Межнациональные конфликты. Начало

Талгат Алимов
Знаменитый «выстрел в Сараево» стал формальным поводом для начала Первой мировой войны, с постепенным переходом во Вторую и Третью, т.е. «холодную войну», которую мы бесславно проиграли, потеряв свою страну.

Хороший выстрел. Одним выстрелом десятки миллионов на тот свет, полная перекройка границ и сфер влияния.

Не спорю, предпосылок было много, но все-таки, выстрел был! А если бы удалось предотвратить, если бы, какой-либо серб-славянин, грудью закрыл эрцгерцога и принял мученическую смерть? Было бы моральное право формального объявления войны? Может, пока разбирались что и как, поняли, что все люди – братья, что ни к чему нам эта бойня?

Мировые войны, мировые проблемы, мелкие региональные конфликты унесли много миллионов жизней и начинались они с какой-то бытовой драки, неосторожно сказанного слова.

Сам я неоднократно был свидетелем или даже активным участником многих конфликтов, которые могли вырасти в нечто большее.

Чеченский конфликт

Какой же межнациональный конфликт без чеченцев, с них и начнем.

В далекие шестидесятые годы жил у нас в совхозе одинокий старик, Бекет-ата. Ни один из его трех сыновей не вернулся с фронта, а дочерей он потерял в голодные тридцатые годы. Единственному внуку, от старшего сына, было 20 лет. Выросший без отца, он отличался на редкость скандальным характером и «мотал второй срок» в одной из колоний. Отношения с дедом у него были более чем натянутые.

Дед сильно тосковал по сыновьям, особенно по младшему, который пропал без вести в 1943 году. Вдруг, откуда-то, пришла весть, что нашли его могилу.
Естественно, дед стал собираться в дорогу, даже предположил, что сын, каким-то образом, остался жив, просто женился и на местной девушке и остался в Белорусии. Почему он так решил, ни кто не понял.

Народ, в то время, был дружный, всем совхозом быстро собрали деньги на дорогу, сопровождать его взялся дальний родственник, парнишка лет пятнадцати. Более взрослые кандидатуры Бекет-ата отверг, мотивируя тем, что парнишка лучше всех знает русский язык.

Провожали их в дорогу всем совхозом, пожелав удачи. Но, где-то через месяц, из областного центра пришла телеграмма, что Бекет-ата умер в дороге и его домой, почему-то, везут чеченцы.

Народ встревожился, пошли всякие разговоры и домыслы, типа «зарезали, убили, теперь везут, чтобы отмазаться».
Через три дня, на попутке, приехали четверо мужчин-чеченцев, один из них пожилой аксакал Ахмат. Парнишка, который сопровождал деда, развеял все наши подозрения про «злых чеченцев».

Действительно, они с Бекет-ата приехали в Гомельскую область, представители военкомата провели их к братской могиле, где на плите, среди других, они прочитали фамилию младшего сына, героически погибшего в декабре 1943 года.

Бекет-ата сильно переживал, что его надежда увидеть сына живым, не оправдалась и на обратном пути, в поезде,  ему стало плохо. Парнишка растерялся, не зная, что делать. Хорошо, что рядом оказались молодые ребята-чеченцы, они вместе вышли на ближайшей станции и помогли отнести деда до медпункта, где он и умер. Потом они несколько дней помогали ему оформлять разные документы и добились, чтобы,  без лишних формальностей, доставить тело деда домой.

Как объяснил Ахмат, Бекет-ата умер в пути и по поверьям, это означало, что он попал прямо в рай, а это святое дело.

После этого в совхозе прониклись уважением к этим людям, которые, не смотря на затраченное время и приличные финансовые затраты, проявили столько внимания. Все, не сговариваясь, собрали деньги на покрытие расходов чеченских кунаков, но Ахмат от них категорически отказался, мотивируя тем, что это для них священный долг. На могиле Бекет-ата Ахмат сам прочитал молитву и через три дня их с почестями проводили на Родину.

Прошли годы. Однажды к нам приехал средних лет мужчина-чеченец, который оказался одним из тех молодых людей, перевозивших Бекет-ата. Он рассказал, что Ахмат умер ровно через два года после посещения нашего совхоза, а он является его племенником.

Тогда аксакалы решили помянуть память усопшего Ахмата, прочитали молитву и устроили небольшие поминки, как обычно человек на 200-300.
Чеченец, которого звали Алхозор, оказался шустрым  мужичком, он попутно договорился с директором совхоза и начальником стройучастка, что привезет с Кавказа ударную бригаду строителей.

