Уфимское весеннее ралли - 84

Игорь Прицко
Каждую весну, во время половодья,  в Уфе проводится водное ралли, которое открывает водный туристский сезон в республике.
Условия простые: сделать всех в своём классе судов и придти к финишу первым. Расстояние так себе - 18 километров. Старт давался на правом берегу Белой, напротив Монумента Дружбы, а финиш был ниже по течению, в районе Нефтяного института, на этом же берегу. Сейчас на этом месте располагается Центр Биатлона.

Но так как Уфа стоит у слияния двух больших рек: Уфимки, ( Караидели), и Белой, (Агидели), то я придумал своё собственное ралли, которое назвал "Вокруг Уфы". Я выносил байдарку на берег вздувшейся от талых снегов Уфимки, а уносил уже с берега Белой. Моё ралли занимало меня значительно больше, чем этот многолюдный сплав по Белой, да и расстояние 44 километра представлялось мне более достойным, нежели какие-то несчастные 18.

Несколько раз моё ралли совпадало с официальным уфимским ралли, и был, например, такой казус: догоняет меня на подходе к финишу какой-то парень, тоже на одиночном каяке, и спрашивает, не знаю ли я, где финиш. Я честно сказал, что не знаю. т.к. в ралли не участвую, и парень налёг на весло, и устремился куда-то дальше по течению, лавируя между стоящими в воде деревьями.  Белая разлилась, (подъём воды был что-то около восьми метров); я просто свернул туда, откуда мне было ближе к остановке, прошёл по затопленной пойме, и случайно наткнулся на финиш, который был на асфальтовой дороге, которая там уходила в воду. Подплывая в гордом одиночестве к финишу, я только сказал на вопрос с берега, что в ралли не участвую, а тот парень вернулся примерно через час, когда на берегу было уже полно туристов, закончивших гонку, хотя если бы он не порол горячку, он мог бы придти первым.
Но "Вокруг Уфы" - это тема отдельного рассказа, сейчас не об этом.

Не любитель я этих соревнований, но один раз принять участие в гонке мне пришлось, и это запомнилось, во-первых, как единичный опыт таких соревнований, а во-вторых - погодные условия были тогда такие уникальные, что век не забудешь это ралли 22 апреля 1984 года.

Ни до, ни после этого сплава мне не доводилось попадать в такой шторм, и таких волн я тоже нигде больше не видел (так и хочется сказать: "к счастью"). На пути нашем было три моста, и самые страшные волны пытались нас запугать на подходе к третьему, затонскому мосту.
Одно хорошо - я был не на своей утлой скорлупке, а на большом плоту, и нас было четверо. Мы собирались на двух плотах сплавиться в мае по Сакмаре, и в этом ралли имели возможность просто познакомиться друг с другом. С двумя ребятами из этой компании мне впоследствии так и не удалось больше встретиться.

Волны были такой высоты, что проваливаясь в ложбину меду ними, мы не видели горизонта вообще, только стены воды были со всех сторон. Но половодье хорошо тем, что это не просто стоячие волны. Нет! Эти свинцового цвета громады непрерывно двигались и несли нас вперёд!
Течение было обеспечено высоким подъёмом воды - чем вода выше, тем и течение сильнее.

Из ложбины между волнами, мы сразу взлетали на гребень очередной волны. Плот (это был ПСН - 10. Плот спасательный надувной на 10 человек) переваливался через гребень волны, и, устремляясь по склону волны вниз, мы успевали сделать 1 -2 гребка. Потом всё повторялось.

Ветер был - хуже не придумаешь - северный, встречный. Рукам поначалу было хорошо в рукавицах, но пожертвовал их единственной на борту девушке, и мокрые от брызг руки на ветру начали дубеть - вода была ледяная!  Команда попалась на редкость слаженная, и упорная. Капитан наш - Олег, отлично читал реку, безошибочно угадывал где течение быстрее и отдавал чёткие команды: куда грести, когда "навалиться". Мы обходили один плот за другим.

Да, мы ни за какой клуб не выступали. Такие экипажи как наш называли "личники", и победить мы могли только в личном зачёте.
Мы с Мариной (хотя точно не скажу её имени, больше мы не встречались, на Сакмару она не поехала) сидели впереди. Она по левому борту, я по правому, а захлёстывало сильней корму: когда плот проваливался в яму между волнами, корма, на которой сидел Олег с Шуриком (его я тоже впоследствии не встречал) , погружалась в воду. Ребята сидели по щиколотку в воде, а обувь для сплава они выбрали такую, будто решили выйти на прогулку в парк. Глянув им под ноги, я предложил пристать к берегу, развести костёр и погреться.
 - Хрен с ним, с эти призом - здоровье дороже.
Это было тем более желательно, что в довершение всех бед повалил снег, а руки уже чуть ли не примёрзли к веслу. Наконец, когда ни впереди, ни позади уже не видно было ни одного плота, километра за 4 до финиша, мы заметили затухающий костёр на берегу, оставленный, видимо, отдыхающими.

Пока стояли и грелись, протягивая к обжигающему пламени озябшие руки, Олег, выливая воду из кроссовок, всё поглядывал на реку, но бесполезно - за 15 минут мимо нас не прошёл ни один плот. Как потом выяснилось, многие просто сошли с дистанции, в том числе и вторая часть нашей команды, идущая на другом плоту.
Но зато те, кто дошёл, особенно байдарочники, на финише ходили выпятив грудь вперёд; их штормовки были мокрые насквозь. Километра за два до финиша мы впервые за всю гонку потеряли течение, заплюхались на одном месте, и нас-таки один плот сделал, но это были туристы какого-то тур-клуба, а следующий плот "личников" причалил через 20 минут после нас. Среди "личников" мы были первыми! Кстати, до сих пор не знаю, что представлял из себя приз за который мы боролись. Это меня мало интересовало. Вскоре после этого ралли мы уехали покорять Сакмару.

В таких драматических условиях проходила эта разминка перед Сакмарой - одной из красивейших рек юго-востока Башкирии.

Одно замечание напоследок: открыв в этом - 2017-м году сайт, на котором опубликовано приглашение на очередное ралли всех желающих, я с удивлением прочёл: "ралли переносится на 15 мая из-за паводка"(!)
Странная формулировка, однако! Кажется, именно этого паводка туристы весь год только и ждали...
Так как в походы обычно отправляются на майские праздники, видимо, сезон все будут открывать на разных реках.

Апрель 1987 
Доп.: апрель 2017