Анна Шахназаровна Каренина

Нико Галина
Для тех, кто не знает, что такое фанфик, поясню в двух словах. Читаете интересную книжку и сочиняете приключения в мире, выдуманном писателем. В наше пресыщенное время этой игрой тешатся киношные и театральные тети и дяди, называя сию забаву «сценарий по мотивам романа». Вот и Карен Шахназаров поддался всеобщей страсти и взял Льва Толстого для расчленения на экранизацию.

До какой степени режиссер выпотрошил «Анну Каренину», пусть останется на его совести. В конце концов, гениев-писателей мало, а режиссерам –  хочется. Но, забавляясь, надо все-таки знать меру, Шахназаров же пошел на неоправданный риск и норму по удивлению зрителя перевыполнил.

Главный промах режиссера – актриса на роль Анны. Вот об этом и скажу, тоже в двух словах.

Приглашая на роль Анны Е.Боярскую, актрису характерную, обладающую внешностью, мягко говоря, специфической, нестандартной, режиссер дал понять, что современные актеры могут играть все. Обнадежив зрителя, режиссер, однако, забыл обучить актрису манерам аристократки. Анна получилась вовсе не Каренина, а Боярская – прелестная  разбитная кухарочка с высшим актерским образованием.

Где благородное умение быть пристойной в любой ситуации? Где сдержанность, тем более интересная, что в душе героини пылает страсть? Ничего этого нет. Заподозрить в Анне-Боярской аристократку может только пьяный гусар (в общем, мужчина в таком состоянии ума и желаний, когда любая женщина хороша, если доступна). Видимо, поэтому Вронский так уныло-безнадежен. Еще бы! Связал свою молодую и веселую судьбу с развратной женщиной, которую – вот невезуха! –  ему представила родная мать.

Для роли Анны необходимо освоить хотя бы набор внешних признаков социального положения. Актриса, к сожалению, не в курсе, а режиссер, видимо, доверился ее вкусу.

Кстати, сцена Анны с госпожой Вронской в поезде буквально рассыпается: актриса Татьяна Лютаева, уже перешедшая на возрастные роли, легко переигрывает свеженькую Е.Боярскую. Анна выглядит компаньонкой, гувернанткой, даже, простите, принаряженной гризеткой.

Актрисе поставлена сверхзадача: любить, и никаких гвоздей! Вот актриса и старается, бездумно копируя манеры кокотки, вместо того, чтобы при внешней сдержанности показать высокое напряжение души. Дабы публика ХХI века не сочла ее игру архаичной, Боярская использует ужимки «женщины без комплексов», что  в веке XIX выглядело вульгарно. «Мир Карениных» был чуток, и простоватые манеры могли повредить положению в обществе не менее эффективно, чем в наше время матерная брань на филармоническом концерте. Подобную Анну назвали бы плохо воспитанной и отказали бы от дома все уважающие себя знакомые. Блистает Боярская не в психологически сложных сценах, а лишь на балах, сливаясь с платьями, улыбками, вальсами, канделябрами, мундирами и прочей мишурой.

Актриса внутренне пуста. Даже интимные сцены с Вронским (М.Матвеев, кстати, муж Боярской), в которых  она умело передает сексуальные восторги, тоже не радуют актерским мастерством.

Возможно, актрисе мешает специфический голос: театральный женский баритон, мощная подача звука там, где нужна бархатная нежность. Возможно, стоило бы пригласить на озвучивание роли другую актрису и с ее помощью добавить, подправить, внести в структуру роли нечто интересное. Не знаю…

Я не видела Е.Боярскую в других ролях. Говорят, она слегка подпортила своей игрой  фильм «Адмирал». Не знаю, судить не буду.