Дорогами жизни Гл. 6 Часть 5 Олег

Дудко 3
                ОЛЕГ



 ДОРОГАМИ  ЖИЗНИ

 ГЛАВА  6  1982 год

 ЧАСТЬ 5  ОЛЕГ

 
   
  Есть письмо, написанное Олегом в 1982-м году. Значит, ему было 19 лет. Письмо из Солнечногорска, из трудового лагеря. Похоже, что Олег ездил в первом семестре на полевые работы. С этого началась его учёба в МАИ.

   
   ЗДРАВСТВУЙТЕ, ВСЕ!

  Живём в антисанитарных условиях и т. д. Приезжать можете, когда хотите.
  В 19 - 00 мы кончаем в поле, значит, к 19 - 30 уже обязательно в лагере.

  Как ехать: По Ленинградскому шоссе в Солнечногорске (где-то в середине) поворот направо на Таракановское шоссе. После 9-го км первый поворот налево. Вы сразу увидите два барака с маленькой территорией и забором, можете спокойно заезжать внутрь и ждать. Т.е., если вы подъедете к семи, я вас увижу или наоборот. Это лучший способ встретиться, т.к. вечером я могу уйти на рыбалку (озеро рядом совсем).

  Можете привезти: жратву (я в машине поем с вами), удочки (одну пластиковую и донку), карты, ремень (у меня лежит - гладкий такой).
  Корпус у меня второй, комната 20-ая.

  Отправить письмо тоже очень сложно (да ещё не обещают, что дойдёт).
  Правда, здесь можно звонить, но я забыл телефон Милы.

  Сейчас пришёл с завтрака: манная каша, чай, хлеб, масло, яйцо.
  Ну, ладно, мы пошли в поле. Времени нет. Всем привет. Всем прочесть.
  Привезите конверты. ОЛЕГ.


 

 НУ, ЧТО Ж ТЕБЕ НЕ СПИТСЯ?
  ПРИШЛА ПОРА ВЛЮБИТЬСЯ?
   
  Новостей было в этом году много. Наш мальчик влюбился. Встретил он свою судьбу в автобусе, когда ехал в институт. Сумел познакомиться, и потом они стали встречаться.

  Как-то раз мы спросили Олега, почему он не приводит домой в гости девочек? Он нам ответил: - "Я насмотрелся на то, как Элька приводила домой ребят. Когда кто-нибудь делал ей предложения, вы делали всё, чтобы свадьба не состоялась. Поэтому, я приведу домой девушку, кода решусь жениться. И ничьи советы мне не нужны. Так что, запомните, как только я приведу в гости девочку, значит это моя невеста"...

  И вот однажды он нам сказал, что в субботу приведёт знакомиться с нами свою подружку... На наши расспросы был один ответ - увидите...

  Настала суббота. Я накрыла стол.

  У нас было в квартире три комнаты. Самая маленькая - Олега, средняя - Элкина, и большая - наша с папой. Поскольку она была не только нашей с папой спальной, но и гостиной для всех, мебели в ней было много, и разместить её нужно было экономя каждый сантиметр площади. Поэтому большой сервант мы поставили вдоль всей стенки справа от дверей. Перед ним, параллельно серванту - стол со стульями. Вдоль левой стены - диван - кровать. Вдоль окна - слева папин письменный стол, справа - телевизор и рядом с телевизором - кресло.
  Вот, тот самый стол, около серванта, мы и накрыли. Не помню, что я приготовила, но то, что я постаралась приготовить вкусный обед, это могу гарантировать.

  Олег пришел с девушкой - Танечкой. Маленькая, чёрненькая, с красивыми большими глазами. Сели за стол. Мы с папой - спиной к серванту, а Олег с Таней - напротив нас. И мне было интересно рассмотреть Таню, и ей любопытно было узнать - какие родители у Олега? Но рассматривать "в лоб", как говорят, не удобно, поэтому мы рассматривали друг дружку по очереди, а, если встречались глазами, то сразу же отводили взгляд.

  Олег учился на втором курсе института, Таня - в 10-ом классе.

