9. На заслуженном отдыхе

Юрий Домченко
В сентябре вышла на пенсию и с облегчением вздохнула. В 1970 году пошла работать приёмщицей заказов в ателье по пошиву одежды. Работа мне нравилась: живая, разнообразная. Кроме того, можно работать посменно, да и зарплата плюс пенсия – этот доход помогал нашей семье. Уволилась к лету 1972-го года, чтобы поехать на отдых с внуком на дачу в поселке Рощино, километров 60 от Ленинграда. Дачу снимали подряд два года вместе с семьёй сестры Ольги и её сына Игоря. В 1974-ом к нам присоединилась семья дочери Ольги – Маргариты. Все эти годы летняя погода была на удивление сухой и тёплой, иногда даже жаркой. Жили мы дружно, без ссор и обид, скучать было некогда. Осенью 1973 года меня снова взяли на работу в ателье, где я проработала до апреля 1975 года. Летом этого года нашла новую работу: бухгалтера и калькулятора в пионерский лагерь на Карельском перешейке, километрах в восьмидесяти от города по Приозёрскому направлению железной дороги. Лето в том году было холодное, помещение, где размещалась моя бухгалтерия и жилая комната, не отапливалось, работы было очень много, иногда приходилось сидеть до полуночи. Со мной был внук, жить в палате с пионерами он не захотел, так что ему было довольно скучно. В выходные дни приезжали Рая и Юра, привозили разные вкусности, ходили гулять на озеро или в лес. В один из приездов они привезли очаровательного рыжего котёнка по кличке Кузя, которого Рае подарили на работе в Технологическом институте в день её рождения 11 июня. Поскольку оставить такого малыша в квартире было опасно, ребята привезли его к нам на воспитание. Этот котёнок очень нравился детям нашего лагеря, и они постоянно приходили поиграть с ним. Это спасло от скуки и нашего Валеру. Родители детей часто просили отдать им Кузю, но мы с Валерой ни на какие предложения не соглашались. Кстати, этот котёнок вскоре стал довольно крупным рыжим котом и прожил в нашей семье более двадцати лет. После работы в лагере на меня напали простудные заболевания. Прежде всего замучил фурункулёз. Решила поехать к знакомым, Теренниковым, на Кавказ в город Лермонтов, чтобы принимать лечебные ванны в Пятигорске. Практически это только осложнило моё заболевание, поскольку поездки в Пятигорск были сопряжены с автобусной поездкой из Лермонтова и обратно по 15 километров в одну сторону, а погода уже стала прохладной. Домой вернулась в октябре. Врачи предлагали сделать хирургическую операцию, так как подмышками образовалось так называемое «дикое мясо». Однако я перепугалась и отказалась, решила лечиться народным средством – мёдом. Мне снова повезло, мой организм справился с болезнью. Впоследствии я ещё раз ездила к Теренниковым в Лермонтов с Валерой. Ему купили путёвку в пионерский лагерь возле горы Машук. Лагерь отличный, но Валера не был общительным мальчиком, и лагерная жизнь ему не нравилась. Зато у Теренниковых был свой автомобиль, свой садовый участок и желание показать нам местные достопримечательности. Ездили в Пятигорск, Железноводск, Кисловодск. В поездку к подножью Эльбруса брали с собой Валеру. Поднялись в гору до ресторана, где обедали и ели шашлык.

В январе 1976 года устроилась работать кассиром в ателье приёма заказов на парики. С трудом доработала до лета: обострился остеохондроз, сильно болели ноги, еле ходила. Лечилась в платной поликлинике. Летом вместе с бывшей сослуживицей Марией Ивановной Гвоздевой поехали лечиться и отдыхать в Гагры. Принимала водородные ванны, купалась в Чёрном море. От нестерпимых болей избавилась.

Когда работала в ателье, ко мне на работу часто стал заходить наш старый знакомый Бронислав Иосифович. Ещё до войны они вместе с моим мужем работали в одной строительной организации. Мы довольно часто встречались семьями. В 1957 году именно он предложил мне работу заместителем главного бухгалтера Дворца пионеров. После кончины жены он жил один в коммунальной квартире в центре города. В 1976 году он предложил мне выйти за него замуж и переехать к нему. Я долго раздумывала, но в конце концов согласилась, поскольку у нас в доме не чувствовала взаимного согласия и понимания.

Переехала к нему в начале 1977-го. Комната была большая (38 кв. м), но требовала серьёзного ремонта. Поэтому я решила, что эту комнату надо поменять на другую, меньшую по площади, но не требующую ремонта. Бронислав на всё соглашался, но тянул время, так как ожидал, что ему дадут новую квартиру, обещанную Ленгорисполкомом, где он работал до выхода на пенсию. В 1978 году, когда стало ясно, что никакой квартиры он не получит, я сама занялась поиском вариантов обмена. Нашла два подходящих варианта. Первый – двухкомнатная квартира на Тореза, куда мы вселяемся с моей сестрой Тоней, которая отдаёт на обмен свою однокомнатную на той же улице. Бронислав даже смотреть отказался: двенадцатый этаж, от центра далеко. Второй – в центре города, но в коммунальной квартире, площадь 23 кв. метра, второй этаж. Он опять отказался даже смотреть. Я разозлилась и сказала, что ухожу домой, тем более, что внук заканчивает школу, и мне надо побыть дома, поскольку Рая уехала на юг. Этим же летом часто жила у Тони. Бронислав несколько раз нас навещал по выходным дням. Словом, расстались мы друзьями. Видимо, он психологически не мог расстаться с комнатой, где прожил всю свою жизнь с юных лет. После 1978 года работала кассиром в аптеке, затем бухгалтером гаражного кооператива. На этом моя трудовая деятельность закончилась. Тоне очень хотелось, чтобы мы жили вместе, и она предлагала переехать к ней. Однако ничего не получилось. Она сильно болела, и пришлось делать родственный обмен с внуком и переехать жить к дочери в том же доме. У Тони обнаружили инфекционный полиартрит, после интенсивного лекарственного лечения отказали почки. Она умерла в больнице 22 мая 1979 года.



Оглавление                http://www.proza.ru/2017/04/21/86
8. Снова о себе, своей работе и семье  http://www.proza.ru/2017/04/22/492
10. О внуке и правнучке                http://www.proza.ru/2017/04/22/506