Черная дыра в современном искусства

Фёдоров Борис
 Глава из книги автора Древо жизни

  Иду по нашему большаку и повторяю, напевая, слова моей любимой песни «Письмо из сорок пятого»: «А кругом весна, неба синева, солнце бьёт в глаза и шумит листва! Нам бы жить да жить, жить бы да любить и детей растить на Земле». Но где же эти возвышенные чувства, облагораживающие душу краски и звуки природы, так ярко и мелодично воспетые в русской поэзии. А вокруг унылая, серая картина: знакомое поле с пожухлой травой, заброшенное и уже много лет после так называемой «перестройки» нашей жизни не «видело» хлебопашца, не «радовалось» зарождению в своем чреве признаков новой жизни. Впрочем, как говорят, свято место пусто не бывает. Думаю, скоро на этом «историческом» поле вырастет «лес» великолепных особняков и коттеджей за глухими заборами новых «хозяев» жизни, которые «засорили» нашу жизнь, как засорили свое поле жители Бурцева. Такого рода постройками «заросло» и поле моего детства на околице поселка. Я уже не вижу за частоколом особняков свой лес, куда мы, босоногие мальчишки, ходили за ягодами и грибами. Помните у поэта: «Только не сжата полоска одна, грустные думы наводит она». По такой «полоске» я теперь пробираюсь в лес, который уже завалили отбросами владельцы этих особняков. Воистину, такие «картины» не настраивают душу на поэтический лад.
Каждый раз, когда я подхожу (в который раз!) к развалинам дворца князей Мещерских и сажусь на берег нашей Десны, я ощущаю прилив щемящей душу тоски. Ведь «развалины» дворцовой цивилизации (архитектуры) Древнего Рима и Греции во все времена были источником и объектом творческого вдохновения для художников кисти и слова. В то же время у развалин дворца я испытываю несказанное душевное отдохновение. Потому что здесь каждый камень поэзией «дышит», здесь каждый камень историю «пишет». Так и хочется сказать: «И дым Отечества нам сладок и приятен». Да, в романах Толстого и Тургенева мы читали, что жизнь «хозяев» жизни тех времен в таких дворцах строилась на других, как говорил поэт, не знакомых нам романтических началах. Поэтому и мысли мои улетели далеко, далеко…
Закрываю глаза. Вижу не развалины, а прекрасный дворец, творение человеческих рук, но разрушенный не «человеческими» руками. О, боже! Я приглашен на бал к князьям Мещерским. Как во сне, ощущаю себя скромно стоящим у мраморной колонны в освещенном хрустальным светом зале, стараясь не выставлять на показ свои изношенные кроссовки и потертые джинсы. Вижу, как в вихре вальса в роскошных одеяниях кружатся Андрей Болконский с Наташей Ростовой. Здесь же, конечно, Александр Пушкин со своей Натали. «Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел, но тайна твои покрывала черты». Но всем своим существом я чувствовал, что я чужой на этом «празднике жизни». И …проснулся. Как сладко подремать на зеленом бережку в «объятьях» милой, родной речушки!
 И вдруг из глубины памяти перед моими глазами, как наяву, всплывают совсем другие поэтические картинки юности. Физически ощущаю себя в вихре танца в небольшом, сереньком зале в нашем городском Доме культуры, стараясь прижать её, одетую в простенькое школьное платье, к своей, как говорит поэт, груди.
Другие картинки далекой юности всё чаще посещают мою голову.
  Включаю «ящик». На черном квадрате телевизора появляется знаменитый «Черный квадрат» Малевича, который вот уже столетие не даёт покоя нашим поборникам «авангардного» искусства. Слышу голос диктора: «В Москве в галерее Г. открылась выставка современного искусства. На ней широко представлены картины русских авангардистов Кандинского, Малевича, Шагала, Татлина и др.». Боже мой! А картины Рафаэля, Иванова, Айвазовского, Шишкина, Нестерова (всех не перечислишь) уже не современное искусство? «Современного» искусства не может быть, потому что искусство всегда современно!
Итак, на моем черном квадрате крупным планом появился «Черный квадрат» Малевича, представленный на выставке. Он так похож на черное пятно в форме облака, освещенное солнцем в виде желтого круга на листе бумаги, который однажды мне принесла пятилетняя внучка. На «картине» было написано корявыми буквами: «Дедуля, это тебе. Поздравляю с днем рождения!». Поцелуем теплой ладошки я оценил художественный талант моей внучки. Но как объяснить маленькому человеку, что это не искусство, а её первые, примитивные попытки выразить в красках свое видение мира. Через искусство человек познает мир, пытаясь в художественной форме выразить окружающую действительность, «приблизить» человека к природе, считает английский философ и искусствовед Рискин.