  Зима пролетела быстро. Молодёжь встречалась каждый день. Когда кончились выпускные экзамены в школах, и Танюша окончила 10-ый класс, нам объявили, что они хотят пожениться...

  Спорить и доказывать, что Олегу ещё рано строить свою семью, мы не стали. Да, и мнения нашего никто не спрашивал...

  Маленькая Таня жила с мамой и папой в двухкомнатной квартире, в доме, который находился от нас всего на следующей остановке автобуса.

  Почему - Танюшку называют "маленькой"? Так получилось, что Танину тётю - сестру отца тоже звали Таней. Чтобы не путаться, тётю прозвали - "большая" Таня, а Танюшку - "маленькая" Таня. Так их до сих пор и величают.

  Ну, что можно рассказать про Танюшку? Начать, наверное, нужно с её родителей.

  Я, прежде, чем коротко вспомнить историю семьи Суспициных, думала - писать об этом или не писать? Но, эти события касаются не только Тани, но и Димки, и Олега. Ведь, с 1983-го года по 92-ой Олег жил в этой семье и переживал вместе с ними все происходящие события. А то, что эти события были не всегда радостными, чаще - негативными, чем позитивными, этого уже не вернёшь, и из памяти не вычеркнешь. И, если Олега эти воспоминания коснулись лишь частично, то его сыну – Димке пришлось пропустить через себя  все эти горестные события до самого конца...

  Так в жизни случилось, что Танина мама - Лариса Михайловна, вместе с сестрёнкой Людой и братишками - Славой и Борисом в раннем детстве остались без родителей. Всех четверых взял в свою семью их дядя - дядя Петя. У него была своя большая семья. Несмотря на трудные времена, он не бросил племянников, и вырастил из них очень добрых, порядочных и честных людей. Все получили образование, завели свои семьи, и всегда с большим уважением и благодарностью вспоминали дядю Петю.

  Люда - самая младшая, вышла замуж, родила сына - Костю. Уже и Костя давно обзавёлся семьёй и воспитывает двух сыновей (один - сын жены - Тонечки, и младший - общий). Первой умерла их мама - Люся. Она умирала тяжело, от рака головного мозга. Позже умер и отец.

  Старший брат Ларисы - Борис - женат. Его жена Верочка отличается разными способностями: хорошо готовит, шьёт, вышивает картины. Почему-то в отличие от других родственников, они приезжали в гости к Суспицыным реже других. Поэтому, не знаю - есть ли у них дети.

  Брат - Вячеслав, Слава... Необыкновенной доброты и чуткости человек. Мягкий, славный во всех отношениях. Женился на Тоне, молдаванско-цыганских кровей. Властная по натуре, она командовала и Славой, и мамой, которая жила с ними, и дочкой - Оксаной. Когда Оксана вышла замуж за выпускника военной музыкальной академии (так, кажется, она называется), Тоня была против. Оксана вышла замуж без её согласия. И между ними произошел разрыв. Оксана уехала с мужем по распределению. Родила сына. Разошлась с мужем. Вышла замуж за друга мужа и затем уже, они вместе вернулись в Москву. Потом у них родился общий сын. Со своей мамой она помирилась.

  Сам Слава трагически погиб. А был он начальником цеха на закрытом самолётостроительном заводе, расположенным сразу слева от 2-го часового завода, у станции метро Белорусская. На заводе его уважали и любили. И в обычной жизни, он был жизнерадостным, компанейским парнем. Мы не раз с ним и с Володей ездили за грибами.

  Возвращался он в канун какого-то праздника домой, в метро. Как было принято, на работе, вероятно, отметили это событие. Много он не пил. Входил он в метро со стороны Ленинградского шоссе. И тогда, а теперь и вовсе не узнаешь - почему и за что Славу забрали в метро, в отделение милиции. Подробности канули в вечность. В метро, в милиции его избили до полусмерти. Затем вытащили на улицу, и бросили в сквере, рядом с метро у памятника Горького. Нашли его только утром, уже мёртвого... Хоронил его весь завод. Улицы были заполнены народом.

