Он так хочет услышать шаги

Валерия Палий
–  Ты можешь не кричать так громко! – доносится из соседней комнаты женский голос. –  Я не хочу, чтобы он это слышал.

Спустя пару секунд громко хлопает дверь. Голоса по-прежнему слышны, но слов уже не разобрать. Это несильно меняет ситуацию. Маленький мальчик, сидящий в своей комнате, и  так понимает, что происходит. Ему всё ясно без слов. В последнее время родители ссорятся всё чаще, а он, каждый раз убегая в свою комнату, боится, чтобы эта ссора не стала последней. Его страшит мысль, что кто-то из родителей уйдёт, но больше всего он боится, что ему придётся выбирать, с кем остаться. Он не хочет этого.

Мальчик встаёт и тихонько выходит из комнаты. Он хочет попросить родителей не ссориться, хочет, чтобы они знали, что их скандалы ранят его, но не знает, как и что должен сказать. Взрослые часто не слышат детей. Он знает это. Отец как всегда потреплет его за волосы, на лице появится вымученная улыбка. «Посиди у себя, солнышко», – устало отзовётся мама.

Стоя у закрытой двери, мальчик думает об этом. Но его мысли быстро прерываются обрывками разговора. Отсюда всё слышно, и он не может не слушать. К простому детскому любопытству примешивается желание быть причастным к тому, что происходит.

– Не поступай так с сыном. Как я скажу ему, что ты уходишь?

– Но я ведь не бросаю его. Просто нам с тобой нужно пожить некоторое время отдельно, – тут же отвечает мужчина. – Так будет лучше, – немного помолчав, добавляет он.

Но мальчик уже не слышит его. Слова, сказанные мамой, производят на него куда больший эффект. Его с детства учили, что настоящий мужчина не плачет. Но он ничего не может сделать, ком уже подступил к горлу, а на глаза наворачиваются слёзы. Он чувствует предательство, ему больно.

Будучи эмоциональным, как и все дети его возраста, он не придумывает ничего лучше, чем сбежать из дома. Нет, он не хочет, чтобы его искали всей семьёй, переживали за него. Просто он боится, что в любую секунду дверь откроется, и кто-то из родителей позовёт его в комнату. Он не хочет разговаривать. Ему кажется, что если он уйдёт, то сможет оттянуть роковой момент. Он надеется, что что-нибудь всё же сможет спасти их семью, хотя всё уже кончено.

Мальчик торопливо проходит мимо игровой площадки, где играют его друзья. В любой другой день он бы с удовольствием остался с ними, а сейчас даже не смотрит в ту сторону. Он ускоряет шаг, опасаясь, что кто-то окликнет его. Он не хочет ни с кем разговаривать. Сегодня они не поймут его.

Дойдя до городского парка, он сворачивает на одну из аллей. По обе стороны поставлены скамейки, но все как одна заняты. Парк заполнен людьми.  В такой тёплый солнечный день никому не хочется сидеть дома. Дети весёлой гурьбой бегают там и тут, а их родители, устроившись на скамейках, разговаривают друг с другом, поглядывая за детворой. Кто-то не спеша прогуливается по парку, кто-то читает, разместившись возле широких деревьев или на лужайке.

Удаляясь вглубь парка, мальчик замечает скамейку, на которой сидит молодой человек лет двадцати пяти. Он держит на коленях альбом для рисования, в котором что-то неторопливо рисует. Подойдя ближе, мальчик садится на край скамейки, и взгляд его тут же устремляется на альбомный лист. Не составляет особого труда узнать на рисунке мужчину, читающего книгу на скамейке напротив.  Мальчик настолько увлекается рисунком, что совсем не замечает, что рука художника больше не скользит по листу, он с интересом смотрит на мальчика, появившегося так неожиданно.

– Нравится? – наконец спрашивает молодой человек.

– Нет. Некрасиво, – отвернувшись, отвечает мальчик. На самом деле ему нравится рисунок, он сам не знает, зачем врёт. Наверное, он просто хочет, чтобы не только ему было обидно.

 –Не любишь рисовать? – продолжает любопытствовать незнакомец.

– Нет.

– А что любишь?

– Ничего.

– Так не бывает, – протягивает художник, возвращаясь к работе.

