Чертова дюжина Анны Карениной

Евгения Подберезина
   На телеканале Россия-РТР прошла премьера фильм Карена Шахназарова «Анна Каренина». Кто-то из кинокритиков подсчитал, что она 13-ая по счету в мировом кино, что не удивительно.  Этот, наиболее популярный из романов Льва Толстого,  вообще считается одним  из самых замечательных произведений человечества. Вроде бы банальный сюжет – любовный треугольник -- под пером толстовского гения стал всеобъемлющим и жгучим исследованием мужской и женской души. На все времена.

  Режиссер предпринял смелый ход – он соединил роман Толстого с рассказами Вересаева о русско-японской войне 1905 года. В Манчжурии встречаются военный врач, Сергей Каренин, сын Анны, и седой раненый  Вронский. Весь фильм строится как рассказ Вронского о его отношениях с Анной, которые до сих пор не отпускают его.
   Восьмисерийный фильм, конечно же, не мог вместить всех героев романа и сюжетных линий. Совершенно выпущена линия Левина и Кити, сама по себе –целый  роман, интереснейшие споры и дебаты именитых чиновников (того же Каренина) с другими представителями высшего света «России, которую мы потеряли». Например, нужно ли женщинам высшее образование и реальное равенство с мужчинам, куда может завести  эмансипация? Как появляются в России 70-х годов позапрошлого века ростки коммунистических идей и куда они могут завести империю?
   Судить  художника нужно по правилам, им же установленным, посему не будем упрекать Шахназарова в том, что он не пытался объять необъятное, а сосредоточился на отношениях Анны и Вронского и по-своему искал ответ на вопрос, что же бросило ее под колеса паровоза.
   Актеры. Их искали долго и тщательно, проводили десятки проб. Судьбу Вронского – Максима Матвеева -  решил выбор Владимира Меньшова, друга Шахназарова, когда сам режиссер уже не понимал, на ком остановить выбор. Внешне и по рисунку роли Матвеев вполне соответствует, умеет носить мундир и фрак,  отлично держится в седле. Каренина играет Виталий Кищенко, замеченный прежде на вторых ролях  в не самых лучших сериалах. Для актера это большой прорыв в настоящее кино. Хороши и другие персонажи фильма. Великолепна работа художника – интерьеры, костюмы, экипажи – все кажется аутентичным.
    Самым же главным просчетом, роковой ошибкой режиссера (или продюсера?) стала, на мой взгляд, главная героиня. При всей симпатии к милой внешности и таланту Елизаветы Боярской, она у меня вызвала протест первым своим появлением на экране. Бросается в глаза внешнее несоответствие Лизы Боярской Анне  Карениной с ее роскошными плечами и породистой, величественной  красотой. Вряд ли такая Анна поразила с первого взгляда Вронского. Анна-Боярская проигрывает даже второстепенным женским персонажам – той же Долли в исполнении Виктории Исаковой, сильной драматической актрисе, которую легко представить в образе Анны с ее аристократизмом, лучащимися глазами, нервной повадкой.
   Вообще всем актерам этой экранизации не хватает, как мне кажется, накала страстей, остроты переживаний, которыми были так сильны Василий Лановой и Татьяна Самойлова в советском фильме. Очевидно, со временем  изменилась сама манера актерской игры – стала более раскованной, естественной, но и более приземленной, бытовой.
   Спасибо фильму, что заставил меня перечитать «Анну Каренину» совсем по-иному, чем читалось в юности. Поражает умение Толстого раскрыть внутренний мир своих героев во всем его богатстве и противоречивости. У него нет плохих и хороших – есть живые, любящие, страдающие, жестокие и великодушные, уступчивые и непреклонные, мятущиеся и стремящиеся к гармонии, верующие и сомневающиеся одновременно. Вот этого-то богатства широкой русской души, которую по мысли Достоевского «надо бы сузить», в фильме не хватает.
    Однако спасибо режиссеру за добросовестную и небесталанную попытку еще раз вернуться к нашим корням, к гению Толстого. Писатели и читатели! Поделитесь своим мнением о фильме!