Я по достоинству «оценил» (поцеловал её ручку) работу внучки, которая до сих пор хранится в нашем семейном архиве. А вот черное «пятно» («Черный квадрат») Малевича «оценили» в несколько миллионов долларов. Этот «шедевр» современного искусства приобрел один из наших олигархов. Полагаю, что это удачное вложение капитала для его внуков, которые через двадцать лет продадут это «черное пятно» авангардизма на аукционе «Сотби» или «Кристи» уже за двадцать миллионов долларов. Но я не продам «Черный квадрат» моей Лапочки ни за какие деньги!
Диктор продолжает расточать хвалу «современному» искусству. Оказывается, родственники Малевича в Самаре «нашли» (на чердаке) другой оригинал «Черного квадрата» (говорят, авторская копия) и продают его. Но мы знаем, что оригинал «Черного квадрата» (простите, «черной дыры» нашего «авангардного» (передового) искусства) уже несколько раз продавался на аукционах.  Думаю, что ещё много оригиналов этого «шедевра» найдут на чердаках и сундуках с тряпьём родственники авангардистов и примитивистов. И хорошо заработают! Но я, как дилетант в искусстве или от искусства, не могу по достоинству «оценить» эту, извините, мазню. Во всяком случае, я не дал бы и ломаного гроша за этот «шедевр». Говорят, что в «природе» (простите, на чердаках и сундуках) существует четыре авторских экземпляра (копии) «Черного квадрата», один их которых выставлен в Третьяковской галерее или Эрмитаже. О, боже! Не могу представить и тем более увидеть на стене в золоченом зале музея мирового уровня черное пятно в виде «Черного квадрата». «Извините, - также скажет наш знаменитый галерист Г. (не раб на галере, а «раб» золотого тельца), - вам никто и не предлагает его купить. Вы ещё «не доросли» до понимания смысла живописного искусства и замысла художника». Согласен: зритель, как и художник, должен развивать в себе способности художественного восприятия действительности, чтобы «раскрыть» замысел живописца. Поистине, великие таланты расплачиваются за искусство жизнью, а бесталанные зарабатывают на жизнь.
Не надо по поводу и без повода повторять, что любое произведение изобразительного искусства должно возбуждать у человека воображение, вызывать у него всплеск положительных эмоций и ассоциаций. Как сказал выдающийся советский педагог Макаренко, искусство должно воспитывать. Все человеческое в человеке должно быть воспитано, считает он. Предназначение искусства одинаково во все времена - вносить в жизнь человека радостное восприятие бытия, обогащать его душу новыми художественными образами, пробуждать в его душе чувство прекрасного, будоражить мысли, видеть и восхищаться красотой природы.
«Что вы видите в «Черном супрематическом квадрате» (вот так!) Малевича?» – спрашивает журналист у посетителя выставки. «Я вижу только черную дыру и ...пустоту», - был ответ. Действительно, как можно выразить словами ощущение душевной пустоты! Наверное, надо обладать талантом Достоевского или… Малевича. Я, например, ощущаю поистине космический холод. Эта картина стала в нашем изобразительном искусстве настоящей «черной дырой». Если «черные дыры» в космосе мы можем видеть с помощью мощнейших телескопов, то «черную» пустоту замысла (вернее, никакого замысла) Малевича как художника я могу видеть своими глазами. Если космическая «черная дыра», говорят ученые, способна поглотить любую материальную субстанцию без следа (например, нашу планету), то «Черный квадрат» Малевича не способен «поглотить» (привлечь) даже внимание просвещенного зрителя и вызвать у него всплеск душевных эмоций. А вот «черное пятно» в виде облака на «картине» моей маленькой внучки вызвало у меня всплеск эмоций.
 Если на живописное полотно хочется смотреть и смотреть, если оно возбуждает мысли, заставляет думать, значит - это настоящее искусство! Я не могу смотреть на четырёхпалое человекоподобное существо («На бульваре) Малевича или «Натурщицу» Татлина, или так называемые художественные инсталляции в галерее г-на Г., которые профессиональные искусствоведы преподносят нам как «шедевры» современного авангардного искусства.   
  Мой друг, ты не знаешь, кто такой Васильев? Но это не значит, что такого художника нет: он есть и, надеюсь, останется в русской культуре и школе живописи как своеобразный, оригинальный мастер рисунка, неповторимый, талантливый художник. В его полотнах, в отличие от Малевича, нет черных красок, они насыщены светом и всеми цветами радуги. К. Васильев черпал сюжеты для своих картин из повседневной жизни, из древних сказаний и притчей, наполняя их новым (современным) содержанием (смыслом). Может быть я не прав? Но это мнение «простого» человека, не посвященного в тайны изобразительного искусства, для которого (на которого), собственно, в поте лица трудятся (правда, за деньги) художники. Ведь не для «искусство для искусства» писал свой супрематический квадрат (О, боже! Какое слово! Не переводимое ни на один язык!) Малевич?