С тех пор у нас в совхозе появилась чеченская строительная бригада, которая строила кошары и зерносклады. Они приезжали каждую весну и, ударно отработав сезон, на зиму уезжали домой с приличным заработком. Типичные «шабашники»! С годами мы к ним привыкли, некоторые даже привезли свои семьи и поселились на постоянное место жительства.

Недолго продолжалась эта идиллия. Однажды произошел конфликт. Шустрый шестиклассник Руслан, сын одного из чеченских строителей, двум пацанам - второклассникам из соседних домов заявил: «Я – чеченец, и вы должны меня бояться, я - ваш атаман!»

Может конфликта и не произошло бы, если бы Руслан не стал регулярно их поколачивать. Конечно, один из малышей пожаловался своему старшему брату – девятикласснику Берику, а тот, недолго думая, слегка поколотил Руслана, чтобы неповадно было. 

Конфликт начал разрастаться. Руслан пожаловался своему дяде, который хорошенько поколотил Берика, отец Берика, местный тракторист, увидев синяки под глазами у сына, заявился к соседям и, без всяких бесед и разборок, ударил по голове стоявшей рядом табуреткой, дядю Руслана. Тот, кто помнит старые советские табуретки, тот оценит силу удара, после которой дядя вырубился сразу, а табуретка разбилась вдребезги.

Зря говорят, что чеченцы горячий народ, среди наших тоже немало явно не сдержанных.
Тут же собралась вся чеченская бригада, вооруженная шанцевым инструментом, следом собрались местные казахи, русские, украинцы. Дело стремительно шло к массовой драке. В толпе носился бедный участковый с оторванным погоном, но его уже никто не слушал.

В самый пик накала страстей подошли аксакалы, которые напомнили Берику и Руслану, что они являются внуками всеми уважаемых и почитаемых людей, один - умершего в Белорусии, Бекет-аты, а другой – Ахмата. Осыпав всех словами проклятий, взывая к аруахам (духам предков), заставили зачинщиков сесть за стол переговоров. 

Шли долгие, бурные споры, не один самовар чая осушили аксакалы с молодежью, ведя беседы и уговоры. Как бешенные носились казахские и чеченские молодухи, накрывая стол за столом, они-то, уж точно, были очень рады, что драка остановлена.
Много претензий друг другу было высказано обеими сторонами. Дело-то оказалось совсем не в Руслане и Берике, тут были претензии покруче.

Недовольными были местные строители. Оказалось, что чеченцам наряды закрывали в три раза больше, чем местным, а один парень-чеченец, обещав жениться на местной русской девушке, обесчестил ее и бросил и пр.пр.

Аксакалы, не долго думая, вызвали прораба, начальника стройучастка, директора совхоза, парторга, которые не на шутку перепугавшись, много чего исправили. Оказывается, что уже тогда грешили так называемыми «откатами»!

Сильно за чеченцев заступался местный агроном, это он подростком  сопровождал Бекет-ата в Белоруссию и сохранил самое лучшее мнение о них.

Мы за этим всем наблюдали с позиции младших школьников, готовых по первому зову броситься бомбить «зарвавшихся чеченцев» на своем уровне. Наш пыл остудили родители, начали читать нравоучения, дежурить в школе, чтобы после уроков мы не сцепились.

Постепенно все стало стихать, забылись обиды, война закончилась. Больше никаких серьезных межнациональных конфликтов в этом совхозе не было.
Ну и слава богу, спасибо аксакалам!

Спортивный конфликт

Конфликты, без участия спортсменов, это не конфликты, эти уж точно похлеще чеченцев.

У меня есть одна привычка посещать спортзал, которая уже длится много десятилетий. Но один и тот же спортивный клуб быстро надоедает, поэтому я регулярно меняю, благо сейчас их огромное количество.

Однажды взял я абонемент в один из спортклубов в районе нашего рынка. Вроде не плохой и тренажеры хорошие, есть борцовский зал, бассейн, душевые, раздевалки.
Хожу в спортклубы я давно и, конечно, встретил в этом зале знакомых ребят. Ребята все неплохие.

