Ч. 14 Война на Тихом океане. Ярость адмирала

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2017/04/22/1116

Американцы не преследовали отряд вице-адмирала Сима. В это время у южной оконечности острова Лусон маневрировали корабли северной группы, с  целью отвлечения на себя внимания.

 Вице-адмирал Джизабуро Одзава, не подозревая об уничтожении эскадры Нисимура и бегстве эскадры Сима, продолжал действовать по первоначальному плану командующего Объединённым флотом адмирала Тойода, вызывая огонь на себя.

Чтобы американцы быстрее обнаружили его корабли, они разделил свою эскадру на два отряда, которые маневрировали на небольшом расстоянии один от другого, ещё более ослабив свою эскадру.

Эскадра Одзава состояла из четырёх авианосцев, в том числе трёх лёгких, двух старых линкоров, частично оборудованных в носителей самолётов (в том бою на них не было ни одного самолёта), трёх лёгких крейсеров и девяти эсминцев. Всего это соединение располагало 108 самолётами.

Когда японские радисты получили сообщения об отходе эскадры вице-адмирала Курита, памятуя о том, что командующий Объединённым флотом приказал всем эскадрам нанести удар по американскому флоту, Одзава принял решение вступить в бой.

На рассвете 25 октября вице-адмирал Одзава поднял 75 самолетов для атаки американских кораблей. Большинство из них были сбиты, никакого ущерба кораблям США они не причинили. Несколько уцелевших японских самолетов отправились на аэродромы острова Лусон.

Японский адмирал не знал, что американцы обнаружили его корабли ещё 24 октября и не атаковали только потому, что быстро сгущались сумерки наступавшей ночи.

Командующий 3-м флотом адмирал Хэлси направил против эскадры Одзава три оперативные группы кораблей, которые усилил шестью новыми линкорами, семью крейсерами и восемнадцатью эсминцами. У американцев было свыше 600 самолётов.

На рассвете 25 октября с американских авианосцев поднялись 180 самолётов. Японские корабли находились напротив мыса Энгано. Японцы смогли поднять в воздух только 15 истребителей, которых американцы быстро уничтожили.

 Первым потопили авианосец «Zuikaku». Это был последний уцелевший авианосец, принимавший участие в атаке на Пёрл-Харбор. Американские моряки выполнили своё обещание уничтожить японские авианосцы, совершившие предательскую атаку на Пёрл-Харбор.

Погибли 842 японских моряка, в том числе и командир авианосца. Два эсминца, «Wakatsuki» и «Kuwa», подобрали из воды 862 матроса и офицера. Атаки американских самолётов продолжались до вечера. Они отправили на дно ещё два авианосца, «Chitose» and «Zuih;», и эсминец «Akizuki». Большинство экипажей потопленных кораблей погибли.

Авианосец «Chiyoda» и крейсер «Tama» получили тяжёлые повреждения. Одзава перенёс свой флаг на лёгкий крейсер «;yodo». «Chiyoda» добили американские крейсера контр-адмирала Дубозе. Они же потопили отчаянно сопротивлявшийся эсминец «Hatsuzuki», который прикрывал двух других эсминцев, занимавшихся спасением моряков с погибших кораблей.

Когда командующий 3-м флотом занимался уничтожением эскадры Одзава, в его штаб поступила шифровка о том, что атака противника в проливе Суригао отбита, а через 25 минут радисты приняли написанный открытым текстом запрос о помощи от контр-адмирала Спрэгью, командира группы эскортных авианосцев 7-го флота.

Корабли Спрэгью атаковала центральная японская группа. После войны адмиралы в своих мемуарах выясняли между собой отношения, почему группа Спрэгью оказалась в столь тяжёлом положении.

Командующий 3-м флотом признавал, что он знал о сложном положении кораблей 7-го флота, но не понимал, насколько оно серьёзно.

Главнокомандующий Тихоокеанским флотом дмирал Нимиц следил за происходившими событиями из штаба в Пёрл-Харборе на расстоянии 2600 миль.

Встревоженный радиограммами о помощи с 7-го флота, он отправил Хэлси шифровку, в которой, чтобы сбить с толку японских криптоаналитиков, добавили лишние слова из поэмы Тэннисона, посвящённые трагической атаке английской кавалерии в Крымской войне 1854-1855 годов.

Шифровальщики адмирала Хэлси удалили лишние слова, но два слова забыли удалить: «мир поражён». Командующий 3-м флотом воспринял эти слова как язвительную критику в свой адрес, и у него случился нервный срыв. Вице-адмирал, выкрикивая проклятья, сорвал с себя фуражку и стал топтать её ногами.

Его с трудом успокоил начальник штаба флота контр-адмирал Роберт Карни, который сказал Хэлси: «Прекратите! Что, черт возьми, с Вами происходит? Возьмите себя в руки».
Японская центральная группа  уходила на запад только до того времени, пока её не прекратили преследовать американские самолёты.

Тогда японские корабли повернули на восток, прошли залив Сан-Бернардино и вошли в залив Лейте около часа ночи 25 октября.

У американцев сложилась опасная для них обстановка. На острове Лейте они ещё не успели закрепиться. Штаб находился ещё на пляже, где высаживались десантники. Корабли 7-го флота располагались в ста милях от острова.

Никаких шансов выстоять против эскадры вице-адмирала Курита у них не было, потому что после пяти суток огневой поддержки десантников с моря у американских кораблей не осталось, ни топлива, ни боеприпасов для орудий главного калибра.

Корабли 3-го флота находились в 300 милях от острова. В заливе Лейте поддержку с моря осуществляли лишь 6 эскортных авианосцев, три эсминца  и четыре эскортных миноносца. Можно понять возмущённые радиограммы контр-адмирала Спрэгью, который командовал этой группой, когда на них двинулась японская эскадра вице-адмирала Курита.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/04/24/1719

На фотографии: японские офицеры и матросы отдают честь флагу в момент переворачивания вверх дном авианосца «Zuikaku».