Впрочем, надо прислушаться к мнению не простого человека (дилетанта), не посвященного в тайны изобразительного (любого) искусства. Вот как писала о «Чёрном квадрате» в великолепном альбоме «500 сокровищ русской живописи» «просвещенный» профессиональный искусствовед Е. Евстратова: «Малевич выставил эту работу на «Последней кубофутуристической выставке картин 0,10» (вот так, мой друг!) в «красном углу» - там, где обычно помещают икону. Эта картина стала своего рода иконой нового понимания задач живописи (не больше и не меньше!). Она стала, подводит итог профессиональный искусствовед, «манифестом супрематизма – нового направления в живописи, окончательного расставания художника с натурой и ухода в беспредметность». Беспредметное искусство?! Ничего не скажешь: просто нет слов! И я, простой, не посвященный в тайны искусства человек (зритель), не перестаю «восхищаться» словоблудием наших «просвещенных» искусствоведов! Как хорошо, что мы ничего не понимаем в искусстве, но у нас хотя бы появилась икона, на которую мы (дилетанты) должны теперь молиться.
«Нет ничего отвратительнее попыток передавать живописью отвлеченные понятия. Пусть художник вдохнет мысль и страсть в лицо, которое он пишет. Но он обязан тщательно нарисовать это лицо, оно должно быть из плоти и крови - тогда оно переживет века («Джоконда» Леонардо да Винчи). Только жизнь имеет право говорить о жизни, только из жизни возникает подлинная красота и правда в искусстве». Эту мысль я взял (нашел в своей старой записной книжке) из статьи художественного критика, знатока искусства, французского писателя Э. Золя, который рецензировал в прессе произведения современных (для своего времени) художников, считавшихся новаторами в изобразительном искусстве. Я не нахожу слов (наверное, слишком категорично и самоуверенно), чтобы «оценить», просто сказать что-нибудь об искусстве наших (не только наших) наисовременнейших, суперсовременных, сверхсовременных, сверхталантливых и т. д. (как говорят теперь) художников, работающих, утверждают знатоки «современного» искусства, в стиле так называемых инсталляций. Выставки творений больного воображения этих художников постоянно устраивает в своей «художественной» галерее та же скандальная личность Г. У меня тоже есть унитаз (без кавычек), кастрюли и сковороды, кровать и, простите, туалетная бумага. Поэтому мне не надо ходить на выставки «современного» искусства. Так для кого господин Г. устраивает подобные выставки? Правильно, для гурманов, любителей «клубнички», чтобы они могли в споре с коллегами или на «ученом» диспуте блеснуть своими знаниями в области современного искусства. Воистину, великие (художники) расплачиваются за искусство жизнью, бездарные – зарабатывают на жизнь.
Я выключил «ящик». Бог с ним, «Черным квадратом!» Он навсегда останется черным пятном на художественном полотне нашей великой школы живописи, свидетельством ущербности нашей системы эстетического воспитания. Почему «Черный квадрат» Малевича узнаваем каждым образованным человеком (в нашей стране все образованные)? Но почему выпускник средней школы, не может назвать имя художника, автора «Явление Христа народу» или автора картины «Лесные дали», прекрасная репродукция которой много лет висит на стене у нас в квартире. И кто сказал, что «Черный квадрат» - это образец художественного видения, творческого осмысления действительности художником? И кто сказал, что Малевичи идут в «авангарде» лучших представителей современной школы живописи. Думаю, этот «художник» просто хотел «сделать» себе имя, пиар, как говорят теперь, скорее, просто заработать себе на жизнь.
 В  русском живописном искусстве было три художника под фамилией Васильев. И последний из них Константин разделил их судьбу: трагически ушел из жизни в расцвете своих творческих сил. «И он погиб и взят могилой, как тот певец неведомый, но милый». Художник оставил нам около четырёхсот живописных полотен и рисунков, которые разошлись по частным коллекциям, потому что им не нашлось места в наших художественных галереях, в отличие от Малевичей и пр., которые наводнили наши художественные салоны и музеи беспалыми и четырехпалыми чудовищами в человеческом облике. Как пишет наш просвещенный искусствовед (см. выше), им остается один шаг до «полного развоплощения предметности» (есть ли такое слово в русском языке?). «Они ничего не изображают, они самоценны», - делает вывод профессиональный специалист от искусства. Т. е., они «ценны» только для автора и, может быть для рынка.
 Прошло сорок лет после смерти К.Васильева   Счастливые обладатели картин К. Васильева, думаю, с удовольствием предоставили бы их на выставку, если бы … Но нашим чиновником от культуры нет никакого дела до каких-то Васильевых: они в поте лица заняты поисками и организацией выставок картин «современных» авангардистов и конструктивистов. А ведь еще сорок лет назад писатель Солоухин, страстный поборник древнерусского искусства и собиратель икон древнего письма, «открыл» художника К. Васильева и писал о его творчестве.
