Отбор в социальной эволюции

Виктор Ефременко
               
                АНАЛОГИЯ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ  И  КУЛЬТУРНОЙ  ЭВОЛЮЦИЙ

                Человек, (многоклеточный  организм)  состоит  из  клеток (структурно –функциональная  элементарная  единица  строения).   Клетка  имеет  ядро (окруженное  двумя  мембранами  хранилище  наследственного  материала – генов).
                Человек  как   вид Homo Sapiens эволюционирует (но  очень  медленно)   в  соответствии  с  законами  биологической  эволюции,  где  репликаторами  являются  гены,   и  как человек (супервид)    по  законам  культурной  эволюции,  где  репликаторами  являются  МЭМы. 
                Таким  образом,  одновременно  человек участвует  в  2  эволюциях.  Значимой  для  анализа  является  только  быстрая социальная (культурная)  эволюция,  в  которой  информация  передаётся  негенетическим  путём,  через  структуры  мозга (МЭМы).      
               У  человека  только  один комплект  МЭМов  - МЭМном.  Поэтому  в  социальной  эволюции  человека  следует  рассматривать  как    клетку,  многоклеточного  организма (государства),  ведь  у  клетки  один  геном.  Государство в  социальной  эволюции получается  аналогом  многоклеточного  организма в  биологической  эволюции.
               Аналогом  же  популяции   это (совокупность организмов одного вида, длительное время обитающих на одной территории,  и частично или полностью изолированных от особей других таких же групп)  служит  в   культурной  эволюции  вся  мировая  система  государств,  так  как  она  оказалась  связанной  современными  системами  коммуникация,  взаимоотношений  и  торговли.

   Резюмируя  сказанное,  получаем   такие  аналогии  биологической  и  социальной  эволюций:

Биологическая  эволюция             Социальная  эволюция
               
1.Гены                Мэмы
 
2.Клетка                Человек 

3.Человек
(многоклеточный организм)                Государство  (состоит  из 
                многих людей,  связанных в 
                единую  социальную  систему)

4. Популяция                Мировое  сообщество  государств. 


               
                ОТБОР  БИОЛОГИЧЕСКОЙ  ЭВОЛЮЦИИ

              Естественный  отбор  биологической  эволюции  происходит  на  уровне  вида. Представители  вида,  которые  лучше  размножаются  и  выживают    имеют  некоторый  набор  генетически  заданных  качеств,  которые  и  позволяют  им  лучше  других  размножаться  и  выживать.  Их  гены  передаются  в  следующее  поколение,  что  приводит  к  увеличению в  процентном  отношении частот  аллелей  генов, ответственных  за  качества,  которые    помогают  выживать.  Так  постепенно  происходит  адаптация  популяции  к  изменившимся  условиям  существования.
 Отбору  подвергается  индивидуально  каждый    член  популяции,  а  результатом  является  большее  в  процентном  отношении  количество   адаптированных  особей  в  следующем  поколении  популяции.  Отбор  увеличивает  адаптацию  популяции,  т.е.  направлен   на  пользу  всей  популяции.    Отбор  является  индивидуальным    и  движущим,  поскольку    сдвигается  частота  аллелей  некоторых  генов  в  популяции,  что  и  есть  собственно  эволюционирование   популяции.
              Человек,  как  представитель  вида    подвергается  отбору. Он  в  значительной  мере  защитился  от  биологического  отбора   достижениями  медицины,   социальной  взаимопомощью  и др.
 
