Портрет земляка

Светлана Ким 3
               
    Портрет почти готов. Художник критически оглядывает работу и снова берется за резец.  Беспокойство художника понятно. Он работает над бюстом героя минувшей войны, полного кавалера орденов Славы Петра Ивановича Наумова, своего земляка из села Большие Кабаны Лаишевского района, которого знает с детских лет.
    Едва ли не самые светлые воспоминания  детства связаны у художника с этим человеком. Петр Иванович был  другом его отцу, ветеринарному врачу Кузьме Ивановичу Кислову.  Когда умер отец, шестилетний Саша впервые услышал от Наумова ласковое и вместе с тем непривычное к себе обращение « Кузьмич». Новое имя будто делало малолетнего Сашу много взрослее, а сам Петр Иванович словно легче переносил боль утраты друга, который для него воплотился в этого маленького, очень похожего на него человечка.
    «Кузьмич» с тех пор так и рос рядом с Наумовым. С детским восторгом слушал вечерами рассказы фронтовика о боях с врагами. От него и узнал о настоящих героях, до поры до времени не подозревая, что герой всегда был рядом с ним. Это он понял уже потом, когда стал художником.
    Наша первая встреча с Наумовым состоялась в мастерской художника. Точнее, не с самим Петром Ивановичем, а с его скульптурным портретом, который, как мне кажется, до мельчайших подробностей передал детали характера своей «модели». Сам Наумов к тому времени приболел. Впервые за свои семьдесят три года. 
    Вечером в Больших Кабанах нас встретила жена Петра Ивановича Мария Михайловна, по сию пору не потерявшая ни живого блеска в глазах, ни чисто женского обаяния. Кому-кому, а ей никогда не забыть, как она в первые дни войны провожала мужа на фронт. До сих пор многие из женщин села считают, что ей повезло. Большинство из односельчан Петра Ивановича обратно с войны не вернулось…
    …В гаубичном полку, где Наумов  служил наводчиком, на первое место всегда ставилась уверенность в успехе. Наумов твердо знал и помнил, что  без веры в победу, как бы трудно ни приходилось в жестоких боях, воевать невозможно. К началу Великой Отечественной войны успел побывать на финской войне. Был и минометчиком, и пехотинцем, и командиром противотанкового орудия. Только вот дочку свою семимесячную в короткую мирную передышку разглядеть толком не успел. Больше всего тяготила наводчика Наумова эта мысль.  Но именно она и придавала ему веру в победу.
    В полку Наумова особенно ценили за крестьянскую неспешность и точный глаз. Орудие с его наводки обыкновенно било без промаха. А первый удачный выстрел всегда поднимал дух на батарее. Так что к нему чаще других обращались с приказом:» Наумов, начинай!»
    И он начинал. Начинал в самых тяжелых боях при кровопролитной  обороне наших  рубежей, в жестоких сражениях за очищение земли советской от вражеской нечисти, в битвах за освобождение Польши, Восточной Пруссии, Кенигсберга… Под Кенигсбергом Петр Иваноаич и закончил войну.
    Он был одним из тех немногих, что вернулись с войны в родное село. Сторониться работы, какой бы тяжелой она ни была,  не в характере Наумова. Он был и конюхом, и ветеринарным санитаром, и техником,  и даже председателем исполкома сельского Совета, депутатом которого  избирался все последние пятнадцать лет своей жизни.
    Памятуя о том, что  хорошее начало всегда воодушевляло людей, Петр Иванович начинал и тогда, когда вышел на пенсию. Начинал трудное, кропотливое дело, которое и называется-то длинно и непривычно для городского уха: сбор излишков молока у сельского населения.
    А дело это трудное потому, что не так-то просто уговорить хозяйку снести лишнее молоко не на базар, где за него дадут хорошую цену, а ему, Петру Ивановичу Наумову, который самолично свезет и сдаст эти излишки на Столбищенский молочный завод по твердым государственным расценкам. Хозяйки, понятно, молоко  на дом ему не несут. Вот и приходится Петру Ивановичу каждый день с утра пораньше запрягать лошаденку и объезжать дворы двух близлежащих деревень. «Выгода» тут такая – один рубль за каждые сорок литров излишков. Понятно, что на такую работу согласится далеко не всякий.
    Теперь другая «арифметика». В прошлом году Петр Иванович Наумов собрал таким образом шестьдесят тонн молока. По 517 литров от каждой коровы с крестьянского подворья. Это ли  не вклад в Продовольственную программу, которую Петр Иванович сразу принял всем сердцем!
    - Очень ответственный  человек! – говорит про него нынешний председатель исполкома сельсовета В. Андронов. – А главное: принципиальный. Любое его  замечание, любая критика, как говорится, не в бровь, а в глаз. Одно слово – артиллерист. К тому же наводчик.
    С Петром Ивановичем я все же встретилась. В больнице. Больничная пижама ничуть не скрадывает его прямой и гордой осанки, которая угадывается и в скульптурном портрете. «Как вы себя чувствуете?» - хотелось спросить мне, но вместо традиционного  вопроса я неожиданно для себя сказала:»Вас в селе уже заждались, Петр Иванович!».
   -Да-да! – закивал головой он. – Давно пора домой. Дела стоят…
    На снимке: в мастерской художника А.Кислова. Фото Евгения Логвинова.
                Светлана Ким. Газета «Советская Татария». 3 марта 1985 года.

   СВЕДЕНИЯ ИЗ ИНТЕРНЕТА
ПЕРСОНЫ
Кислов Александр Кузьмич
   07.03.1950 -
скульптор
   
Биография. Родился 7 марта 1950 года.
Окончил профессиональную школу-изостудию при Союзе художников России в Республике Татарстан (1973-1978гг).
Член Союза художников Республики Татарстан и России.
1978 год — Заслуженный деятель искусств ТАССР.
Живет и работает в г. Казани.