…По настоянию друзей в 1974 году К. Васильев, живший в небольшом поселке в Татарстане и работавший на лесокомбинате, отправился в Москву предложить свои полотна для выставок с радостным чувством надежды, что его творчество, наконец, станет известно широкой общественности. Подумать только: лесокомбинат, где он числился художником оформителем, ему даже выделил грузовой автомобиль, на котором перевозили на распилку брёвна, чтобы отвезти картины в столицу. Местные чиновники от образования, ревнители нравственности, запретили Константину работать в школе учителем рисования, потому что он учил детей рисовать и изображать в красках красоту обнаженного человеческого тела, хотя он имел профессиональное образование (окончил художественное училище).
Действительно, в творческих кругах Москвы картины периферийного художника вызвали неожиданный всплеск интереса и …восхищения.  Даже у тогдашнего министра культуры Мелентьева, которого уговорили приехать и посмотреть его картины. Но дальше слов и обещаний чиновников от «социалистического реализма» дело не пошло. Измученный различными проволочками и обманом, художник со своим творческим багажом, который оказался никому не нужным, снова уехал в свою деревеньку Васильево, где и канул в …лету как живописец.
До сих пор вокруг его имени не утихают споры, пишет искусствовед С. Королева, автор интересной статьи о творчестве К. Васильева в редком и богато иллюстрированном альбоме, который мне с трудом через многие годы удалось найти. Являются ли произведения К. Васильева культурным достоянием нашей страны? «Истоки его творчества берут начало от классика отечественного изобразительного искусства, основателя неорусского стиля В. М. Васнецова и его брата А. М. Васнецова, воспевавших сказочную красоту России, её людей и природы. Умение показать красоту и дух национального характера, необыкновенную сказочность русской земли ставит Константина Васильева в один ряд с выдающимися отечественными живописцами, которые являются достоянием и гордостью России». Почитатели творчества К. Васильева в таком случае задаются вопросом, почему произведения художника национального масштаба и таланта нет ни в одном музее и картинной галерее федерального уровня. Может быть, я ошибаюсь?               
 Почему (я задаюсь вопросом) в Третьяковской галерее в Москве в отдельном зале висят картины т. н. авангардистов типа Малевича и иже с ним, а не, например, эпическое полотно К. Васильева «Отечество», которое ещё не видела широкая публика и которое известно только немногим поклонникам его творчества. В Третьякове я восхищался полотнами Федора Васильева, художественный талант которого был безоговорочно признан в России при царском (тоталитарном) режиме. Но я не увидел рядом с картинами Федора хотя бы одно полотно Константина, художника такого же масштаба и таланта, который не был признан в России даже при социалистическом (демократическом) режиме.   
Ничего нет отвратительнее попыток передавать живописью отвлеченные   понятия. Эти слова великого художника слова Э. Золя мне постоянно приходят на память, когда я смотрю на полотна Малевича и иже с ним, прочих авангардистов и их современных последователей. «Только жизнь имеет право говорить о жизни, только из жизни возникает подлинная красота и правда в искусстве».
Не правда ли, мой друг, прекрасно сказано!
А вот другой не менее показательный пример творчества художника (каждый человек в душе потенциальный художник), всю свою жизнь стремившегося наполнить светом свои картины, как подсолнух поворачивает свою «голову» к солнечному свету. Недавно мне попалась на глаза книга американского писателя И. Стоуна «Жажда жизни» о творчестве голландского художника Винсента Ван Гога. Имя этого живописца слышал, но, признаюсь, не видел его картины, кроме репродукции знаменитых подсолнухов. Как уже говорил, прочитал в газете, что картина Ван Гога «Подсолнухи» продана на аукционе за 103 или 105 миллионов долларов, которых купил один японский миллиардер, любитель живописи. Последний мировой «рекорд» цены за художественное полотно принадлежит другому авангардисту П. Пикассо. Его картина «Алжирские женщины», на которой трудно разглядеть женские лица в нагромождении красок, недавно продана на аукционе (подумать только!) за 179 миллионов долларов! Родственники «гения» 50 лет где-то хранили этот «шедевр» авангардного искусства и, наконец, дождались и выгодно его сбыли. И я буквально «загорелся» страстью познакомиться с творчеством этого художника. Но прочитав книгу И. Стоуна, богато иллюстрированную, я был разочарован, если не сказать большего.
Страстное желание Ван Гога, неуёмная жажда, как он сам говорил, стать художником двигала его кистью, заставляла его снова и снова брать краски и садиться за мольберт. И надо отдать должное его упорству и настойчивости, чего так не хватает многим современным художникам, которые, порой, скатываются на путь «производства» поделок для рынка. Этим всю жизнь и занимался Ван Гог. Мы не вправе судить художника, но его картины, на взгляд дилетанта, не поднялись выше поделок ученика, подмастерья. За свою творческую жизнь, а он учился всю жизнь, как говорил Ван Гог, он не продал ни одной своей картины, которые на долгие годы осели на полках (под прилавком) в художественном салоне. Хотя бы за это ему надо отдать должное. В конце концов, эта борьба за существование, за право называться художником обрекла его на нищету и болезнь, которая, в конце концов, свела его в могилу.
