708 Эпидемия грибка 17-28 07 1972

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»)

Книга-фотохроника: «Легендарный БПК «Свирепый». ДКБФ 1971-1974».

Глава 708. Калининград. Дивизион-экипаж БПК «Свирепый». Эпидемия грибка. 17-28 июля 1972.

Фотоиллюстрация из открытой сети Интернет: Советский плакат «Если хочешь быть здоров – закаляйся» с сайта Алексея Логинова. «Живой журнал». 1972.


В предыдущем:

- Точно так! – весело «выпалил» я. – «Шесть шаров!» означает «Звиздец как здорово!»…

- Не совсем точно, но, по сути, верно, - ответил мне старший лейтенант О.А. Белонин, замечательный человек и офицер БПК «Свирепый».

На экзаменах на классность и на допуск к самостоятельному несению вахты рулевого и дежурного рулевого по штурманской боевой части БЧ-1 новостроящегося БПК «Свирепый» я «отстрелялся» одним из первых, поэтому оставшееся время до переселения на корабль я был задействован в «красном уголке» дивизиона в качестве художника-оформителя и члена редколлегии корабельной стенной газеты «Ну, погоди!».

Кроме рисунков в стенгазету я рисовал в ДМБовские альбомы годков разные рисунки – парусники, милые мордашки девушек, перерисовывал удачные шаржи и картинки из стенгазеты. Кстати, стенгазета «Ну, погоди!» была юмористически-сатирическая и в ней высмеивались различные события и случаи нарушений воинской дисциплины и неудачи на экзаменах по специальности.

Замполит, капитан-лейтенант В.А. Тихонов хотел, чтобы я рисовал «картинки» более «злыми», задиристыми, но наш первый комсорг, лейтенант Николай Судаков, шептал мне на ухо, чтобы я рисовал портреты матросов-нарушителей смешными, но похожими, чтобы сильно не оскорблять ребят.

В результате, примерно, с третьего выпуска корабельной стенгазеты «Ну, погоди!» её к утру начали разрывать на части, отрывая рисунки и подписи к ним в качестве сувениров и наклеек в свои ДМБовские альбомы. Потом годки намеренно начали заказывать мне разные картинки-рисунки в стиле шаржей с их участием.

Я только категорически наотрез отказывался рисовать контурные рисунки для татуировок, потому что был категорически против того, чтобы заносить иглами и чернилами грязь и заразу под кожу. Я просто знал, чем грозит исполнение татуировок на теле в антисанитарных условиях…

К сожалению, тяжёлая работа на новостроящемся корабле, частые приборки, переходы из дивизиона в завод на корабль, толчея и дефицит времени при помывке экипажа и при стирке флотской рабочей одежды, неосторожность и невежество некоторых матросов, привели к тому, что многие из нас «подцепили» на пальцы ног грибок.

Корабельный доктор, старший лейтенант медицинской службы Л.Н. Кукуруза «сбился с ног», бегая по кубрикам-казармам, пытаясь победить эту повальную болезнь-эпидемию, но успеха не было. Не избежал заражения и я…

Конечно, я как мог, соблюдал правила личной гигиены, никому не давал своё полотенце, обувь, носки, зубную щётку и т.д. но избежать коллективной помывки в душевой или стирки в прачечной я не мог. Кроме этого, как я уже писал в других новеллах, некоторые хамовитые и наглые «товарищи» не гнушались взять у меня в рундуке мою чистую постиранную матросскую робу и заменить её на свою – грязную, в том числе они меняли свою вонючую обувь («прогары») на более свежую…

Когда началась эпидемия грибка (онихомикоза - автор) в экипаже новостроящегося БПК «Свирепый» (апрель-мая 1972 года – автор), корабельный доктор Л.Н. Кукуруза начал практически «войну» с начальством за то, чтобы снабженцы приобрели для экипажа корабля больше полотенец, чтобы у каждого были полотенца для лица и для ног, чтобы чаще стиралось постельное бельё, рабочая одежда личного состава, а во время каждой приборки особо тщательно дезинфицировались полы в душевом и постирочном помещениях.

На вечерней поверке всему личному экипажа составу категорически запретили меняться обувью, надевать чужие ботинки или носки, а нарушителей назвали «диверсантами», «саботажниками» (чуть ли не «врагами народа» - автор) и пригрозили уголовным наказанием за умышленный подрыв боеспособности советских моряков, то есть пособничество врагу.