«Неплохих ребят» условно можно разделить на две категории.
Первая - это парни – европейцы, рослые качки, в массе своей уроженцы нашего города, там же много молодых казахов. Сухопарые и жилистые, в основном студенты из, расположенного недалеко, университета либо служащие различных учреждений.
Вторая – «базарники» - мелкие предприниматели, торгующие на центральном рынке, любопытнейшая публика, скажу я. Здесь были представители азиатских национальностей (узбеки, таджики, киргизы и т.д.) и кавказцы. Было немного европейцев и казахов.

Многие из них носили бороды, читали намаз, похоже, хорошо знали друг друга. На тренировки приходили дружной толпой, где, в основном, тренировались на боксерских грушах и беговых дорожках.

Обстановка в зале была слегка напряженная, но более-менее стабильная.
Ожидаемый конфликт случился в раздевалке. Один из «базарников», вертлявый парнишка с боксерскими повадками, взял общий фен, посушил волосы на голове и, почему-то, решил посушить волосы «ниже пояса».

Обычно «базарники»-мусульмане не очень обнажались перед посторонними даже в бане, но этот, похоже, был исключением.
Многие начали возмущаться, а молодой парень-казах решил сделать ему замечание и на казахском языке тихо сказал:
- Люди же этим голову сушат, а ты что делаешь?
Тот грубо послал его матом на три буквы, после чего началась словесная перепалка.
В разговор вмешался Андрей – богатырского вида парень.
- Ты че тут наезжаешь, правильно он тебе сказал, фен для головы, мы теперь как будем сушиться после твоих яиц? - сказал он, слегка отодвинув боксера.
- Ну, идите, идите оба ко мне, я сейчас вам покажу! -  встав в стойку, крикнул им боксер.
Базарники напряглись, да и городские тоже, тут уж не совсем по национальному признаку, а по цивилизованному разрыву начался конфликт.

Я прибежал из дальнего угла раздевалки и громко крикнул:
- Все, хватит, брейк, не хватало еще нам здесь драки. Давай сюда этот дурацкий фен, вы совсем рехнулись, из-за фена скандалите, - забрав фен, повел обоих зачинщиков к администратору.
- Вы почему не написали инструкцию по использованию фена, что им  нужно сушить только голову, - сказал я администратору, понимая степень дурости вопроса.

Но, почему-то, и администратор, и потенциальные драчуны, растерялись. Действительно, почему нет инструкции.
- Прямо сейчас набери на компьютере текст «Феном сушить только волосы на голове», - сказал я девочкам на ресепшене.
И чтобы усилить эффект, добавил:
- Обязательно слова «волосы на голове» повтори три раза.
- Хорошо, хорошо. А каким цветом написать, у нас по дизайну верблюжка? – испуганно, пролепетали девочки.
- Какой дизайн, какая верблюжка, тремя цветами, желтым, зеленым и красным, так по СНиПу положено, – не терпящим возражений тоном прикрикнул на них я.

Девочки быстро сделали на листке соответствующий плакат, который я с драчунами повесил на зеркало в раздевалке. И, напоследок, сказал администратору:
- Фен замените, а этот можете забрать домой.

Все посмеялись над ситуацией и атмосфера как-то разрядилась. Этот, явно дурацкий, плакат висел в раздевалке почти месяц, он даже хозяину понравился.

Но ведь, главное, драка сорвалась, а тот «любитель сушить не те места», перестал ходить в наш зал. Может быть стало неудобно, плакат-то висел для него!

Иван - диван

Многие конфликты начинаются в городском транспорте. Суета, нервозность, а тут еще морды, для кого «не русские», для кого «русские», «кавказские» или еще какие.

Нервное это дело, автобус. Все началось с безвинной детской перепалки. На задней площадке автобуса сидели двое ребят, школьники, где-то 7-8 класса, один худощавый парень славянской национальности, другой, круглолицый и подвижный парень, казах.

Тинейджеры явно не хотели уступать место пожилым пассажирам, издержки современного школьного обучения, оторванного от воспитания.

Русский парень, меланхолично взглянув в окно, произнес:
- Слышь, Муха, а почему раньше писали улица «Джамбула», а сейчас переделали на «Жамбыла»?
- Ну, так правильней, - ответил ему другой.
- Почему? Какая разница? - не унимался он.
- Вот, допустим, тебя зовут Иван, если спереди добавить Д, то получится Диван. Без разницы что ли? - отпихивается другой.
- Да, иди ты, тут же акцент, нам удобней говорить Джамбул,
- Ну и что, что акцент, вот моя бабушка не умеет говорить букву В, она говорит Б. Представь, что в имени Иван, вместо В сказать Б, получится И…н. Ха-ха! – посмеялся парнишка и резко, плечом, ударил друга.