                ДВА  УРОВНЯ  КУЛЬТУРНОГО  ОТБОРА

                Отбор  социальной  эволюции    в  настоящее  время  происходит  как  на  уровне вида  -  социальная  эволюция  человека (внутригосударственная  эволюция), так  и  на  уровне  государств,  каждое  из  которых  является  частью  мировой  цивилизации.  Все  государства,  связанные  средствами  коммуникации,  торговыми  отношениями,  культурным  взаимодействием,  не  могут  развиваться  абсолютно  свободно  по  своему  усмотрению.
                Между  ними  неизбежно  возникает  борьба  в  той  или  иной  форме,   как  между  любыми  живыми  существами,  проживающими  на  одной  территории  и  заинтересованными  в  одних  и  тех  же ограниченных  ресурсах,  всегда  неизбежно  возникает  борьба  за  эти  ресурсы. Она  возникает  потому,  что  как  заметил  Мальтус,  рождается  больше новых  членов  вида,  чем  может  выдержать  данная  экологическая  ниша.
                На  протяжении  всего  исторического  периода  эта  борьба  велась  в  форме  войн.  Сейчас,    после  создания  оружия  массового  поражения  такая  форма  борьбы  стала  неприемлемой  для  человечества,  но  пока  не   стала  невозможной.  Но  всё же  борьба понемногу  превращается  в  конкуренцию  в  различных  областях.
Это  конкуренция  за  ресурсы  развития,  к  которым  относятся  не  только  природные  ресурсы,  но  также  рынки  сбыта  и  люди,  которые  собственно  и  являются  источником  богатства  государства.  Имеются  в  виду  грамотные,  высоко  квалифицированные,  здоровые  люди.
                Поэтому  в  настоящее  время создаются  международные  правила  поведения  государств, заключаются  договора,  регламентирующие  их  поведение   при  конкуренции  в  этом,  ставшим  таким  ограниченным,  мире.  Правила  эти,  пусть  и  зафиксированные  на  бумаге,  но  создаются  эволюционным  путем  на  основе  опыта.  С  эволюционной  точки  зрения  эти  правила  надо  рассматривать  как  правила  отбора  культурной  эволюции  на  уровне  государств.
Большие преференции  в  процессе  глобализации  получат    государства, более  динамичные,  способные  к  инновациям,  которые  имеют  больший  удельный  вес  в  мировой  экономике.
               Межгосударственный  отбор (глобализация)  создаёт  давление  на  внутригосударственный отбор,  т.е.    отбор  внутренний  должен  направляться  таким  образом,  чтобы  государство  выглядело  достойно  на  межгосударственном  уровне.  Важно  понять,   что нужно  государство  сделать  успешным,  а  не  создавать  иллюзию  успешности,  так  называемые  потёмкинские  деревни.  Ни  олимпиада,  ни   ЧМ  по  футболу  задачу  не  решают.
                Внешний  отбор  направлен  на  то,  чтобы  все  государства  были  чем  то  полезны  друг  другу,   чтобы    этим  интересом  торговать,  тогда  они  смогут  успешно  развиваться,   тогда  народ  в  этих  государствах  сможет  спокойно  жить  и  работать.
Неправильно представлять  глобализацию,  как  стирание  всех  различий  между  государствами,  стиранием  культурных  идентификаторов.         
                Наоборот,  предвижу  усложнение  существующих  структур,  их  дифференциацию,  для  того  чтобы  быть  интересными  друг  для  друга,   чтобы  занять  свободные  пока  экономические  и  культурные  ниши.
                Развитие  новых  технологий   требует  не  жестокой  конкуренции,  а  альтруизма,  солидарности,   чтобы  прирост  благосостояния  происходил  за  счет  добываемых  знаний,  а  не  войн. Альтруизм  необходим  для  работы    нового высокотехнологического  уклада   экономики,  где  работа  из-под  палки,   без  наличия  свобод  невозможна,  так  как  неэффективна.
                Простой  вывод  из  этих  общих  соображений  состоит  в  том,  что  внутригосударственный  отбор  в  культурной  эволюции    должен  быть  направлен  на  развитие  человеческого  потенциала,  ибо  это  самый  дорогой,  требуемый  для  развития  ресурс. Этот  ресурс  только  и  может  помочь превратиться  государству в полезную  структуру  мирового  сообщества.  Ни  армия,  ни  флот  здесь  не  помогут.  Ушли  те  времена,  когда  они  могли  помочь.
                Понимает  ли это    наша  элита,   которая  у  руля?  Во  всяком  случае,   судя  по  её  поведению,  такого  понимания  либо  нет,  или  об  этом  стараются  во  власти  не  думать.
                Правила  отбора  в  государстве  устанавливает  элита,  а  народ  молчаливо  соглашается. Пока  он  будет  согласен,  его  будут  «стричь»,  чиновники  и  олигархи  богатеть,  остатки  промышленности  демонтироваться,  страна  скатываться  вниз,  проедая  старые  запасы.  Энергичные,  толковые  люди  будут  уезжать, а  без  них  только  стагнация.  Всё   у  нас  есть.   Ума  у  нас   мало,  говорил  кот  Матроскин.  Ответственного  ума.
                Исторически так  сложилось,  что в  России  ментальность  властей  была  направлена  на  приращение  земель.  Эта  идея  не  в  сознании.  Она  пробралась  в  подсознание  в  МЭМы.  Зачем  нам  нужен  был  в  начале  20  века  далёкий Порт-Артур? Сознание  не  сможет  внятно  ответить.  А   двуглавый  орел,  одной  головой  снова  в  Сирии  и  на  Украине,  пока центральная  Россия  вся  зарастает. Со  своим  бы  справиться. 
                В  результате  поражения  в  русско-японской  войне, произошло изменение  политического  климата  в  стране,  разгул  терроризма  и  революция  1905  года.   Через  9  лет в  1914году  снова  ввязались  в  войну  за   черноморские  проливы,  так  ничему  не  научившись,  проиграли  всю  страну.  Потеряв  10  млн.  жизней, и получив  20млн.  раненых довели  страну  до  революций  и  полного  краха.
               Но  и  сегодня  двуглавый орел  смотрит  на  2  стороны.   С  точки  зрения  биологии    этот  символ правильно передаёт  русскую  ментальность.     Существо  с  двумя  головами  и  двумя  мозгами  процессом  естественного  отбора  будет  непременно  элиминировано,   потому  как  у  каждого  живого  существа  с  мозгом,  голова  должна  быть  одна.   Получается  символ  двуглавый  орел  как  судьба.
                Ментальность  русского  человека   плохо  приспособлена  для  существования  в  современном  социальном  окружении.  Это  значит,  что  у  государства,   называемого   РФ,  мало  шансов  с  такой  элитой  остаться   целым,  не  раствориться    в  глобальных  процессах, не  подвергнуться  культурной ассимиляции или переформатированию.
                Некоторых  культурных  МЭМов  нам   не  хватает,  другие  наоборот  избыточны.  Для   существования,   для  продолжения  жизни,  важно  адаптироваться,  а  это  у  нас  получается  неважно. Мы  всё  ещё  находимся  в  плену  своих  представлений  о  "Великой  державе",  несмотря  на  то,  что  наш  ВВП  составляет  едва  ли  1,5%   мирового.  И  падая  вниз  стремительным  домкратом   мы  (элиты),  то  ли  не  осознаём  этого,  то  ли  думаем  «Как    ночь  простоять,  да  день  продержаться»,   как  дедушка  А.Гайдар в  своих  рассказах писал.
                Вообще-то,  управлять  государством  должны  не  разведчики,  а  фигуры  типа  Столыпина,  со  стратегическим  мышлением  и  ответственностью.
А  те,  которые  на  дельтаплане  со  стерхами  пусть  и  летят  дальше.
                Экономисты   видят  ошибки  устройства  политической  и  экономической  системы. Но полагают,  что  совершены  они  случайно,  по  недосмотру.
 И  на  этом  основании  они  дают  рекомендации,  что  и  куда  надо  переставить,   чтобы  всё  вновь  пошло  в  гору.   У  них,  конечно,  нет  согласия,  куда  нужно  поставить  буфет,   куда  тахту,  куда  пуфик,   как  и  нет  понимания,  что  оказались  они  на  этих  местах  неслучайно. 
                Экономистов  и  прочих  советников  много  и  советы у  них разные.  Одни  советуют  крепче  держать  руль,  поддерживать   национального  лидера, но избавляться от  «друзей» и прочих «эффективных менеджеров».   А  что разве они (друзья)  сами   нелегально  без  билета  оказались  у  кормушки?