Увы, с наступлением тёплого, а потом и жаркого лета эпидемия грибка поразила многих ребят. У меня опять пропало одно из двух новых вафельных полотенец, мой домашний талисман - папин подарочный кошелёк с тремя рублями и я никак не мог определить, как и кто «помог» исчезнуть этим нужным мне вещам, предметам, средствам…

В межпальцевых складках и на коже стоп по вечерам ужасно чесалась кожа и я заметил её шелушение, потом кожа стала лопаться, появились трещины и язвочки. Ноготь на большом пальце левой стопы приобрёл желтовато-серый цвет, стал немного толще чем обычно, начал разрушаться и крошиться, при этом ноги в наших флотских рабочих «прогарах» ужасно потели…

Работа в пыли и грязи новостроящегося корабля, когда вокруг сверкает электросварка, монтируют оборудование и агрегаты, тянут трубопроводы, ставят арматуру, протягивают и крепят электрические кабели, устанавливают и подключают светильники, устройства связи, а за ограждениями и под охраной монтируют агрегаты и механизмы корабельного вооружения, то неизбежно в атмосфере и повсюду скапливается мелкая гарь, пыль, сажа, запахи масла, электроразрядов, краски, каболки, дёгтя и т.д.

Активная интересная и авральная дружная работа неизбежно сопровождается усиленным потением, которого в процессе не замечаешь, но остро ощущаешь, когда усталые мы бредём строем обратно с завода в дивизион-экипаж…

Самое нехорошее – это то, что мы не успевали проветрить и высушить рабочую робу, носки и обувь, пот и грязь накапливались и наша рабочая флотская одежда и обувь выдавали сою болезненную сущность специфическим густым запахом, который наполнял атмосферу наших кубриков-казарм в дивизионе-экипаже.

Грибком страдали практически все, весь личный состав экипажа корабля, поэтому и боролись с грибком мы тоже коллективно, дружно, сплочённо и заинтересованно. Во-первых, «годки» вместе с корабельным доктором, старшин лейтенантом Л.Н. Кукурузой и санитаром, Борей Красильниковым организовали ежедневную вечернюю (перед сном) помывку ног с хозяйственным мылом (вот для чего понадобились дополнительные полотенца для ног – автор).

Белые вафельные полотенца для ног нам выдали, но они оказались настолько маленькими, куцыми, что очень быстро намокали и «не хотели» быстро сохнуть, поэтому этот способ не победил эпидемию. Потом многие ребята купили себе в увольнении «шлёпанцы», в которых ходили теперь в душ, в прачечную, в туалеты-гальюны и т.д. В третьих, полы практически везде и повсюду, где люди могли быть босиком, стали мыть только с остро пахнущими и едкими дезинфицирующими средствами. Наш дивизион-экипаж начал пахнуть карболкой…

Возможно, в 1972 году уже существовали какие-то эффективные лекарства и средства лечения грибка- онихомикоза, но пока командование дивизиона и БПК «Свирепый» спорили о том, кто должен закупать эти лекарства, Леонид Никитич Кукуруза лечил нас от грибка обильными потоками обычного 5% раствора йода.

Ежедневно мы мазали ватными тампонами на спичках свои ногти, пальцы и ступни, причём некоторые старались так густо смазывать кожу йодом, что возникало сильное жжение. «Знатоки» вспоминали, что дома родители лечились от грибка прополисом, чайным грибом, лекарственными растениями, чесноком, уксусом, содой, английской солью, лимонным соком, отваром чёрной редьки, но у нас этого ничего не было, только один йод.

Только сейчас в июле 1972 года я догадался, что тот «негодяй», который подсунул мне свою грязную робу и свои вонючие «прогары», таким образом, пытался «обмануть» болезнь и избежать появления у себя грибка. Хорошо, что я не пожалел своего одеколона «Гвоздика», которым я спасался от комаров и дезинфицировал зубную щётку, чтобы удалить плохой запах из этой чужой обуви. Видимо, не совсем смог очистить…

Самое главное, мы не могли менять на новые свои носки, поэтому я лично, их почти ежедневно стирал, а высушивал тем, что клал под матрац и к утру они были только влажными. Изредка, по очереди, удавалось высушивать и гладить носки после стирки в холодной воде, но с мылом, горячим утюгом.