Через многие годы кто-то «нашел» его полотна и «увидел» в авторе гения, равного чуть ли не, например, Леонардо да Винчи. О творчестве Ван Гога П.Сезанн, его собрат по импрессионизму, сказал: «Ей-богу, это живопись безумца!» В то же время о самом Сезанне Э. Золя писал, как о «не состоявшемся, не удавшемся художнике». И с тех пор, мне кажется, «открытие» таких художников и находки их полотен стали объектами купли-продажи на аукционах как «шедевры» для коллекций и пополнения «капитала» … для нуворишей. Может быть, я преувеличиваю?
Но в моей памяти художественные образы Ван Гога отпечатались как темные, расплывчатые пятна, напоминающие людей, дома, деревья. А подсолнухами я предпочитаю любоваться в своём саду, а не на картине Ван Гога, кстати, растиражированной в тысячах экземплярах в различных художественных изданиях. И пусть его «подсолнухи», которые спрятал от глаз людских японский олигарх, остаются в его сейфе рядом с бриллиантами. Так кто же сказал, что Малевичи, Ван Гоги и иже с ними, представители «современного» искусства, являются гениями?
Однако, так кто же есть гений? В этом смысле типична судьба русского художника Константина Васильева. Он появился на нашем художественном небосклоне в 60-х годах прошлого столетия, как вспышка молнии, и… угас. Да и жизнь его была коротка и трагична. Но не менее трагична судьба его картин, которые канули в лету, не найдя своих почитателей, вернее мецената, вроде Третьякова. Он щедро дарил свои картины друзьям и просто знакомым, и они разошлись по частным коллекциям. Только немногим почитателям его таланта и энтузиастам удавалось организовать выставки его картин в сельских и городских Домах культуры, учреждениях и просто в частных домах. 
Одну такую выставку я посетил в своём Телеграфном агентстве (ТАСС), которую организовали мои коллеги-журналисты, и «открыл» для себя этого замечательного художника. Я был поражен его художественным и профессиональным мастерством, как был поражен, увидев в галерее картины другого Васильева, русского художника, жившего в середине 19 века, и такой же трагической судьбы. Его немногие картины выставлены в Третьяковской галерее, а вот рядом полотен Константина Васильева я не увидел, их нет до сих пор ни в одной картинной галерее (может быть, я ошибаюсь?). Надеюсь, что они когда-нибудь они появятся и в Русском, и других музеях.
Воздействие живописи К. Васильева, поверьте, удивительно (во всяком случае, на меня). Оно поразило меня, например, своей необыкновенной одухотворенностью, оно наполнено таким трагедийным зарядом поэзии, что буквально «взрывает» мысли и будоражит ум.
«Пересказать» живопись, описать словами художественное полотно художника невозможно. Это всегда будет субъективный взгляд обычного зрителя-дилетанта. Но если тебе хочется смотреть и смотреть на живописное полотно, хочется повесить его на стену у себя в доме (а не спрятать его в сейфе), значит, я могу оценить (не в долларах) творчество художника как человек, обладающий хотя бы зачатками художественного вкуса.
Смотрите! Вот одна из картин К. Васильева «Ожидание». Молодая женщина, светлоокая, русоволосая, синеглазая русская красавица, которая, как известно, покорила своим обаянием весь мир, смотрит на нас из окна сквозь проталину на обледенелом стекле, появившейся от её горячего дыхания или тепла свечи, которую она держит в руке. Но поражают её василькового цвета глаза. В них столько нежности, любви (приди, приди, любимый!), и надежды.
Или вот другой, потрясающий своей трагедийной поэзией любви живописный шедевр К. Васильева «Под чужим окном» (есть два варианта). Крупным планом изображена другая русская красавица (думаю, что это та же женщина) с расписным коромыслом на плече в расписанной всеми цветами радуги шали. К её лицу прильнула голова русоголового, голубоглазого молодца. Он склонился и пытается её поцеловать в румяную щечку совсем, совсем рядом с её алыми губами. Зритель не сомневается, что сейчас он её поцелует. Для этих влюблённых никого и ничего не существует вокруг, они только двое в этом мире, вдвоём у крыльца чужого дома с заиндевелом окном. И «тихо стало всё вокруг, и ясно стало вдруг, что в мире только двое нас!». Они даже не видят, что через проталину в окне на них смотрит злой глаз. Муж ли подглядывает, строгий отец или сварливая соседка, догадайся сам, мой друг!