                Вообще  разведчик  профессионал  должен  находиться  за  границей,  ибо  он  всегда  работает  против  той  стороны,  в  которой  находится.  Так  он  воспитан.  Он  не  может  по-другому. И  агентура  его  заточена  так  же.


               
                ПРАВИЛА  ОТБОРА  КУЛЬТУРНОЙ  ЭВОЛЮЦИИ

             Правила  отбора      культурной  эволюции  устанавливаются  людьми.  Эти  правила  отбора  должны  обеспечивать  с  одной  стороны  эффективное  развитие  общества,  с  другой  не  допускать  его  сильного  расслоения,   что  чревато  распадом  государства.
              Для  цивилизованного  общества  известно  2  комплекта  правил  социального  отбора.  Это  капитализм  и  социализм.  Мусульмане  придерживаются  своих  шариатских  правил  отбора,  у  них и  своя  наука  имеется.  Но  обсуждать  это  мы  не  будем.
               Правила  социального  отбора  никто  не  придумал.  Они  есть  результат  эволюционного  развития   общества,  наук, общественных  отношений.   Развивался  человек  в  культурном  плане,       усложнялась  организации  социума   с  развитием  экономических  отношений,  одновременно  менялись  и  правила  социального  отбора.
             Они  зафиксированы  в  конституциях  и  законах,  моральных  установках,  поддерживаемых  институционально,  религиозных  представлениях.    Давление  этих  факторов  и  врожденные  свойства  индивидуума  формируют  определённую  ментальность.  Именно  ментальность  в  зависимости  от  внешних  обстоятельств  определяет  поведение  человека.  Именно  она  сначала  создаёт  правила,  а  затем  взаимодействует  с  ними  в  процессе  жизни  и  деятельности.

