Богатыри земли Русской

Лариса Жукова
В канун Дня Великой победы вспомним героев Отечества…
1947год-800 лет основания города Москвы. Возвращаясь из Новосибирска, где проходил съезд профсоюзных работников Средней Азии и Дальнего Востока, мама привезла мне в подарок юбилейный набор, из которого сохранилась только папка. Я ученица 4-го класса  женской школы, учимся в третью смену, учитель наш фронтовик и замечательный человек Фёдор Тимофеевич Тульский  задаёт нам домашнее  сочинение о Москве. Рассматривая цветную обложку журнала  «Нива» и, поглядывая на мамин подарок, я пишу сочинение, советуясь с мамой. На уроке учитель объявляет оценки и приглашает меня к доске прочитать моё сочинение, за которое если, б можно было, он бы поставил  не пять, шесть (его подлинные слова). Шёл последний урок, за окном темнота, на столе учителя керосиновая лампа. Да, мы так учились: тетради редкость (своё сочинение я писала на предвыборных плакатах с обратной стороны), ручки - тростниковые палочки с перьями, чернильницы. Естественно я гордилась своей работой. Что меня вдохновляло -иллюстрация  в журнале «Нива», юбилей Москвы. Так вот, будучи не верующей и даже не крещённой я с благоговением рассматривала эту картину А.Новоскольцева. Моё детское сердечко было переполнено  гордостью за своё отечество, что породило таких героев. Иван Калита не вёл кровавых битв, но разумом и хитростью способствовал укреплению Москвы, а значит и земли Русской. Московский князь Дмитрий  был не только славный воин, он  был мудрый государственный  деятель, понимавший, что только в единстве наша сила. Объединив удельных князей вокруг  Москвы, он решил дать бой  темнику Мамаю, освободить Русь от монголо-татарского ига. То, что он обратился за благословлением  к преподобному Сергию Радонежскому,  было вполне понятно, только православие не порушили захватчики, и только через него можно было надеяться на объединение русских земель. В этом  я не вижу ничего религиозного, а лишь исполнение высокого гражданского долга  и снимаю шляпу перед преподобным как перед Великим гражданином своего Отечества. Вот вам истоки моего патриотизма, духом которого и было пронизано моё детское сочинение.  Для поддержки  князя Дмитрия  настоятель обители отправляет двух иноков-богатырей. Один из них Пересвет в поединке с Челубеем и начинает кровавое сражение. «И была сеча великая… и пролилась кровь, как дождевая туча» - говорилось в  летописи.   «Стоял такой великий стон, Шёл бой с такою кровью, Что был в багрец окрашен Дон до самого низовья». На Куликовом  поле был нанесён сильнейший удар по господству  Золотой Орды, ускоривший её неминуемый распад.  Дмитрий Донской был не только  мудрый государственный деятель, но и талантливый полководец и не побоюсь его поставить рядом с Суворовым, Жуковым. О героях иных времён не осталось подчас имён… наш гражданский долг – помнить их и не забывать уроков истории.