Но как прекрасны эти одухотворенные лица влюблённых, чист и целомудрен поцелуй двух красивых молодых людей. А глаза красавицы! В них «спрятан» страх, смятение и в то же время столько несказанной радости от неожиданной встречи (наконец, дождалась!), любви и нежности (она встретила любимого, с которым её, наверное, разлучили злые люди или родители). А русоволосый молодец (первый парень на деревне) скрывает в своих голубых, как весеннее небо, глазах показное равнодушие и хитрую улыбку: «Теперь, голубушка, ты от меня никуда не денешься, не убежишь и не спрячешься!» Её раскрытые уста, дрожащие от сладкого страха ресницы (знает: придётся за это расплачиваться) говорят ему: «Не уходи, уведи, унеси, возьми меня, я вся твоя!» Сколько невыразимой радости и горечи одновременно от неожиданной встречи в её глазах, сколько родниковой чистоты и целомудрия в этом «запретном» поцелуе! О, боже! Ведь это было со мной и осталось в сердце моём… и на моей свадебной фотографии, которая, как и репродукция картины К. Васильева «Под чужим окном», висит на стене в моей комнате.
Кстати, о девичьих глазах. Правильно говорят: глаза – зеркало души. На картинах Васильева они превращаются в одушевленную «вещь в себе», в тайну, которую надо раскрыть. Они никогда не улыбаются, но в них, как в зеркале, отражается весь красочный калейдоскоп человеческих чувств. Как только ты подходишь к полотну Васильева, сразу встречаешься с «глазами» его художественного образа. Они сразу завораживают зрителя. Конечно, каждый видит в «глазах» Константина Васильева все, что хочет видеть. В этом, мне кажется, и скрыта «тайна» всего творчества художника. Впрочем, чтобы найти те нужные, определяющие слова, чтобы охарактеризовать живопись, все творчество К. Васильева, то таким словами, по моему мнению, являются: Чистота и Искренность.
Вот какие чувства и мысли обуревают меня, когда я смотрю на полотна К. Васильева, когда встречаюсь с настоящим искусством. Я уже много лет храню несколько репродукций его картин, которые вырезал из календаря, потому что больше нигде я их не увижу, потому что наши музеи так называемого современного искусства никогда их не представят на суд зрителя.
Американцам, большим любителям (не ценителям) европейского искусства, удалось, по случаю, приобрести картину французского художника-импрессиониста (течение в изобразительном искусстве Европы, возникшее на рубеже 20 века) Матисса. Американцы скупают всё, что, по их мнению, представляет художественную ценность и интерес, и что можно купить, вплоть до дворцов и мостов, которые покупают в Европе и перевозят в Соединенные Штаты. Они были так восхищены этим творением мастера цвета и света, что отвели ему особое место в одной из художественных галерей. Более ста тысяч зрителей в течение долгого времени восхищались полотном одного из основоположников новаторского направления в изобразительном искусстве. И вдруг какой-то мальчуган, увидев картину, воскликнул: «Бабушка, смотри, эта картина висит вверх ногами!» Старушка водрузила на свой сморщенный нос очки и ахнула: картина действительно, наверное, висит вниз «головой». «Как ты смеешь, паршивый мальчишка, оскорблять великого художника?». Но она этого, конечно, не сказала. «Молчи, малыш, тебе просто показалось. Ты ничего не понимаешь в искусстве», - только и смогла сказать старушка и, взяв внука за руку, потащила его к выходу. Но возглас маленького сорванца услышали многочисленные поклонники импрессионизма в зале. Как известно, уста младенца глаголят истину. «Открытие» маленького человека вызвало большой скандал и острую полемику в творческих кругах страны о роли искусства.
   Задумывались ли вы, друзья, как можно повесить на стену в вашей гостиной «Черный квадрат» Малевича? Правильно, его можно повесить даже «вверх головой» и этого никто не заметит. Ничего не скажешь: шедевр есть шедевр. Его следует рассматривать в любом положении и с любой стороны, чтобы понять, что же хотел сказать, что хотел выразить художник. На него надо посмотреть и сзади (простите, с обратной стороны) и с любого бока. Может быть, там «спрятан» автограф художника, чтобы убедить нас в том, что это не подделка. Но там мы увидим только такую же «черную дыру». Значит таких «шедевров» на рынке существует множество?
Я, например, не могу равнодушно смотреть на это черное пятно ни с какой стороны. У меня возникает чувство горечи, обиды и …крамольная мысль: ведь «Чёрный квадрат» Малевича можно, я думаю, без ущерба для картины разделить (разрезать) на маленькие квадратики и продавать по частям, как это делал некогда парижский торговец красками (Танги), который разрезал, например, на части картины художника Сезанна и по дешевке распродавал их. И почитатели «импрессионизма» могли таким образом наслаждаться творениями Сезанна. У него были такие полотна, на которых художник написал несколько этюдов, разных по содержанию. И торговец, которому живописец отдавал свои картины в обмен на краски, потому что он не мог их никому продать, разрезал их на части. «Без умиления нельзя было смотреть на Танги, который с ножницами в руках продавал «в розницу» куски картины какому-нибудь бедному почитателю творчества импрессионистов, который с улыбкой, свидетельствует современник Сезанна (Воллар), уносил с собой «три яблока» обожаемого живописца.
