Устаревшие догматы веры

Александр Терзи
Веками жизнь в государствах подчинялась влиянию главенствующего в них вероисповедания. Это создало определённые представления о мире, о жизни, о Боге и человеческой душе, включая её посмертную участь. Это обозначило определённые границы реальности у представителей разных религиозных конфессий, а также у отдельных народностей.

Мы не будем говорить: «это хорошо» или «это плохо». Это просто было. И это есть сегодня.

К примеру, считается, что на «том» свете Бог создал два специальных места, куда Он распределяет души людей после смерти их физических тел — это так называемые Рай и Ад. Цель жизни, по мнению христиан, сделать так, чтобы Бог отправил их в Рай. И установилось своеобразное мнение, что «абсолютно злые» люди отправятся в Ад на веки вечные, а «абсолютно добрые» навеки наследуют райские блаженства.

Помнится, однажды в детстве я, человек по натуре глубоко верующий (и верующий поныне), читал один из тех православных журналов, спонсируемых Церковью. Названия я не помню, да оно и не важно. Я увидел там короткую статью или рассказ, в котором говорилось, что после смерти каждый человек будет судим и определён в один из двух противоположных лагерей: в агнцы или в козлища.

И между ними проложена бездонная пропасть. И будут они стоять на плато и глядеть друг на друга, не в силах пересечь бездну и перейти из одного стана в другой. Агнцы были белыми и лучистыми, козлища были чёрными и тусклыми. Не могу сказать, была ли в журнале такая иллюстрация или мне представилась эта картина под впечатлением от прочитанного.

На самом деле, во многих религиях, верованиях, странах и частях света издавна существуют подобные картины посмертия души. Вы найдёте образы Рая и Ада в скандинавской, египетской, шумерской, славянской, греческой мифологиях; в традициях зороастризма, индуизма, даже буддизма; в культуре шаманизма разных народов; в современных религиях — иудаизме, христианстве, исламе.

Я лишь хочу определить, чтО есть Истина в подобных картинах мира. Каждая сторона считает свою картину мира истинной, а все другие — ложными.

Христианин скажет, что только он войдёт в Рай, а все другие обречены на вечный Ад, если только они не станут христианами. И в этом убеждении не играет абсолютно никакой роли: кто ты, что ты за человек, какие имеешь заслуги и добродетели, сколько тебе лет от роду и какое у тебя мировоззрение. Жестоко, согласитесь.

Церковь учит, что всё человечество, жившее до появления Христа и христианства, «автоматически» отправлялось Богом на вечные адские муки. Почему? Ведь подобные представления, согласитесь, квалифицируются как бесчеловечные, отличающиеся особой, бессмысленной, жестокостью.

Но разве Бог таков? Разве мог Он так жестоко обходиться с человеческими душами, так равнодушно? В церкви вам не ответят на такие вопросы. Батюшка, знающий наизусть каждое библейское изречение, он вам не сможет ответить.

Потому что и в Библии нет таких ответов... Вернее, они есть — в частности, ответы даны самим Иисусом в Новом Завете, но там всё так запутали, исказили многие его слова и их смысл, сделав непонятными, сотни лет переписывая Библию, что вынести оттуда можно очень немногое.

Где есть ответы? Все ответы находятся разумом. На самом деле, всё можно объяснить предельно ясно и логично, не нагнетая ложного мистицизма и «богобоязненности». Правда, Церковь умело обезопасила себя от проявлений человеческого разума, объявив, что всякое подобное вольнодумство есть ересь, а «словесное мудрствование» есть ложь Искусителя.

Церковь запретила своим прихожанам включать голову, сказав, что для стремящегося в Рай разум не нужен, скорее, он даже вреден. Очень удобно. Ну а мы просто не будем играть по её правилам и найдём, наконец, чтО есть Истина.

Что кроется за образами Рая и Ада? Образы агнцев и козлищ, праведников и грешников. А за ними мы увидим человеческое представление об «абсолютно праведных» и «абсолютно злых» людях. Именно в этом представлении кроется причина всех мифологий о загробном мире.

«Абсолютно» — это значит, что я, например, могу считать главу какого-нибудь государства абсолютным негодяем, плюющим на всё человеческое и потому достойным всяческого осуждения, проклинания, смерти и, наконец, адских мук.

В то же время, себя я буду считать абсолютным праведником, я буду чувствовать за собой правоту, что так и надо, что этот человек «противен Богу», а вот я… Достоен всяческих похвал, «угоден Богу», что я гарантированно попаду в Рай, и вообще хороший человек. Особенно в сравнении с «тем злодеем».

И так с любым человеком любого пола, цвета кожи, разреза глаз, любого возраста и социального статуса. Знакомо, правда? Мы можем не думать активно именно таким образом, это скорее подсознательное ощущение, возникающее, когда мы направляем внимание на другого человека и начинаем оценивать, сравнивать, осуждать его, её или их.

Самое время вспомнить об Истине: где она тут, если, условно говоря, каждый представитель рода человеческого делит всех на «абсолютно праведных и правых» (и себя в первую очередь) и на «абсолютно злых и неправых» (куда он записывает тех, к кому испытывает антипатию и просто даже чувство непонимания, неприятия)?

И здесь мы возвращаемся к концепции объективных и субъективных истин, которые образуют собой границы воспринимаемой реальности.

Очевидно, что все вышеприведённые примеры человеческого мышления не являются объективной вселенской Истиной. Если бы Бог ориентировался на субъективные истины каждого отдельного человека и каждой отдельной организации… Представьте, какая приключилась бы неразбериха. :)

Когда оба человека думают, что «другой такой-сякой, рябой, сивой, а я благородный Д'Артаньян» — Богу не остаётся ничего иного, кроме как поместить их обоих… Куда? Правильно, на Землю. В среду, которая может одновременно вмещать в себя внутренние Ад и Рай, которые человек несёт в своей душе и распространяет на окружающее и окружающих.

Объективная Истина состоит в том, что нет в мире ни одного «абсолютно доброго» и «абсолютно злого» человека. Всё относительно и подвержено изменчивости. И всё имеет право на жизнь, пока служит человеку в деле роста его самоосознания. И мы пришли сюда, в этот мир, именно за тем, чтобы осознать эту простую объективную Истину и выстроить свою жизнь в соответствии с нею.