Барышни, крестьянки и семейная жизнь

Михаил Колодочкин
Обычно «Барышню-крестьянку» называют шуткой. Мол, у Пушкина было хорошее настроение, и он сочинил в своем Болдино эдакий легкий водевильчик – просто для того, чтобы всем тоже стало весело. К концу повествования все конфликты лихо улаживаются, а любовь торжествует – в общем, все счастливы.

Да, оболочка именно такая. Но с какой стати автор «Онегина» вдруг опустился до дешевого водевильчика? Их и без него пруд пруди.

Может быть, основная мысль спрятана под оболочкой? Или под маской персонажей? Актеры отыграли свои роли, но кое о чем зрителю надлежит догадаться самому...

***

Счастливый конец действия обычно подразумевает предстоящую свадьбу. Персонажи преодолевают преграды и, наконец-то, обретают друг друга – следуют поцелуи, признания и т.п. Дальше никому неинтересно, потому что там-то уж точно всё будет хорошо. Главное – добраться до венца.

Очень может быть. Однако у Пушкина оба старших персонажа по какому-то совпадению давно овдовели – про их бывших жен практически ничего не сказано. Но при этом каждый из них живет в свое удовольствие: непохоже, чтобы они тяготились отсутствием оболочки брачных уз... Так, Берестов-старший вполне утешился хозяйством, при этом утроил доходы, и «стал почитать себя умнейшим человеком». А Муромский-старший «продолжал проказничать», внедряя в русской деревне английские порядки и умудряясь влезать в новые долги.

Такие вот персонажи. И никаких идеалов по части образцового семейного счастья. Папенькам вполне комфортно без маменек: оба занимаются тем, что лично им нравится.

***

Одна мысль все время гложет Пушкина.

Он, по натуре – творец. Волк-одиночка.

За пару месяцев до Болдина он написал в стихотворении «Поэту»:

«Ты царь: живи один».

И еще: «Осень подходит. Это любимое мое время… Пора моих литературных трудов настает – а я должен хлопотать о приданом, да о свадьбе…»

Он откровенно запутался с предстоящей женитьбой. Рассудок твердит: «Не надо!» Но та самая оболочка сидит крепко.

Мечта о взаимной любви. Которой у него никогда в жизни не было. Были женщины, которые хотели быть с ним, но он их не замечал. Были те, на кого по-особенному смотрел он. Но совпадения не случилось.

Стараниями отдельных «исследователей» Пушкина принято считать, извините, бабником. Чего стоит только так называемый донжуанский список? Дурацкая бумажка, не имеющая никакого отношения к мечте о «правильной» семейной жизни. А где она, эта «правильная» жизнь? Не говоря уже о любви?

И Пушкин размышляет. Как обычно, на бумаге.

Так появляются Лиза и Алексей.

***

В исходном виде они, в общем-то, никчемные существа. Достоинство у них общее и единственное: оба молодые и симпатичные.

А в остальное лучше не вчитываться. Алексея отец не пускает в армию, а к штатской службе он не пригоден. В итоге молодой человек «скачет, не разбирая дороги», а также с удовольствием гоняется за дворовыми девками.

Что до Лизы, то о ней вообще нечего сказать: просто любит резвиться и проказничать.

Такая вот парочка.

Но вот что интересно. Чтобы почувствовать интерес друг другу, им нужно было удалить оболочку внешнего облика. То есть стать не теми, кто они есть на самом деле.

Барышня нарядилась крестьянкой. А барин попытался, было, прикинуться камердинером, но не сумел даже этого. Однако с удовольствием принял правила забавной игры, не требующей, в общем-то, никаких особых усилий.

Она притворяется, что ходит за грибами. Он делает вид, что охотится.

При этом у нее пустая корзина, а у него ружье не заряжено. Как и мозги молодых героев.

А что же будет, когда игра кончится? Им не хочется об этом думать.

Да и как будешь думать, если мозги пустые?

А они особо и не думают. Сейчас весело – и слава Богу. А чем кончится – да кто ж его знает…

Через несколько лет Натали тоже скажет про Дантеса: мол, мне с ним весело…

***

По документам ты – барин.

А вот по уму, желаниям, истинным возможностям – крестьянин.

И Лизе-Акулине очень хочется увидеть помещика у ног дочери кузнеца, которую она изображает.

А Алексей все время помнит о дистанции между кажущимся и истинным. Между барином и бедной крестьянкой.

Кстати, от свиданий они перешли к переписке. Причина – более чем уважительная: зачастили дожди.

А какая может быть любовь под дождем?

Но ведь в любом водевиле должен быть счастливый конец! А как же его придумать-то?

А вот как: нужен брак по расчету! Это будет крепко.

***

Напоминаем, как некогда враждующие старики стали друзьями. Кстати, что такое дружба по Пушкину?

«Что дружба? Легкий пыл похмелья,
Обиды вольный разговор,
 Обмен тщеславия, безделья
 Иль покровительства позор.»


Итак, про дружбу. Муромский-старший сообразил, что когда Берестов-старший помрет, то его сын Алексей сразу станет одним из самых богатых помещиков в округе, а потому надо бы пристроить туда Лизавету. А Берестов, в свою очередь, вдруг вспомнил, что Муромский – родственник могущественного графа Пронского, а потому не худо бы с ним и породниться. А коли так, то детей надо тащить под венец.

А вот как же дети жить-то вместе будут? Одно дело – бегать в чужом одеянии на свидания в лес. И совсем другое – навсегда прекратить подобного рода развлечения.

А что взамен? Скучно не станет? Не взвоют молодые друг от друга?

Пушкин, естественно, ушел от ответа. И дипломатично написал: мол, «Читатель избавит меня от излишней необходимости описывать развязку»…

***

И еще немножко насчет радостей семейной жизни. Помните, что Берестов-старший, став вдовцом, утроил свои доходы? А вот что написал через несколько лет женатый Пушкин:

«Женясь, я думал издерживать втрое против прежнего, вышло вдесятеро».

Втрое! Поэт полагал, что точно оценивает глубину грядущей финансовой пропасти. Но получилось гораздо хуже.

А притворяться поэт не мог и не хотел. Для этого у него были подвластные ему персонажи.