  Ну, вот, наконец, мы и подошли к старшей из сестёр - Ларисе Михайловне – маме Танечки «маленькой». Если бы предложили охарактеризовать её, трудно было бы найти какие-нибудь отрицательные черты. Альтруистка по натуре, беззаветно любящая всех родных, особенно, дочь - Танюшку.

  Работала Лариса Михайловна в лаборатории, в которой проводились анализы образцов пород и проб камней и почвы, которые привозились из геологоразведочных экспедиций. И на работе, и родные, да, в общем, все, с кем свела её жизнь, любили её и уважали. Как говорят - святой человек. Всю себя она отдала семье. Нянчилась, с Танюшкой, с Володей,  с бабушкой Лёлей, которая умерла от рассеянного склероза... А потом воспитывала нашего общего внука - Димку... Такие люди - альтруисты редко встречаются в жизни.
   
   
   Она вышла замуж за Володю Суспицина, и сразу же влилась в его семью. Жили Суспицины около Белорусского вокзала, в коммунальной квартире его родителей. Семья была большая. Всеми командовала баба Лёля (Ольга). Был у бабы Лёли - муж Николай и двое детей: дочка Таня («большая» Таня) и сын - Володя. Таня жила гражданским браком с Сашей. Детей у них не было. И в эту же коммунальную  квартиру пришла молодая жена Володи - Лариса. А вскоре появилась на свет и Танюшка маленькая. Вот такая была большая семья...

  Как ни странно сказать, но все беды пошли от "сладкой" профессии бабы Лёли. Работала она в ресторане, заведовала кондитерским цехом. А в рецепты многих пирожных и тортов, как знают многие хозяйки, входит коньяк и ром. Поэтому, эти напитки дома не переводились, причём в таких количествах, что их хватало - не только для гостей в праздники, но и на ежедневные возлияния.

  Пристрастились к этому, в первую очередь, мужчины - Саша и Володя. Причём не просто пристрастились, но, в общем-то, "заболели" алкоголизмом. Володя - в большей степени.

  Володя был геологом. Часто выезжал в длительные командировки - на нефтяные разработки. Лариса ездила с ним. Танюшку они брали с собой.

  Помню, Лариса рассказывала, в каких трудных условиях приходилось жить: и в палатках, и в бараках. Однажды маленькую Таню мама нашла сидящей в огромной грязной луже, в компании со свиньями, что, отнюдь, не помешало Танечке расти очаровательной девочкой.

  Со временем расселили жителей дома, в котором они жили. Володя с Ларисой и Танечкой получили двухкомнатную квартиру в Отрадном, на улице Бестужевых. В квартире был балкон. Поскольку это был 10-ый этаж, с балкона открывалась панорама Москвы. Особенно красиво было смотреть вечером, когда до самого горизонта мерцали огни вечерней Москвы.

   На этой же улице получила квартиру баба Лёля с дедом Николаем. Дом был построен по принципу гостиничного типа. Вдоль длинных коридоров (как бывало прежде в бараках) слева и справа располагались однокомнатные квартиры. Там были: миниатюрные прихожие, большая кухня, а в комнате - глубокая ниша и балкон.

  Во время очередной экспедиции случилось несчастье. Была гроза. Володя находился высоко вверху, на вышке. Спешил закрепить какой-то трос. Ураганный ветер раскачивал вышку. Володя не удержался и упал вниз. Долго лежал в больнице. Вырезали разорвавшуюся селезёнку, зашили раны. Сильно пострадала голова...

  Последствия черепной травмы были жестокими. Через какое-то время на месте гематомы образовалась опухоль. Сделали операцию - трепанацию черепа. Зашили. Прошло ещё какое-то время. Опухоль начала развиваться опять. Сделали ещё одну операцию. На этот раз в месте трепанации, на месте раны, череп закрывать не стали. Так и жил он дальше. В месте ушиба не было кости, сквозь кожу просматривалась пульсирующая внутренняя часть головы.
 
