Лапта

Владимир Тунгусов
   Я стоял на балконе, курил и наблюдал за своим сыном сверху. Он и еще несколько соседских мальчишек сидели на трубе ограждения газона, ничего не делая. Один из мальчиков колотил палкой по этой трубе. Звук был такой, что я бы на месте соседей на первом этаже не выдержал. Я и на четвёртом-то не выдержал, оделся и вышел к ним на улицу. Подошел к их компании и спросил: «А что, ребята, вы игр никаких не знаете? А в Лапту не пробовали?  Ну, это как бейсбол, только круче. Если хотите, научу, только домой схожу на минуточку». Я поднялся в свою квартиру, нашёл мячик для большого тенниса, отпилил палку-биту от черенка бывшей лопаты и вышел в полной боевой готовности.


   Мы прошли метров сто до тренировочной дорожки по бегу, она была широкой и засыпана крупным песком со щебнем. Очертил две полосы на краях этого поля, объяснил правила игры, сам разделил ребят на две команды, уравнивая силовые и возрастные возможности. И - Начали!!! Сначала не всё получалось гладко, каждый хотел схватить упавший на поле мяч, те которым это положено и  те которым это не положено. Потом, не «осалив» игрока «бегающей» команды, начинали разбегаться сами. Но очень быстро освоили правила и научились попадать ударом биты по мячу.
Попасть по мячу и никого не травмировать - самое главное в этой игре.

   
   Когда я был маленьким и у меня тоже была бабушка, я никогда никого не травмировал, а вот один мой товарищ по играм немного старше меня выбил другому мальчику битой все передние зубы. Беззубому мальчику пришлось вставить железные зубы, он вырос, стал машинистом на железном паровозе. Часто высовывался из окна паровоза, вглядываясь вдаль, а его зубы блестели на солнце. Я рассказал этот случай из моего детства сыну и его приятелям. После моего рассказа никто не хотел стать машинистом паровоза, и все были осторожны. Ребят охватил азарт игры. Если какой-то команде удавалось несколько конов сыграть без поражений, они просто ликовали. Я был главным судьёй, так что дело до драки не доходило, но не всё так гладко получалось.


    В команде «голящих» оказался мой сын Коля, которого просто распирало от гордости за меня, ну и за себя, конечно, не было бы его, не было бы и «судьи-устроителя» этой игры. Не могу сказать, что он был хороший игрок, не всегда быстро бегал и не так шустро хватал мяч. Истинную причину я знаю и не могу его осуждать, да и других тоже, в этом нет теперь смысла. Он хороший парень, но тогда он совершил не очень хороший поступок. Мяч оказался в поле, к нему ринулись два мальчугана, мой сын и мальчик из дальней ограды, которую все называли МЖК. Этот мальчуган схватил мячик вперёд, тогда мой сын, тоже игравший в одной с ним команде, метнул ему в глаза горсть песка.


      Я остановил игру, повёл этого мальчика к себе домой (мы жили ближе всех), промыл ему глаза водой. Просмотрел остатки песка, закатав ему по очереди веки, а потом, положив понемножку тетрациклиновой мази в каждый глаз, усадил на диван и дал чистый платок для того, чтобы он вытирал им излишки мази.


  Через некоторое время он уже не так часто моргал и нормально видел. Я хотел проводить его домой, объяснить всё его родителям и извинится за поступок сына. Но мальчишка наотрез отказался, он хотел продолжить игру, она ему понравилась, я не смог отказать пострадавшему герою. Мы снова вышли на поле наших схваток, но прежде чем начать игру, я исключил из неё своего родного сына и объявил, что и впредь буду исключать каждого за совершённые подлые поступки.


   Мой сын нехотя поплёлся домой, низко опустив голову, и потом ещё три дня со мной не разговаривал, но вырос честным человеком, не способным на подлости. Его, конечно, трудно назвать ангелом, но он же не у ангела родился, это я уже про себя уточнил. Я возможно забыл бы этот случай, но взгляд на другой не даёт мне это сделать.


    У моего второго зятя тоже был сын, но воспитывал он его иначе. Как-то мы поехали вместе окучивать картошку, зять взял своего сына и собаку, чёрного пуделя. Зять для сына взял даже тяпку, но его сын, он же мой племянник, не притронулся к инструменту. Он бегал вместе с пуделем по полям и дороге, развлекался, как мог, ему было уже 14 или 15 лет. Отец его не уговаривал сильно, так, предупредил, чтобы по кустам не бегал, клещей мог нацеплять.


   Поздней осенью зять пригласил одного дальнего родственника на уборку урожая. Урожай был хороший, было чем гордиться, но меня поразило другое. Зять начал хвастаться своим сыном, якобы это он с ним так хорошо окучивал картошку. Резко повернувшись ко мне, он испугался, что я могу сказать правду. Первый раз мне довелось видеть, как человек врал самому себе, я онемел от удивления. Конечно, я не стал его позорить и рассказывать, как в действительности было дело.


   Только потом, наедине с зятем, высказал, что такой метод воспитания не приведёт к хорошим результатам ни его, ни его сына. Скорей всего он приведёт его к тюремным воротам. Получается, это я «накаркал» судьбу племяннику, но ведь я не хотел, видит бог. Старался сделать всё, чтобы этого не произошло, предупреждал сестру и зятя, ещё задолго до того. Однажды даже подтягивал его знания по четырём предметам средней школы, не его родители с  образованием, а я недоучка.


     Им было некогда! Меня это поражает… Родить ребёнка себе на забаву, хорошо его одевать, кормить, но совсем не думать о том, кем он будет, а главное каким человеком. Честным, умным, справедливым или настолько честным, чтобы таким казаться,  настолько умным, чтобы обмануть кого-то, и наконец, таким справедливым, чтобы только не попасть в опалу.  По моему рассуждению, родительский долг разделён на две половины: женскую - родить кормить лечить и мужскую - воспитывать настоящего человека: грамотного, честного, трудолюбивого.


    Какой тяжёлой обязанностью становится жизнь матери одиночки, взвалившей на себя такое бремя, честь им и хвала, если они достойно справились с этой задачей. Когда же семь нянек не могут усмотреть за одним ребёнком, пусть даже у него не испортилось зрение, но взгляд на окружающий мир людей у него подпорчен, как у Троллей Ибсена в «Пер Гюнте». Самое плохое то, что этот взгляд (я бы назвал его «духовным зрением») скорей всего не изменится теперь никогда.


   Я, наверное,  был не самым хорошим отцом, мои дети имеют полное право обижаться на меня, но я им отдал все, что мог, и это нельзя оценить стоимостью движимости и недвижимости.  Квартирный вопрос всегда портил людей, его можно брать или не брать в расчёт. Желание рассекать на автомобиле я тоже в расчёт не беру, хотя это становится веянием времени. Я смотрю на это, как на пустое престижное увлечение, забирающее много средств, заработанных с большим трудом.


   Направьте свои средства на образование детей, а свое время посвятите их воспитанию. Нашим родителям было с одной стороны проще, образование было бесплатным, а вот на воспитание времени не хватало, а иной раз и грамотности. Наши дети достаточно грамотные. Если они не будут гнаться за лошадиными силами и квадратными метрами, пропадая на работе с утра до ночи, они воспитают хороших внуков, не выезжая на отдых за рубеж нашей великой Родины.