– Бывает, – бурчит себе под нос мальчик. – Я ничего и никого не люблю.

– Каждому человеку нужно кого-то любить. Ведь ты же не хочешь провести всю жизнь в одиночестве? – Оторвав взгляд от рисунка, молодой человек смотрит на своего маленького собеседника, тот лишь хмурит брови, но ничего не отвечает. – Хочешь, я тебя нарисую? – открыв чистый лист, предлагает художник. – Вдруг второй рисунок понравится тебе больше?

Мальчик снова ничего не отвечает, и лишь кивок головой сообщает о его решении. Выбрав наиболее удобную позу, он замирает, наблюдая за тем, как на белом листе появляется карандашный набросок.


– Твой отец любит тебя. Все родители любят своих детей. По-другому не бывает, – уверяет молодой человек, протягивая готовый рисунок мальчику.

– Очень красиво, – хвалит тот, рассматривая свой портрет. – Можно я заберу его?

– Если хочешь, я подарю тебе весь альбом, – улыбается художник. – Там есть ещё несколько рисунков и тот некрасивый тоже, – напоминает он, усмехнувшись. – Только ты должен пообещать мне, что пойдёшь сейчас домой. Уже поздно, твои родители волнуются.

– Ладно, – соглашается мальчик, сжимая в руках альбом. Видно, что ему совсем не хочется возвращаться, но он понимает, что когда-нибудь это сделать придётся. Встав со скамейки, он медленно направляется в сторону дома, на ходу рассматривая рисунки в альбоме.

Молодой человек ещё немного сидит в парке, а затем тоже уходит. Встреча с мальчиком заставляет его задуматься над тем, что произошло восемь лет назад. Разбираться в чужих проблемах всегда легче. Все мы мастера давать советы, которыми почему-то, в случае чего, сами не спешим пользоваться. Восемь лет назад он сильно поссорился с отцом, когда тот запретил ему стать художником. В семье с несколькими поколениями врачей не было места для творческой натуры. «Это нужная профессия. Врачи спасают жизни, а то, чем собираешься заняться ты, – баловство. Пройдут годы, и ты поймёшь, сколько сделал в жизни, скольких людей спас… Художник! Да что ты оставишь после себя, став художником?» – восклицал в тот вечер отец. Его слова сильно обидели молодого человека, и он ушёл из дома. С тех пор они не виделись. Не решившись пойти против семьи, он закончил медицинский, решив стать хирургом. Он не чувствовал в этом своего призвания, не ждал успеха, которого пророчил ему отец. Он старательно учился, зная, что от него будет зависеть чья-то жизнь. Сейчас затраченные им усилия начинают приносить плоды, но он не чувствует радости. Какая-то пустота съедает его изнутри. Он перестал рисовать картины ещё на первом курсе института. Сначала у него просто не было времени, а потом он уже не решался вновь купить мольберт. Карандашные наброски в альбомах – единственное, что он оставил себе из прошлой жизни.

И вот сейчас, садясь в машину, молодой человек думает о том, что хочет поехать к отцу. Он не знает, что скажет ему, но понимает, что они должны поговорить, знает, что отец тоже скучает и жалеет о ссоре, но из-за своего характера не пойдёт на примирение первым.

И вот он уже почти у дачного посёлка, где летом живёт его отец. На обочине стоит женщина, пытаясь поймать попутку, рядом с ней играет с мячом девочка лет пяти. Выскользнув из рук ребёнка, мяч катится по дороге, и девочка, не задумываясь, тут же бежит за ним. Слишком поздно, чтобы остановить ребёнка, и также поздно, чтобы начать тормозить. Машина резко сворачивает в сторону и на огромной скорости вылетает в кювет. Женщина кричит, испугавшись за ребёнка. Она мигом подбегает к девочке и, взяв её на руки, сходит с дороги. Её руки трясутся, а мысли путаются. Она крепко прижимает к себе дочь, смотря вниз на перевернувшуюся машину. Кажется, проходит около минуты, прежде чем оцепенение спадает и женщина вызывает скорую.
Тем временем в машине молодой человек ещё находится в сознании. Он чувствует дикую боль, проносящуюся по всему телу. Полученные травмы очень сильны. Он знает, что не сможет приложить достаточно усилий, чтобы выбраться. Он понимает, что это его последние минуты, но не жалеет о том, что сделал. Он поклялся спасать людей, ради этого он когда-то предал свою мечту. Сейчас он жалеет лишь о том, что пошёл когда-то против себя. Говорят, жизнь нужно прожить так, чтобы в конце не пожалеть. А он жалел…