  Естественно, ушиб и операции повлияли на мозги. Временами у него случались припадки типа эпилепсии... Но главное - ему совершенно нельзя было пить. Малейший приём алкоголя вызывал припадки, а, если выпить много, то у Володи наступали  приступы ярости. Он был опасен не только для себя (он переставал контролировать себя, а голову нужно было беречь постоянно от ушибов и сотрясений), но и для других. Был случай на даче, когда Володя с топором гонялся за соседом...

  Труднее всех приходилось Ларисе. Баба Лёля и Таня «большая», естественно, всегда вставали на сторону Володи. Это понятно - мать и сестра... Володя не работал, был на инвалидности. Работала одна Лариса. Нужно было поднимать и учить Танюшку. В общем, жизнь была не сладкой.
   
  В период длительных запоев, Володю клали в диспансер для подобных больных.   Лариса Михайловна, Танина мама и Володина сестра – «большая» Таня по знакомству клали Володю в клинику, где лечили подобных ему больных. Большое знакомство - это, конечно, не бесплатно, но я думаю, что не так дорого, как сейчас. А сейчас и клиник-то таких, вероятно, не осталось.

  В клинике работала знакомая врачиха, которая за определённую сумму устраивала его в стационар. Опять же, благодаря знакомству, Володя пользовался некоторыми поблажками. В общем - не санаторий, но условия были нормальными. Сначала ему очищали организм от шлаков, а затем проводили комплексное лечение. Лежал он там по полтора - два месяца. В это время Лариса отдыхала морально. Это повторялось периодически. Но хоть и на время, но она получала передышку.

  Наступил момент, когда умер дедушка Коля. Баба Лёля теперь уже жила одна в своей малогабаритной квартирке.
   
  Когда Олег с Таней в 1983-м году поженились, Олег перешёл жить к Танюшке. Поэтому в полной мере ему пришлось быть свидетелем всех семейных трудностей семьи Суспициных.

  Когда умер дедушка Коля, бабу Лёлю уговорили перейти жить к Ларисе с Володей. А молодая семья Дудко - Олег, Таня и маленький Димка переехали в квартирку бабы Лёли.

  Ларисе стало тяжелей вдвойне. Баба Лёля быстро старела и болела. У неё развился старческий склероз. Страшно сказать, в чём выражалось это заболевание. Она могла по большому наложить кучку в любом месте. А потом пачкала пальцы в этом "добре" и вытирала их о края стола и т.п. Умерла она в 1996 году, когда Димке было уже 12 лет.

  В это время семейная жизнь Тани и Олега потерпела крах. Олег вернулся домой.

  У Володи продолжались периодические запои...

  И вот однажды нас потрясло страшное известие - в апреле 1997 года скоропостижно умерла Лариса Михайловна. Говорят, что её нашли дома лежащей на полу. Она, якобы, упала и ударилась головой. Её отвезли в 20-ую больницу, в реанимацию. Там сразу сказали, что гематома большая и не операбельная.
  Буквально на следующий день она умерла.

  Шёпотом обменивались мнениями. Все сходились на том, что виноватым мог быть Володя...

  Таня отправила отца жить в квартирку бабы Лёли, а сама с Димкой переехала в квартиру родителей. Надо отметить, что на эту квартирку имела виды Большая Таня. Всё-таки квартира была её родителей. Но ведь, баба Лёля жила с сыном и невесткой, а потом в ней поселился Володя - её брат, поэтому, вопрос как-то рассосался сам собой.

  А в марте 1998 года также трагически погиб Володя.

  Таня носила отцу еду и частенько просто заходила навестить его, чтобы проверить - всё ли в порядке. В этот день он зашла в подъезд дома и обратила внимание, что навстречу ей спускались какие-то пьянчужки и тащили телевизор. Ей показалось, что это телевизор из их квартиры. Она обратилась к ним с вопросом, они тут же телевизор бросили и стали спасаться бегством.

  Таня бросилась наверх, и нашла дома мёртвого отца...

  Вот так, в течение двух лет, баба Лёля забрала к себе и Ларису и Володю. Таня с Димкой остались вдвоём...

  Иногда приходит на ум - почему в одной семье столько трагических "кончин"? Люда, Слава, Лариса, Володя... Да и сама баба Лёля доживала, тронувшись умом. Чью карму отрабатывали они своими жизнями?

