Идеальное устройство христианского храма

Саша Лезовски
Так, как я вижу его в соответствии с самой идеей раннего христианства (более позднее – искаженное, далекое от чистоты первоначального). Кстати, независимо от конфессии. Идея мне пришла в голову нынешней осенью на острове Крит, где много милых часовенок, и сформировалась окончательно при посещении одного храма в скале (есть там и такой).
Во-первых, христианские храмы должны быть оформлены очень просто: никакой роскоши. Она отвлекает от мыслей о духовном, впечатляет, но уводит в сторону. Деньги священнослужителям следует тратить не на богатое убранство и собственное одеяние. Христа бы это просто возмутило, поверьте. Помещение храма должно быть светлым: много больших окон без витражей. Витражи очень красивы, но пестрота и цвет отвлекают: место пребывания бога должно светиться ровным дневным сиянием, именно это передает суть христианства в виде наглядного образа. Полумрак ни к чему: храм – это свет. В темное время суток хороши свечи, но и электричество тоже необходимо, особенно если помещение не маленькое. Стены сложены из светлого камня, необработанного: это похоже на раннехристианские храмы, в том числе тайные. Отсылка к прошлому в декоре храма необходима.
Икон, картин и скульптур должно быть совсем немного: лучше одна-три у алтаря и с боков на стенах. В зависимости от того, чему посвящен храм, выбираются сюжеты этих композиций. Зато хороши вещи, сделанные из недорогих и простых натуральных материалов, как, например, терновый венец из настоящих терний (в Греции такие часто вешают у входа в храм или у алтаря). На праздники можно украсить предметы культа живыми цветами и шелковыми лентами. Цветы засохнут, но они и засушенные прекрасны, можно долго их не убирать. Искусственные цветы недопустимы.
Вообще в идеальном храме все просто: крест – так некрашеный деревянный, без узоров и резьбы, сосуды для богослужений тоже простых форм без позолоты и декора, прочая утварь – аналогично. Покровы для святых даров, скатерти, салфетки – белые, без украшений. Ну, и по аналогии все остальное, включая одеяние священников. А вот свечей должно быть много: на незамысловатых подсвечниках, их можно зажигать святым и т.п., но без изображений этих святых. Достаточно обратиться к ним с молитвой, и там (на небесах) поймут, кому поставлена свеча.
Слишком больших помещений для храмов стоит по возможности избегать: лучше поставить недалеко друг от друга несколько скромных по размерам храмов, если в данном месте живет много людей. Большое пространство может угнетать своей величиной, это ни к чему. Вера – дело камерное, интимное, в церкви должно быть уютно и легко. Величие души - не в величине стен храма. А вокруг него нужно разбить сад, хотя бы маленький, по аналогии с Эдемским садом. Для часовни это необязательно, но что-то такое красивое рядом с ней высадить очень даже можно. Живые деревья и цветы гораздо лучше передадут красоту мира, созданного Господом, чем горы золота на алтарях. Да и ухаживать за этим садом – достойное занятие для христиан, к этому делу можно подключить общину. В общих чертах это все.