             Впервые идеи социализма были изложены в работах древнегреческого философа
Платона, диалогах «Государство» и «Законы». По Платону, основное качество идеального государства — справедливость.
Идеи социализма содержатся в трудах Томаса Мора (1478—1535) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639). На острове Утопия, о котором говорит Т. Мор, нет частной собственности, денежного обращения и царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Чтобы не способствовать развитию собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами.
                В первой половине XIX века марксисты  считали, переход к социализму возможен только путём революции. Это нашло своё отражение в «Манифесте коммунистической партии» 1848-го года.
                Социализм    есть  изобретение  философов,  он является  привлекательным   для человека,  воздействует  на  умы,  проникает  в  подсознание,  меняя  ментальность,  и  таким  образом,  становится  силой,  которая  способна  изменить  траекторию  культурной  эволюции  при  определённых  условиях.  Человек,  как  доминирующий  вид  на  планете  не  так  плотно  упакован  в  экосистеме, как  другие  виды,  имеет  определённую  свободу   выбора    поведения.  Тем  не  менее,  свобода  эта  ограничена

                Капитализм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, свободном  рынке,  формальном юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли. По   существу  капитализм  основан  на  генетически  заданном  эгоизме  человека.
                Понятие «капитализм» — это экономическая абстракция, в которой выделены характерные черты экономики на определённом этапе её развития и при этом отброшены менее значимые. Реальная экономика конкретных стран никогда не основывалась только на частной собственности и не предоставляла полной свободы предпринимательства.
                Всегда в той или иной мере присутствовали несвойственные капитализму черты —сословные привилегии, государственная собственность, ограничения на владение имуществом, в том числе ограничения на размеры недвижимости или земельных участков, таможенные барьеры, антимонопольные правила и т. п. Часть из них являются наследием предыдущих эпох, часть — следствие развития самого капитализма.  Таким  образом,  капитализм  является  результатом  социальной эволюции,  а  не  чьим  то  изобретением.   И  тут  важно  помнить,  что  эволюция  никогда  не  стоит  на  месте.  Что-то  рождается,  живёт  и  умирает.  Вечного  в  живой  природе ничего  нет.

               
                ВЫБОР  МОДЕЛИ

                Между  двумя  крайними  точками (социализм  и  капитализм) имеется  множество  промежуточных  состояний.  И  скорее  всего  именно  они  будут  в  достаточной  мере  удовлетворять  запросам  человека  с  определённой  ментальностью  и  в  то  же  время,  могут быть  достаточно  эффективными.
Выбранная  промежуточная  модель  становится  эффективной  тогда  только,  когда  она  соответствует  ментальности  социума.   Вот  об  этом  прежде  всего  элите  следовало  бы  думать.  Механический  перенос  эффективной для  одной  ментальности  социума   модели,  на  социум  с  другой  ментальностью приводит  к  катастрофе.
   
                Но  сам  процесс  выбора  модели  развития  происходит  не  на  форумах  в  результате  свободных  дискуссий,  а  в  результате борьбы  многих  сил  в  государстве. Побеждает  не  лучшее  решение,  а  имеющее  наибольшую  поддержку  элит,  которые  руководствуются  при  этом  своими  личными  интересами,  а  не  интересами  общества.  Поэтому  общество  должно  иметь  возможность  контролировать  поведение  элит.  Отсюда  собственно  и  вытекает  необходимость   независимости   разных  ветвей  власти.

                В  России  после  распада  СССР  пытались  приспособить  западную  модель,  основанную  на  протестантской  этике общества,  к  нашему  обществу  с   постсоветской  ментальностью.  Получилось  неудачно.  Ранее  уже  указывалось,  что  ментальность  такой  же  важный  фактор  развития,  как  энерговооруженность  и  новые  технологии.

                Капиталистический  модель  показывает  большую  эффективность экономического  развития  при  определённых  условиях,  но  социалистический  выбор   с  его  стремлением  к  справедливости    кажется  более  привлекательным.  Сама  по  себе  низкая  скорость  развития  не  является  большим  недостатком,  поскольку  культурная  эволюция  в  последнее  время  набрала  запредельную  для  человека  скорость  по  сравнению  с  прошлыми  веками.
                Не   вызывает  удивления,  что  западная  модель  развития  на  нашей  почве,     привела  не  к  ускоренному  развитию  страны,  а,  наоборот,  к  деградации  экономики,  небывалому  имущественному  расслоению,  проеданию  средств, накопленных  в виде  основных  производственных  фондов,  росту  числа  разного  рода  управляющих  структур  бюрократии,  ухудшению  здравоохранения, разрушению  системы  образования  и  науки.  В  результате  энергичные  образованные  люди  вынуждены  уезжать   из  страны.
Системные  реформы,  о  которых  сейчас  все  говорят,  должны   существенным  образом,  изменить  модель  развития,  сделать  её  приемлемой  для  людей,  которые  проживают  на  территории  РФ. Возникает  только  один  МАЛЕНЬКИЙ  вопрос:  А  кто  это  сможет  сделать?