Скажу по секрету, мой друг, я также с радостью приобрёл бы кусочек «Чёрного квадрата» Малевича, потому что у меня нет миллионов на покупку целого «куска» черной материи, чтобы через несколько лет продать его за миллион долларов, как это делают сейчас счастливые обладатели «нескольких яблок или цветов» художников-импрессионистов. Ведь так легко разрезать кусок черной материи на части. Не так ли?
Мрамор, пусть самый дорогой, ничего не стоит. Истинную цену он получит лишь тогда, когда его превратит в произведение искусства рука гениального ваятеля (Микеланджело). Так и холст, натянутый на раму, ничего не стоит, пока рука талантливого живописца не напишет на нём картину, подобную «Сикстинской мадонне» Рафаэля. Поэтому «Чёрный квадрат» Малевича и его четырехпалый бомж («На бульваре») только (для меня) окрашенное черной краской полотно, натянутое на деревянную раму. Меня больше волнует, восхищает «картины» моих маленьких внуков, которых у меня много.
Истинное искусство воспроизводства, изображения, отображения явлений действительности достигается, познается живописцем посредством и через абстрактное осмысление реальной жизни (действительности). Истинный художник пишет (рисует) не графический портрет (облик) человека, а воображаемый, абстрактный образ конкретного человека, чтобы художественными средствами выразить его характер, показать «красоту» его души, а не лица. Леонардо да Винчи писал «Джоконду» не с действительного, а с абстрактного облика реальной женщины с загадочной улыбкой Моны Лизы, которую он представлял в своём воображении. А «Чёрный квадрат» Малевича нельзя представить в абстракции (воображении) не чем иным, как черным пятном в деревянной раме. И как бы зритель не повернулся, с какой бы стороны не посмотрел на него, он всегда будет представлять его в своём воображении просто чёрным пятном. А тот «паршивый мальчишка» посмотрел на картину Матисса, думаю, с другой стороны (абстрактного мышления) и в его воображении (представлении) возникло произведение искусства.   
Как ни крути «картину» такого художника (Малевича), оказывается, её можно рассматривать как курьёз в живописном искусстве (моё субъективное мнение) и использовать как чисто утилитарный предмет и даже повесить на стену вверх ногами.
…Почитатели таланта выдающегося русского художника В. Сурикова уговорили продать несколько картин академического периода его творчества, которые «пылились» в чулане. Нашелся покупатель, который дал ему хорошие деньги, в которых так нуждался художник. Но через некоторое время Суриков потребовал (с извинениями) вернуть картины, которые, по его мнению, не достойны называться художественными произведениями. И он… уничтожил (сжег) их. А сколько своих плотен уничтожил (сжег) один из основоположников нового направления в живописи (импрессионизма) Клод Моне, которые он считал «посредственными», никто не знает (говорят, более тридцати Как ты думаешь, мой друг, почему Малевич не разорвал свой «квадрат»? Но он, как говорят, просто-напросто нарисовал ещё несколько так называемых авторских копи.
И мне приходится еще раз повторить, что великие творцы расплачиваются за своё искусство жизнью, а бездари зарабатывают на жизнь
 Судите сами… риимчивый (я бы сказал гениальный) англичанин по имени Джон (запамятовал его фамилию) «изобрёл» унитаз со сливным механизмом. Это случилось (подумать только!) почти два века назад в Лондоне, где туалет (простите) ещё находился во дворах горожан, как сейчас и у многих жителей нашего городка. Изобретатель выставил свое «произведение» (считаю унитаз высокохудожественным утилитарным произведением искусства) на всеобщее обозрение и предложил посетителям своего художественного «салона» за 1 (один) пенс, а это в то время были большие деньги, посмотреть и использовать его по назначению (простите, посидеть). Художник или скульптор, как хотите, был несказанно удивлен: его творение вызвало невиданный интерес у горожан. У его «салона» выстроилась нескончаемая очередь «любителей» живописи. Весть об этом «художественном салоне» быстро разнеслась по стране, и лондонцы буквально бросились поглазеть на это сантехническое изобретение, которое изменило быт людей. И изобретатель вскоре стал миллионером, хотя он не запатентовал свое творение. Но его изобретение дало толчок развитию коммунального хозяйства и сервиса в области санитарии в Великобритании. Лондон стал первым городом в Европе, который построил и положил начало строительному буму канализационных и очистных сооружений сначала в европейских столицах, а потом во всей Европе. А когда канализация появилась, например, в Москве? Правильно, только через пятьдесят лет, в конце 19 века. А в нашем, да и в вашем городке, мой друг, думаю, системы канализации нет до сих пор. В наших населенных пунктах, зачастую, нет и водопровода, «сработанного ещё рабами Рима».