  Собственно, на этом можно закончить рассказ о родственниках Танюши, и том окружении и условиях, в которых она росла. Хочется лишь добавить, что ей очень повезло в жизни с матерью. Лариса безумно любила Танюшку. Олега она приняла в дом, как своего сына. Зная капризный характер Тани, она часто мирила молодёжь, вставая на сторону Олега. И, конечно, столько любви и заботы, сколько она отдавала Димке, трудно даже представить... То, что Димка вырос настоящим парнем и человеком, в этом большая заслуга не только Тани и Олега, но, в первую очередь - Ларисы Михайловны. Спасибо ей за это и низкий поклон...

  Вот  и всё, что можно кратко рассказать о родословной нашего внука - Дмитрия, - по линии матери - "маленькой" Тани.


Наверное, не нужно было забегать вперёд, объявляя раньше времени о жизни Олега и Танечки. Ну, так уж получилось.

Но это не мешает нам вернуться в самое начало их знакомства и рассказать обо всём в подробностях…

  После того, как Олег и Таня объявили нам о своем желании пожениться, мыс Витей договорились и пришли к ним знакомиться и просить руки Татьяны для Олега...

Так должно было бы быть. Но было всё немножко не так.

Наступил какой-то праздник, может быть, день победы. И семья пригласила нас к себе в гости. Мы решили, что они просто хотят с нами познакомиться, и выбрали для этого предлог - праздничный ужин.

  Но, когда мы к ним пришли, обнаружилось, что в большой проходной комнате были накрыты столы человек на 30. Оказывается, они пригласили к себе всю родню, чтобы устроить "смотрины" новых будущих родственников.

  Были родные братья и сестра Ларисы Михайловны: Слава, Боря и Люда. Все были с мужьями, женами и детьми. Была вся родня Суспициных - это со стороны Володи. В общем, гостей было много. Нас украдкой рассматривали. И хорошо, что мы не догадывались, что это была помолвка, хотя тосты были не двусмысленные. Поэтому мы чувствовали себя спокойно и свободно. Вроде бы мы понравились...

  Пришлось вести себя так, как будто мы обо всем договорились заранее, и с радостью вливаемся в их многочисленную семью.

  После этого вечера, Олег с Танечкой уже считались официально женихом и невестой. Все события побежали "по накатанной...". Нам нужно было только успевать за всем происходившим, чтобы не опоздать со своим участием в происходящем.

  Так, в какой-то момент Олег с Татьяной самостоятельно пошли в ЗАГС подавать заявление, но его у них не приняли, так как Танюшке ещё не исполнилось 18 лет. Олегу уже шел 19-ый год.

  И тогда поехали мы втроём - Виктор, я и Лариса в исполком - "обивать пороги". Сколько не просили мы, сколько не доказывали, что мы, родители не против, и, что дети всё равно уже "живут"... Никакие наши просьбы не возымели действия. Нас только спрашивали - "Беременна? Дайте справку!". Мы отвечали - "Нет". Ну, и всё, от ворот поворот...

  Предложили мы Олегу с Таней до её совершеннолетия жить или у нас в Олегиной комнате, или в Таниной комнате, у её родителей. Но они не захотели.

 Но пора началась интересная. Они практически не расставались, закрываясь или у нас в Олеговой комнате, или у Танюшки. Шло лето...

  Мы понимали, что теперь нужно серьёзно готовиться к свадьбе. Но время для этого было достаточно, так как Тане 18 исполнится только на следующий год. А пока нужно было подумать о совместном отпуске.

  Заговорили об отпуске с Таниной мамой. Куда ехать? Отпустить молодых одних на юг - не было путёвок. У Большой Тани в Феодосии была подруга. Она обещала предоставить свой домик нам всем. Сама Большая Таня поехать не могла, и обещала приехать позже. А мы поехали "цугом" - в две машины. На нашей Волге - Виктор, я и Олег с Таней. На второй - Саша - муж «большой» Тани и Лариса Михайловна.
  В отпуск в Феодосию мы ехали под лозунгом - "СВАДЕБНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ".