Малахитовая шкатулка

Татьяна Федяева
Действующие лица:
1.Хозяйка Медной горы
2.Степан
3.Настасья
4.Танюшка
5.Странница
6.Турчанинов
7.Царица
Мужики, бабы, парни, девушки-ящерки, лакеи, важные господа (сенаторы, губернаторы) и дамы.

Сцена 1.

Горы. Рудник. Лес. На опушке леса, под рябиной, на зеленой густой траве спит парень в простой рубахе, портках, лаптях. Шапку под голову подложил.
Из-за груды камней выходит девушка в изумрудном блестящем платье. Черная коса к спине прилипла, на конце косы ленты не то зеленые, не то красные, прозрачные. Девушка смеется и как будто что-то ищет у себя под ногами. Садится на небольшой камень, но, как ртуть, то изогнется, то наклонится, то откинется.

 Хозяйка Медной горы: Степан Петрович, а Степан Петрович! Да проснись уже!

Парень проснулся, испугался, а виду не показывает.

 Хозяйка Медной горы: Признал ли меня, Степан Петрович? (смеется) Вижу, что признал. Ну, подойди-ка поближе. Поговорим маленько.
Степан: Да как не признать-от. Сама Хозяйка-Малахитница пожаловала (кланяется). Только некогда мне разговоры разговаривать!
Хозяйка Медной горы: Будет тебе наигрыш вести! На девичью красу даром глаза пялить! За погляд-то ведь деньги берут! (смеется)
Степан: Да куда там! Я, вишь, от стариков слыхал, что любишь ты над человеком мудровать.
Хозяйка Медной горы (строже): Иди, говорю, дело есть. Да, смотри, не расступи мое войско. Раздавишь ящерку – беда будет! Ты вон какой большой да тяжелый, а они у меня маленьки (смеется).

Степан подошел к Хозяйке Медной горы, а вокруг них образовалось кольцо из разноцветных ящерок.

Хозяйка Медной горы: Ты не пужайся, худого тебе не сделаю.
Степан: Кого мне бояться, коли я в горе роблю!
Хозяйка Медной горы: Да много ли наробил? Вот пойдем-ка со мной, что покажу!

Уходят за камни. Танец ящерок. Потом возвращаются.

Хозяйка Медной горы: Ну как, Степан Петрович, тебе мои богатства? Хорошо приданое?
Степан: Приданое у тебя царям впору! А я человек простой, обыкновенный.
Хозяйка Медной горы: Ты, друг любезный, не вихляйся, прямо говори – возьмешь меня замуж али нет?
Степан: Тьфу ты, погань какая! Чтоб я на ящерке женился! Да и как же, Настасья ведь у меня есть!
Хозяйка Медной горы: Молодец, Степанушко, не обзарился на мои богатства, не променял свою Настеньку на каменну девку. Вот, возьми для нее подарочек (передает Степану малахитовую шкатулку). Прощай, Степан Петрович, смотри не вспоминай обо мне.

Сцена 2.

Осень. Дом Степана. Посредине большой стол. Настасья, мужики, бабы сидят за столом, едят, пьют, поминают Степана.

Говорят все разом:
- Ох, Степанушка, на кого же Настасью свою покинул.
- На кого робят оставил.
- Господи, помилуй!
- Царствие небесное рабу божьему Степану.
- Ну, выпьем!
- Упокой, Господи, душу раба божьего Степана.
Настасья (сидит, пригорюнившись, вздыхает; говорит с сердцем): Сгубила, забрала-таки себе моего Степана Малахитница-то!
Все (удивленно, с ужасом):
- Как так – Малахитница?
- О чем ты, Настасья?
- Что такое?
Настасья: Да вот так! Раз пришел Степан с рудника-от, сам не свой, в глазах зелено и такая грусть-тоска. Подает мне сверток и говорит: Вот, Настасьюшка, тебе подарочек!
Все:
- Что за подарочек?
- Какой такой?
- Подарок...
- Что там?
Настасья: А там шкатулка малахитовая да со всяким, слышь-ко, женским прибором. Серьги, кольца и протча, что не у всякой барыни имеется! Да не впрок мне экое-то богатство, не к душе пришлось. Надену кольцо – ровно как раз впору, не жмет, не скатывается, а палец как закованный; серьги уши так оттянут, что мочки распухнут, а буски раз только и примерила, как лед кругом шеи-то, и не согреваются нисколько.
Баба: Не иначе Малахитница одарила!..
Настасья: Да вот с той поры чахнуть стал Степанушка, на глазах таять. Как теперь робятишек подымать…
Мужик: Что ты, Настасья, вон у тебя робята какие смышленые!
Баба: А дочка твоя, Танюшка, - краса-девка! Далеко ее видно!
Настасья: Красота-то, красота, да не наша. Ровно кто подменил мне девчонку. В кого только зародилась! На наших будто и вовсе не походит.

Все расходятся, прощаются, а один мужик приотстал.

Мужик: Ты, Настасья, шкатулочку не мотни за пустяк-то, больших тысяч она стоит. Будешь продавать – не продешеви. А пока убери от греха подальше (уходит).
Танюшка (взволнованно): Мамонька, мамонька! Не продавай шкатулку, тятино подаренье!  Тепло от него, будто на пригревинке сидишь, да еще кто тебя мягким гладит.

Танюшка достала шкатулку и стала рассматривать украшения. Мать хлопочет по хозяйству, убирает со стола и говорит:
- Не изломай чего!

Сцена 3.

Дом Настасьи.  Танюшка у окна вышивает, мать хлопочет по хозяйству. Под окном разгуливают парни, пытаются привлечь внимание Танюшки. Стук в дверь. Входит странница (по возрасту как Настасья, одета во все черное, за спиной котомка, в руках палка)

Странница: Нельзя ли, хозяюшка, у тебя денек-другой отдохнуть? Ноженьки не несут, а идти не близко.
Настасья: Места не жалко. Не пролежишь, поди, и с собой не унесешь. Только вот кусок-то у нас сиротский. Утром - лучок с кваском, вечером - квасок с лучком, вся и перемена. Отощать не боишься, так милости просим, живи сколь надо.

Странница прошла, котомку развязала, расположилась как дома.

Настасья (в сторону): Ишь ты! Приветить ее не успела, а она на-ко -  уж и котомку развязала.

Женщина пальцем манит к себе Танюшку.

Странница: Иди-ко, дитятко, погляди на мое рукоделье. Коли поглянется, и тебя выучу... Видать, цепкий глазок-то на это будет!

Танюшка подошла, ахнула, а женщина посмеивается.

Странница: Поглянулось, знать, доченька, мое рукодельице? Хочешь - выучу?
Танюшка: Хочу!
 Настасья: И думать забудь! Соли купить не на что, а ты придумала шелками шить! Припасы-то, поди-ка, денег стоят.
Странница: Про то не беспокойся, хозяюшка. Будет понятие у доченьки - будут и припасы. За твою хлеб-соль оставлю ей - надолго хватит. А дальше сама увидишь. За наше-то мастерство денежки платят. Не даром работу отдаем. Кусок имеем.
Настасья: Коли припасов уделишь, так чего не поучиться. Пущай поучится, сколь понятия хватит. Спасибо тебе скажу.

Танюшка и Странница сидят вместе и занимаются рукоделием. Настасья неодобрительно посматривает на них, хлопочет по дому, потом выходит на улицу. Уходит.

Танюшка: Есть у нас дорогая тятина памятка – шкатулка малахитова. Вот где каменья! Век бы на них глядела.
Странница: Мне покажешь, доченька?
Танюшка: Покажу!

Танюшка приносит шкатулку, садится к окну, перебирает и примеряет украшения. В это время на улице у окна собираются парни. Пляска парней. Парни постепенно расходятся, переговариваясь друг с другом:

Парень 1: Разве это девка? Статуй каменный зеленоглазый!
Парень 2: Красавица! Любо-дорого посмотреть!
Парень 3: Такую ли найдем!

 Приходит Настасья. У забора встречается с соседкой.

Соседка: Что это у тебя Татьяна шибко высоко себя повела? Подружек у ней нет, на парней глядеть не хочет. Царевича-королевича ждет?
Настасья (вздыхает): Ой, милая, и сама не ведаю. И так-то у меня девка мудреная была, а колдунья эта проходящая вконец ее изведет. Нашла себе новую родню. К матери не подойдет, а к бродяжке прилипла!

Соседка уходит. К Настасье подходит Турчанинов.

Турчанинов: Слыхал я от народа, Настасья, что шкатулка малахитовая с камнями самоцветными у тебя имеется.
Настасья: Как не быть, люди правду говорят.
Турчанинов: А ну, покажь!
Настасья: Танюша, принеси-ко шкатулку, тятину памятку!

Выходит Танюшка в украшениях, которые не успела снять, и со шкатулкой.

Турчанинов (сначала молчал, пораженный красотой): Выходи за меня замуж. Согласна?
Танюшка (усмехнувшись): Не под стать бы ровно барину такое говорить.

Сняла украшения, отдала их со шкатулкой барину и собралась уходить.

Турчанинов (Настасье): Отдай за меня дочь.
Настасья: Я с нее воли не снимаю, как она хочет, а по-моему – будто не подходит.
Танюшка: Вот что… Слышала я, будто в царском дворце есть палата, малахитом тятиной добычи обделанная. Вот если ты в этой палате царицу мне покажешь – тогда выйду за тебя замуж.
Турчанинов (важно): Уговор дороже денег. Поедем в Сам-Петербурх! Лошадей тебе предоставлю.
Танюшка: По нашему-то обряду к венцу на жениховых лошадях невеста не ездит, а мы ведь еще никто. Потом уж об этом говорить будем, как ты свое обещанье выполнишь.
Турчанинов: Приготовиться надо. Наряд какой сшить, чтобы во дворец можно, камни из малахитовой шкатулки надеть.
Танюшка: О наряде не твоя печаль, а камни возьму. Да, смотри, не вздумай за мной лошадей посылать. На своих буду. Жди только меня у крылечка, во дворце-то.

Сцена 4.

Царский дворец. К крыльцу на лошадях все подъезжают в шелках да бархатах. Турчанинов невесту свою поджидает. Танюшка в наряде Хозяйки Медной горы подвязалась платочком по-заводски, шубейку накинула. Подходит к крыльцу. Лакеи не пускают.

Лакей 1: Куда!? Куда?
Лакей 2: Не дозволено! Заводским нельзя!

Турчанинов спрятался. Танюшка снимает платок и шубейку.

Лакей 1: Платье-то! У царицы такого нет!
Лакей 2: Чья такая? Каких земель царица?
Турчанинов: Моя невеста!
Танюшка (строго на него глядя): Это еще вперед поглядим! Пошто ты меня обманул – у крылечка не дождался?
Турчанинов: Оплошка вышла. Извини, пожалуйста.

Турчанинов приводит Танюшку во дворец. Она оглядывается.

Танюшка (грозно): Это еще что за обман? Сказано тебе, что в той палате, которая малахитом тятиной работы обделана!

Танюшка идет в Малахитовую палату, а сенаторы, генералы и все  за ней.
Говорят все разом, вполголоса:
- Что такое? Куда идти?
- Видно, туда велено.

Народу набралось полным-полно, и все глаз с Танюшки не сводят, а она стала к самой малахитовой стенке и ждет.

Турчанинов: Не в этом помещении царица дожидаться велела.

Танюшка не обращает ни на кого внимания.

Царица вышла в первую комнату, где никого нет.

Царицыны наушницы: Турчаниновска невеста всех в Малахитову палату увела.
Царица (топнув ногой): Что за самовольство!

Царица идет в Малахитовую палату. Все ей кланяются, а Танюшка стоит, не шевелясь.

Царица (кричит): Ну-ка, показывайте мне эту самовольницу – турчаниновску невесту!
Танюшка Турчанинову (грозно): Это еще что придумал! Я велела мне царицу показать, а ты подстроил меня ей показывать. Опять обман! Видеть тебя больше не хочу!
 
С этими словами прислонилась к стенке малахитовой и стала таять.
Турчанинов кинулся к Танюшке.

Танюшка (в образе Хозяйки медной горы): Тебе ли меня взять! Разве ты мне пара? (хохочет и исчезает)

Немая сцена. Все застыли, в ужасе молчат, пораженные.