Покаяние и капитан-исправник

Андрей Тюков
Первое, чему обучают в секции самбо, это – умение падать. Броски, захваты, ударная техника – потом, сперва научись так упасть, чтобы встать и продолжить борьбу. Это ценное умение и в жизни.
Много падали, и "не было такого никогда, и вот опять" упали. Как сто лет назад. Правда, тогда были устои, а теперь – ходули.  Говорят и пишут, что много общего, похожего у современной России с предреволюционной, да только сходство это внешнее. По внешности судить если, то – да, один перец.
Вот, Иоанн Кронштадтский перечисляет "врагов Церкви и России" в своих дневниках: "...безбожники-толстовцы, пашковцы, гордые слепые интеллигенты (dementes), штундисты, раскольники, революционеры, финляндцы, немцы, поляки, японцы и прочие!" Как не подписаться? Убрать неактуальных "толстовцев-пашковцев", заменить "штундистов" на "иеговистов" – и полный краткий курс, внешне-внутренний, готов... Особенно хорошо смотрятся в списке "гордые слепые интеллигенты (безумцы)" и... "и прочие!" О, сколь многозначительно звучит это "и прочие!", сколь многообещающе...
Иоанн Кронштадтский в наши дни стал бы знатным блоггером, – эх, одно помешало бы: помимо неизбежного и обязательного "обличения" (a must для блоггера! без этого и читать не станут), его филиппики содержат ещё проективную часть, что неминуемо лишило бы автора революционно настроенной части аудитории. Признавая глубину падения, общего, для всех одинаково пагубного, он предлагает и свою "луковку", она же "паутинка". Есть путь восстановления, и он, по мысли Иоанна, идёт через всеобщее покаяние. Все должны признать свои грехи – и власти, и подданные. И это выделяет "блоггера" Кронштадтского из сонмища виев: ведь наши-то властители умов себя со стадом не мешают, нам-де каяться не пристало, мы –  выше этого... напыщенные нищие берут –  будто одолжение делают...
Только искреннее и всеобщее покаяние способно возвратить человека из безумия греха – в разум ипостасный, из смерти как следствия греха – в жизнь вечную, и также ипостасную. Личного бессмертия – нет, и надеяться на это нечего: только ипостасное бессмертие, и только в том образе, который можешь наблюдать в зеркале, когда растворится в свете чин неискусный. И – там же –  "финляндцы, немцы, поляки, японцы и прочие!", а также "интеллигенты и борзописцы", как не бывшие.
А после "горячего и глубокого" покаяния "всех классов населения России" нужно "строгое действие всех властей", пишет святой праведный Иоанн. Согласен! И с покаянием, и с требованием преображения, немедленного (?) изменения во всём, –  согласен. И более всего – с необходимостью строгого действия властей, читай –  возвращения на сцену капитан-исправника. А иначе, не состоится апокатастасис тон пантон: и каяться будем, и грешить, и каяться, и... и всё с удовольствием, но толку не будет. Каялись, знаем...


Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (святой праведный Иоанн Кронштадтский) цитируется по книге "Живое слово мудрости духовной: выписки из дневника" (Минск, Белорусская Православная Церковь, 2014 г.).


23 апреля 2017 г.