замечательные студенческие годы

Маргарита Школьниксон-Смишко
Что стало с нашим маленьким коммунистом Вольфом Бирманном после школы ?
В 1955 году В. Бирманн поступил на экономический факультет Берлинского университета (его туда, просто по ГДР-овским тогдашним правилам после школы направили).
Но ещё в школе Вольф влюбился в театр, сам играл в школьном кружке, посетил все классические спектакли театра в Шверине, а в Берлине в 1957 году проник в Берлинский Ансамбль, которым тогда заправляла жена Брехта — Хелене Вайгель. Душа тянулась к искусству и внешние обстоятельства этому способствовали. Два года спустя, после того как он проработал  в Берлинском ансамбле, Вольф, наконец, понял, чему он действительно хочет научиться в университете, и перешёл на факультет философии, но с театральным искусством расстаться не пожелал.
  В 1960 году университет готовился к своему 150-летнему юбилею, и Вольф написал для него агит-спектакль. Тема спектакля была актуальна: коллективизация. К спектаклю, в Брехтовском стиле, сочинил песни. Вдохновила  к написанию песен его первая гражданская жена - Бригит Соубейрант. Познакомились они в Берлинском Ансамбле, где Бригитт, как и Вольф, работала ассистенткой режиссёра.
Уже при работе над этим спектаклем с бюрократической верхушкой университета начались проблемы. Музыкальный директор университета др. Р. Луковски нашёл песни Бирманна не достойными юбилея и хотел вообще спектакль запретить. Но Вольф нашёл  выход из сложившейся ситуации: в его спектакль была включена песня Айслера, поэтому он позвонил композитору, заслуженному автору гимна ГДР, и тот пришёл молодым участникам спектакля на помощь. Как было не прийти, ведь молодые лучшие джазысты ГДР исполняли его песню на музыку, написанную ещё в 1929 году. От этого музыка зазвучала живее, сильнее, лучше, чем её исполняли раньше.
Айслер в пух и прах разнёс все аргументы учёных-бюрократов. В итоге премьера спектакля состоялась и ни где-нибудь, а в стенах театра им. Горького, в центре Берлина.
Ректор университета поручил Бираманну создать студенческий ансамбль. В конце 1961 года Вольф с активистами нашёл для ансамбля помещение - пустующий кинотеатр. Закипела работа по его переоборудованию. К ней подключились и молодые рабочие, поэтому проект был назван «Берлинский рабочий и студенческий театр».  Маэстро Айслер курировал проект. Вообще, после того как Вольф ознакомил его со своими песнями,  Айслер стал его протеже.
В Советском Союзе в октябре 1961 года состоялся XXII съезд КПСС, на котором был продолжен курс борьбы со сталинизмом, наступило время либерального отношения к писателям и поэтам. В Москве на официально объявленном «Дне поэзии» на площади Маяковкого поэты читали в мегофон тысячам собравшихся слушателей свои новые стихи.
Что происходило в Москве, то положительно отозвалось и в Берлине. Поэт Штефан Хермлин — руководитель секции поэтов и прозаиков в Академии Искусств призвал через прессу молодых лириков, которые ещё нигде не печатались, присылать свои стихи в Академию на конкурс. Из присланной тысячи текстов было отобрано сорок, авторы которых были приглашены в пленарный зал Академии, где смогли  собравшейся публике (около 600 человек) их прочитать. Среди авторов был и Вольф Бирманн. После перерыва он прочёл и незапланированное стихотворение «Старым товарищам» , а потом спел несколько своих песен.
Зачитанные тексты позже было решено опубликовать. И тут опять Вольф «получил по носу»: тексты его песен были желанны, а вот его стихотворение «Старым товарищам»* нет. Вольф упёрся:»Либо всё, либо ничего».  Сборник вышел без  его текстов.  Стихотворение позже было раскритиковано в центральном органе ведущей партии. И к теарту Бирманна стали присматриваться. В конце концов, после 2-х лет подготовительной работы запретили и театр.
Вольф стал на первых порах полузапрещённым автором. Иногда ему разрешали выступать в студенческих клубах и домах культуры, иногда нет.  Так, например, в июне 1963 года в Халле состоялся его вечер лирической прозы, а пару месяцев спустя партийный функционер от культуры следующий вечер запретил. И вечер в Гумбольтовском университете, состоявшийся 2.12. 1963 года, два раза запрещали. Профессору Роберту Хавеманну пришлось приложить немало усилий, чтобы этот вечер пробить.

Ну, а что же с учёбой в университете? В этом году она подошла к концу, дипломная работа по философии "Информационная эстетика" была успешно написана и сдана. Предстоял устный экзамен. Но его профессор В. Хайзе посоветовал отложить:"Вольф, тебе нужно срочно серьёзно и надолго заболеть", - сказал симпатичный молодой профессор. "Влиятельные люди намерены тебя завалить. Нужно переждать, пока партбюро займётся новой жертвой." Так Вольф и поступил, благо у него был хороший знакомый интернист с грузинской фамилией Тсулукидзе.
Пару месяцев позже Вольф вновь встретился с профессором Хайзе, который улыбаясь сказал:"Теперь ты можешь выздороветь. Я собрал для тебя экзаменационную комиссию, так что готовься!" Вольф подготовился и в январе 1964 года успешно сдал экзамен. Но диплом ему выдали только в 90-х годах, когда в ГДР началась перестройка.

* подстрочник стихотворения "Старым товарищам":

Взгляните на меня, товарищи,
своими усталыми глазами,
своими затвердевшими глазами,
добрыми.
Видите моё недовольство временем,
тем что мне передаёте.

Вы говорите изношенными фразами
о кровавых победах нашего класса.
Указываете старыми руками
на арсенал кровавых битв. Завидуя,
слушаю я рассказы о ваших невзгодах,
о счастье борьбы за колючей проволокой,
при этом сам я несчастлив:
не доволен новым порядком.

А вы разочарованы,
обижены, ранены,
огорчены такой большой неблагодарностью..

Настоящее - ваша заветная цель всех горьких лет,
мне лишь горькое начало, взывающее к переменам.
Полон нетерпения, бросаюсь я на поле брани классов,
новое, хотя и не полное трупов, но поле
необитаемое, порождающее боль.

Ах, как много сладких плодов
падает нам в подол
и всё ещё на голову.

Ах, в брачную ночь с новым временем
Ах, для огромных объятий
и глубочайшей любовной боли
сердце наше ещё слабо и
слаба ещё сила бедра.

Так порой большая красавица
душит объятиями хилого юношу
светлыми любовными ночами. Да,
необходимо мужество великанов
и их желания, и великанов боль,
и великанов энергия.

И моё сердце:
красное
бледное
полное ненависти
полное любви
это ваше сердце, товарищи!
Это лишь то, что вы мне дали!

Поэтому будьте терпеливы к моему нетерпению,
вы - старые мужи;
Терпение
для меня оно - шлюхина трусость.
На одной ноге оно с ленью.
Преступленью готовит оно постель.
Вас же терпение украшает.
Завершите красиво ваш труд
тем, что передайте нам возможность начала!