Солнце пробивается сквозь золотые кроны деревьев, стараясь подарить людям хоть чуточку тепла. Листва уже осыпалась с деревьев, и ветер разносит её по всей территории. Парк в это время года кажется золотым. На одной из скамеек сидит, читая газету, старик. Иногда он отрывает взгляд от статей, чтобы посмотреть на прохожих, а затем снова возвращается к чтению. Дочитав страницу до конца, он убирает газету, сложив её пополам. Закрыв глаза, он подставляет лицо осеннему солнцу и просто сидит, вслушиваясь в музыку, доносящуюся откуда-то издалека.

– С вами всё в порядке? – спрашивает кто–то. Открыв глаза, мужчина видит перед собой девушку, на лице которой отражается лёгкое беспокойство. – Если вам нужна помощь – скажите. Я врач, – говорит незнакомка, присаживаясь рядом.

– Нет, спасибо, – хриплым и слегка дрожащим голосом отвечает старик. – Я просто немного устал, всё в порядке.

Но девушка не спешит уходить, она считает своим долгом убедиться, что в её помощи не нуждаются. Они так и сидят, не произнося ни слова. Каждый думает о чём-то своём. Услышав от девушки, что она врач, старик сразу же вспоминает своего сына, который погиб много лет назад. Ему бы и в голову не пришло, что он сидит рядом с той самой девочкой. И девушка конечно же не догадывается, что рядом с ней отец того самого человека, который спас ей жизнь. Если бы она только знала... Она бы столько сказала ему. Ведь именно благодаря его сыну она стала врачом. Она решила спасать людей, потому что когда-то спасли её.

Вернувшись домой, мужчина по-прежнему думает о сыне. Он думает о нём каждый день. Он жалеет о том, что они так и не поговорили, корит себя за то, что сломал ему жизнь. Зайдя в гостиную, он подходит к картине, висящей на стене. Со стены на него смотрит лес. Там, далеко-далеко, начинается рассвет. Это последняя картина, которую нарисовал его сын. Сняв со стены, мужчина переворачивает её и вновь читает давно заученные наизусть строки: «А после себя я оставлю мечту. Я передам её тому, в ком увижу себя. Подарю её тому, кто поверит в себя больше, чем когда-то я. Я скажу ему, что в мире тысячи людей, которые потеряли свою мечту. Я покажу ему, что они несчастны. Этому человеку я скажу: никогда не забывай себя, живи сегодняшним днём, потому что завтра для кого-то не наступит…»

К картине когда-то его сын прикрепил письмо, которое спустя столько лет всё также остаётся на своём месте. «Когда-нибудь ты поймёшь мои картины, ты увидишь не просто людей и пейзажи, ты увидишь, что сквозь обычные вещи на тебя из картин смотрю я. Я вложил в них душу, и когда-нибудь ты сможешь её разглядеть. И я знаю, что, сколько бы скверных слов ты не наговорил мне в порыве гнева, ты раскаиваешься и ждёшь моего приезда. И даже сейчас, находясь на даче, ты каждое утро просыпаешься рано и, набрасывая на плечи плед, идёшь встречать рассвет на террасу. Ты жалуешься старому псу на бессонницу, и он сидит у твоих ног, смотря тебе прямо в глаза, и иногда тычет мордой в ладонь, требуя внимания. Ты всматриваешься вдаль, где-то там брезжит рассвет, поют птицы, перелетая с ветки на ветку. Ты прислушиваешься, надеясь услышать мои шаги, совсем забыв, что ещё слишком рано, чтобы ждать гостей. Когда-нибудь ты поймёшь меня и позовёшь, и тогда я обязательно приду».

В тысячный раз прочитав письмо, старик смахивает слезу с морщинистой щеки и снова вешает картину на стену. Сейчас он бы всё отдал за то, чтобы увидеть сына, но, увы, это невозможно. Он снова всматривается в картину и мысленно переносится туда. Он слышит, как шумит лес, чувствует прохладный утренний ветерок, он так хочет услышать шаги…