас гибнут первыми!
- А от меня вы что хотите? - подозрительно поинтересовался он.
- Я должен всё знать о Янтарной комнате…
- Зачем?
- Алёшин перед смертью попросил меня найти и вернуть в музей реликвию, - схитрил великий комбинатор, - а воля умирающего священна!
Сомнений у Виктора не осталось, и он рассказал ему всё что знал о ней:
- Иосиф Сталин не интересовался Янтарной комнатой, занимаясь более важными государственными делами. Однажды, после подписания с Германией в 1939 году «пакта о ненападении», Сталин разговаривал с графом Алексеем Николаевичем Толстым. Вопрос представителю культуры был задан конкретный – как можно укрепить наметившуюся «хрупкую дружбу» с Германией? Поскольку Толстой длительное время проживал в Пушкине, он предложил в подарок немцам преподнести Янтарную комнату.
- Хитрый ход! - оценил Остап.
Они прогуливались мимо ажурной ограды грандиозного дворца со стороны Александровского парка и прошли мимо здания Лицея, где когда-то учился Пушкин.
- Сталин не ожидал такого предложения и был возмущён! - продолжил повествование Шумсков. - Но граф объяснил, что якобы эта комната находится в плачевном состоянии, денег на реставрацию потребуется много. А подарил её монарх Фридрих I и ничего плохого не будет, если шедевр вернётся в Германию. Сталин решил вопрос по-своему: был найден талантливый резчик по камню Анатолий Осипович Барановский, ему были предоставлены все необходимые материалы. От реставратора требовалось изготовить копию Янтарной комнаты. Барановский предупредил вождя всех народов, что детально повторить шедевр ювелирного искусства за короткие сроки невозможно. Но Сталина это не смутило, нужно было срочно «укрепить дружбу» с Гитлером.
- Вождя народов редко, что смущало! - опасно пошутил Бендер.
- Вместе с учениками, Барановский работал над правительственным заказом днём и ночью. Надзирающим за работой был назначен Толстой. Работе мешали многочисленные высокие чиновники, которые узнав о талантливом мастере, досаждали ему просьбами сделать на заказ кулоны, браслеты, броши и иные украшения из янтаря. После вмешательства Сталина поток просителей прекратился. Барановский перенёс инфаркт, но продолжал работу.
- Так он сделал копию? - поторопил великий комбинатор.
- Даже целых две копии!
- Как это?
- Причём создавалось две копии Янтарной комнаты, - пояснил дотошный Виктор. - Копию делал сам мастер, а макетом комнаты в масштабе 1:1 занимались его ученики. Спустя два года обе копии были готовы! Конечно, при внимательном рассмотрении копии оказалась не совсем точными: другие цветовые соотношения, вместо зеркальных пилястров, были изготовлены пилястры из янтаря.
- А куда делся оригинал? - заинтересованно спросил Остап.
- За два дня до начала войны, подлинник Янтарной комнаты во дворце заменили на копию Барановского. Затем её тщательно сфотографировали, разобрали и отправили на хранение в подвал Екатерининского дворца. А вот макет, который создали ученики мастера, собрали в том зале, где ранее находилась подлинная Янтарная комната.
- Оригинально! - энергично воскликнул Бендер.
- Вот только вручить немцам подарок не успели – ранним утром 22 июня немцы бомбили советские города.
- Итак в Пушкине оказалось три Янтарные комнаты, - подытожил великий комбинатор. - Подлинник, копия Барановского и, установленный в зале дворца, макет.
- Точно так! - согласился он. - Только Алексей Толстой и директор музея дворца знали, что подлинник, тщательно упакованный, был 6 июля 1941 года отправлен в Москву. Сопровождали этот груз два ученика Барановского. Один из них – Андрей Николаевич Воробьёв.
- А кто ещё может знать о дальнейшей судьбе копий? - спросил Остап напоследок.
- Вера Владимировна Лемус. Она была хранителем музейных ценностей в городе Сарапул в Удмуртии.
- А где её можно найти?
- Она работает в Центральном Хранилище музейных фондов, - ответил Шумсков, скомкано попрощался и поспешил в сторону Александровского дворца.
Бендеру пришлось, несмотря на опасения попасть в милицию за подвиги «капитана Кузнецова» ехать в Ленинград и искать там её. В общении с женщинами у него был железный способ втереться в доверие. Узнав у вахтёра фонда, что Лемус приходит на работу ровно в девять часов, великий комбинатор выскочил на улицу и пошёл ей навстречу.
- А дамочка следит за модой! - присмотрелся он внимательно.
Вера Владимировна вышагивала в одной из самых распространённых моделей женской обуви 40-х годов в СССР - полуботинках со шнуровкой на небольшом каблучке.
- Хороший образец женской натуры! - оценил великий комбинатор. - Широкий, не очень высокий лоб, выдающиеся скулы, слегка выдающийся подбородок, широко расставленные глаза, брови в разлет, родинка над верхней губой.
Всё это говорило ему о постоянном кокетстве, сильной сексуальности и желании постоянно быть объектом интереса у мужчин. Будто случайно он столкнулся с ней и после пяти минут непринуждённого разговора пригласил её в ресторан.
- Я могу только после работы… - томно сказала она.
- Жду вас в семь часов вечера в кафе «Север»! - предложил Остап.
Вера Владимировна пришла вовремя и после пары бокалов вина рассказала ему всю свою жизнь.
- К моменту захвата немцами города Пушкин 17 сентября все музейные дворцовые здания находились в полной сохранности, за исключением пострадавшего от обстрела Китайского театра в Александровском парке и стен рабочего кабинета Александра I и малой столовой Екатерининского дворца, куда попал снаряд, и они были разрушены. - Лемус даже здесь не могла забыть о работе.
- А кто тогда вывез музейные экспонаты? - осторожно спросил Бендер.
- Вывоз основных художественных ценностей дворцов был осуществлен немцами очень быстро - в течение 2-3 недель со дня оккупации города! - заявила она. - Вдоль Большого пруда стояли колонны автомобилей, на которые грузились сокровища. Затем они отправлялись через Павловск и Гатчину в Германию. Вывозились вещи и по железной дороге.
Вера Владимировна в красках поведала, что характерным в период оккупации Пушкина был стук ударов молотка:
- Немцы сколачивали ящики для почтовых посылок с награбленными вещами, отправляемыми в Германию.
Свидетельства очевидцев и документы архивов подтверждают основную роль 18-ой армии группы «Север» немецких войск в вывозе предметов искусства Екатерининского дворца-музея.
- Работали ещё несколько групп, например, группы «Ост-ланд» и «Ингерманланд», - закончила перечислять женщина. - Первыми вывозить ценности стали сотрудники Штаба рейхсляйтера Розенберга, затем Риббентропа. 
- А Янтарная комната?
- Её вывезли в первую очередь в Кёнигсберг. 
- А её копия? - напрямик спросил великий комбинатор.
- Откуда вы знаете о ней? - испуганно встрепенулась Лемус.
- Шумсков рассказал…
- Тогда всё ясно!.. Один из моих бывших сотрудников остался после эвакуации в музее и слышал, что высокопоставленный офицер Вермахта Петер Штехер отправил этот ценный груз в свой особняк во Львове.
Пока встревоженная необыкновенно осведомлённым кавалером приходила в себя, Остап отпросился в туалет. Он тихо расплатился с официантом, вышел из кафе и растворился в толпе Невского проспекта.
продолжение http://www.proza.ru/2017/04/28/2278