Только после того, как ко мне на побывку в мае приехала моя мама, она тщательно осмотрела мои ноги, ногти и пальцы, тут же купила мне дюжину чёрных хлопчатобумажных носков, и приказала мне менять носки ежедневно. Кроме этого она приказала мне пить ежедневно витамины, потому что только в организме с ослабленным иммунитетом возможно заболевание грибком…

- Запомни, Саша, - говорила мне мама, густо смазывая какой-то мазью мои пальцы ног, - никогда не обувай чужую обувь, носи носки только из натуральных материалов, постоянно и ежедневно следи за состоянием кожи стопы, своевременно удаляй сухую кожу, мозоли, а после бани обработай стопы и ногти противогрибковым средством, например, йодом. Берегите себя, и ты будешь здоровым!

- Сейчас ты начнёшь лечение, - сказала строго моя мама, военный фельдшер, старшая медсестра инфекционного отделения Суворовской городской больницы №1, - и не прекращай его в течение года. Ежедневно смазывай ноготь больного пальца и слабым раствором йода поражённые участки кожи стопы и пальцев ног. Ежедневно мой с мылом ноги и вытирай их отдельным полотенцем, не ленись, стирай носки и полотенце, высушивай обувь при каждом удобном случае. Ноготь очистится и грибок пропадёт только на второй год лечения, когда дважды сменится ногтевая пластинка…

- Не жалей денег, когда кончится флакон одеколона «Гвоздика», купи ещё один, потом третий и т.д. – учила меня мама. – Обильно смазывай обувь одеколоном и высушивай, не обращай внимания на запах и насмешки ребят, борись с заразой. Вставляй в носок обуви на ночь ватные тампоны, обильно смоченные одеколоном. Не бойся, мы победим этот грибок, если его не запустить, то он не смертелен…

- Ты правильно сделал, что остро поставил вопрос об эпидемии грибка в экипаже, связав его с подрывом боевого готовности личного состава, - сказала мне мама. – Правильно, но только сделай так, чтобы тебя поддержало командование и ребята, иначе тебя обвинят во всех грехах, сделают тебя виноватым. Сделай так, чтобы командиры, офицеры и ребята сами захотели поддержать тебя, подари свою инициативу кому-то более старшему, сильному и авторитетному в экипаже. Не жалей, что не ты будешь героем, главное – победить заразу, эпидемию грибка, антисанитарию и нарушения личной гигиены.

- Если хочешь быть героем, то покажи себя примерным матросом, не будь таким, как все, будь особенным для самого себя, - сказала мне в заключении мама. – Ребята сначала будут насмехаться, шутить, даже злопыхать, но потом увидят, что твоё поведение приносит тебе здоровье, бодрость и силу, и они сами захотят следовать твоему примеру. Это дурной пример заразительный, а хороший пример – поучительный, вот и учи ребят уму-разуму…

Я запомнил эти мамины слова и каждый вечер почти демонстративно, не стесняясь и не скрываясь, обрабатывал свою обувь, стирал носки и мыл ноги. Вскоре действительно, сначала мои друзья, а потом все в кубрике-казарме начали делать как я. Мама оказалась права…

В июле 1972 года в Калининграде начались жаркие дни (почти как в Севастополе – автор), в воскресенье 16 июля 1972 года в полдень в тени было 29,2°С, в понедельник 17.07.1972 – плюс 30,4°С, во вторник 18.07.1972 года – плюс 26°С, в среду 19.07.1972 года – плюс 27,8°С, а в четверг 20.07.1972 года – плюс 29,7°С.

Экипаж новостроящегося БПК «Свирепый» спал с открытыми окнами в кубрика-казармах, под простынями и нас заедали комары. При этом накал работ на новостроящемся БПК «Свирепый» достиг апогея, начались отделочные работы, внутри и снаружи корабль постепенно с нашим самым активным участием превращался из красно-ржаво-стального монстра в красивого красавца, покрашенного шаровой краской и отделанного светлым пластиком переборок бежевого цвета в коридорах и боевых постах.

Скоро, очень скоро нам предстояло переезжать на наш корабль и мы все желали вступить на наш новый корабль чистыми, здоровыми, обновлёнными…