Видимо, дело шло к потасовке. Стаявшая рядом женщина европейской национальности, строгим голосом учительницы сделала ребятам замечание:
- Вы почему в общественном месте при людях так разговариваете, совесть потеряли, - гневно произнесла она.

Тогда в разговор вмешался я.
- Эх, вы, филологи, лучше бы бабушке место уступили, а то затеяли спор. И чему вас только в школе учат.

Парни вмиг угомонились и быстро уступили женщине, которую я назвал «бабушкой». Та села и, как-то насмешливо-осуждающе, посмотрела на меня, кому же понравится, что бабушкой называют. Лет ей было, скорей всего, около пятидесяти, выглядела она неплохо.

Ребята перебрались ближе к выходу, продолжая еще о чем-то спорить.

Мы разговорились, немного порассуждали на тему невоспитанности молодежи.
- Мы тут что-то брюзжим как старички на молодежь, не зря Вы, наверное, меня бабушкой назвали.

Как я и предполагал, это ее слегка обидело. Если для мужчины слово «дед» считается даже почетным, то для женщины «бабушка» является незаслуженным оскорблением. Я извинился, но она, улыбнувшись, тему разговора перевела в другое русло.
- Я, председатель КСК «Марлен», - представилась она.
- Очень приятно, - ответил я.
- А я Вас узнала, Вы наш депутат. Знаете, у нас есть просьба, тут во дворе столб электроопоры наклонился, а электрики никак не реагируют. Не дай бог упадет на людей, - попросила она.
- За бабушку извиняюсь, а по опоре давайте встретимся, если угрожает жизни людей, конечно, решим, - согласился я.

Надо ли говорить, что я очень рьяно выполнил этот депутатский наказ. Председатель КСК, Светлана, так ее звали, оказалась очень хорошим человеком, кстати, бывшая учительница, мы с ней до сих пор дружим.

Практики говорят, что любой бытовой конфликт, тем более межнациональный, можно погасить в самом начале. Только подходить к этому надо ответственно и терпеливо.
Бай бог нам мудрости, чтобы справиться с этой заразой, под названием «бытовой национализм».

Слово Ташенова

В истории межнациональных отношений есть масса примеров, когда назревающий конфликт, разрешался в нужное время вовремя сказанным словом или поступком.
Об одном из таких поступков Аблай хана, я описал в статье «Фрагменты Великой Войны» в главе «Русский маскарад». Благодаря этому, абсолютно мирному, поступку удалось примирить казахов с киргизами и урегулировать пограничный конфликт (их до сих пор нет).

Бездумным переделом земли грешил в 50-е годы Хрущев, поделив ногайскую степь между Дагестаном и Чечней, передав Крым Украине.

Эти переделы коснулись и Казахстана. «Дорогой» Никита Сергеевич решил передать южные хлопкосеющие области - Узбекистану, нефтеносный Мангышлак - Азербайджану, зерновые области – Российской Федерации.

На такое действие Хрущеву возразил Председатель Совета Министров КазССР, Ташенов Жумабек. Сославшись на Конституцию СССР, он напомнил «дорогому» о неправомерности его действий. По некоторым версиям, он даже пригрозил, что в случае отказа будет обращаться в международные правовые организации.

Тогда Хрущев был вынужден отступить, но по его рекомендации Ташенов был снят с должности Председателя Совмина и отправили работать заместителем предисполкома Чимкентской области. но это стоило того!

Если бы хоть кто-нибудь возразил Хрущеву по поводу передачи Крыма, может, не было бы нынешнего российско-украинского конфликта.

Но, к сожалению, своего Ташенова в Москве не оказалось. Подсказка российским патриотам: почему бы, в оправдание «Крым наш», не приводить аргумент по не конституционности действий Хрущева, а не какую-то сомнительную «историческую исконность».

Вообще, такие решения обычно принимаются коллегиально, тогда на этом КСО можно было возразить, ведь не один Никита Сергеевич решал. Поднимите документы, наверное, это принималось голосованием.

Любой, даже мелкий конфликт, которой происходит на границе между нациями или цивилизацией, может быстро разрасти до неадекватно большого, с неоправданно большими жертвами.

Интересно, что об этом думают те, кто якобы «в интересах своей нации», почем зря, материт всех других в интернет-пространстве?

Но, точно это знают, про это думают и это используют именно те, кто против нас.
Только в каких целях?