Без сомнения, гениальное (без кавычек) изобретение предприимчивого англичанина дало толчок развитию (без шуток) прикладного искусства. Современные художники (без шуток) используют так необходимые людям в быту приспособления в качестве составной, зачастую, главной части в своих «художественных» композициях (в так называемых инсталляциях). И нескончаемые очереди почитателей современного (авангардного) искусства выстраиваются у современных художественных салонов, чтобы увидеть и восхититься этими необыкновенными «произведениями искусства». И, как полтора века назад, кое-кто на этом неплохо зарабатывает. Поистине, повторяю, великие творцы платят за искусство жизнью, ничтожные – зарабатывают на жизнь и становятся «классиками», отмечали искусствоведы ещё в прошлом веке.
Как утверждал один английский философ и историк, через искусство человек раскрывает себя, познаёт мир, погружается в мир природы. Чем глубже мы познаём мир природы (и через искусство), тем больше изменяем себя и свою душу, утверждал он
История донесла до нашего времени множество свидетельств «влияния» (может быть не очень убедительно?) подлинного искусства на умонастроение человека. Вот один из фактов (очень убедительный), который привел литературный критик и искусствовед ещё в девятнадцатом веке.
Некий молодой человек «узнал» себя в комедийном образе литературного героя (скорее, ему указали на это) в бессмертной пьесе Фонвизина «Недоросль». Очевидно, он задумался и, не желая быть посмешищем в свете, чтобы на него указывали пальцем, решил изменить свой образ жизни.
Фонвизин не выдумал образ Митрофанушки для своего произведения. Его прототип жил рядом с ним. Писатель хорошо знал жизнь светских кругов Петербурга, где Митрофанушек было «хоть пруд пруди». Он познакомился с ним в известной в тех кругах семье аристократов Олениных. Их сын Алексей слыл в свете повесой и бездельником, дремучим невеждой и неучем. («Не хочу учиться, а хочу жениться!»). Восемнадцатилетний недоросль Оленин, повествует современный публицист, узнал себя в герое Фонвизина, который говорил его словами и произносил его реплики со сцены театра. Он был буквально потрясен. Светский повеса забросил голубятню и охоту, балы и попойки и принялся за учебу. Через десятилетие повеса и бездельник Алексей Оленин стал образованнейшим человеком своего времени: он стал президентом Академии художеств Российской империи и директором Публичной библиотеки в Петербурге, меценатом и покровителем русских художников. Под руководством Алексея Николаевича Оленина петербургская Публичная библиотека стала научным учреждением и крупнейшим хранилищем книг в России, которые его незабвенный литературный батюшка хотел «собрать и сжечь». В дальнейшем из семейства Олениных вышли выдающиеся деятели культуры и искусства России.
Неужели такое влияние оказывает на человека подлинное искусство? Помню, как я, школьник, приехал с классом в Третьяковскую галерею и был поражен, увидев картину В. В. Верещагина «Апофеоз войны». Я даже во сне не мог представить себе гору человеческих черепов, которую изобразил на полотне художник. Ведь при виде даже одного черепа в детском сознании сразу возникает чувство тревоги и страха. И вдруг перед твоими глазами появляется целая гора… Таков художественный «облик» войны, мой друг.
Профессор МГИМО В. Мединский в своей книге «Мифы о России» рассказывает о том, как картина этого художника «Подавление индийского восстания англичанами», выставленная на выставке в Лондоне в 1887 году, произвела «отрезвляющее» воздействие на общественность. Англичане увидели подлинный облик британского колониализма, звериный оскал английских колонизаторов, которые расстреливали привязанных спиной к стволам пушек вождей восставших индусов. Это «открытие» вызвало возмущение и яростные протесты «демократической британской общественности» и чуть ли не судебный процесс. Власти испугались и поспешили убрать с глаз долой картину, которую просто-напросто …украли. И она бесследно исчезла. Вот так.
Конечно, предназначение искусства – воспитание человека. Все человеческое в человеке должно быть воспитано, писал советский педагог-новатор А. Макаренко.
На «закуску», друзья, подаю для гурманов лакомое блюдо, байку-анекдот. Источника в своей старой записной книжке, как и в некоторых других случаях, я не указал из-за своей профессиональной неопытности.
Некий библиофил, итальянец Рио Козелли, прочитав очередной опус своего «любимого» писателя, вознегодовал и решил вынести на свет божий «черный список» самых скучных, самых плохих, «снотворных», как он говорил, книг, которые не заслуживают, по его мнению, названия литературного произведения. В течение своей жизни он составил библиотеку из тридцати тысяч томов (представьте, сколько книг он прочитал!). Это был, поистине, «сизифов труд». Он привлек к своему «поиску» тысячи библиоманов. Говорят, писатели, как огня, боялись попасть на «полку» в библиотеку Козелли. Однажды один знаменитый поэт (к сожалению, его имя не известно) узнал, что его 11 томов стихов попали в «черный список» Козелли. И он решил с отчаяния («не вынесла душа поэта») покончить жизнь самоубийством. Случилось ли это, историки умалчивают. (Боюсь, что и мои «никчемные» записки попадут на полку в библиотеку современного Козелли).