О книге Ольги Ведёхиной

Элла Крылова
                ХЛЕБ И ПОСОХ


                Ольга Ведёхина. «Ледяные облака». Москва, 2014

       «Люблю, когда в стихах живые, яркие метафоры, когда эмоция звенит и не гневлива, когда тихая нежность или слёзы из самой сердцевины души...» - написала мне Ольга Ведёхина в личном письме. Её слова в полной мере относятся к её собственным стихам. Это не значит, что Ольга любит только свои стихи, хотя любить свои стихи – нормально для поэта, так любят своих детей. Так же нормально для нас искать соприродное, созвучное нашей душе. И стихи Ольги моей душе соприродны и созвучны. Временами они вызывают у меня просто восторг.

       В своё время я написала рецензию на первую книгу Ольги «Попробуй слово на вкус». Но вот вышла её вторая книга. Издана она весьма изысканно, с большим вкусом: в твёрдом матерчатом переплёте серого цвета с серебряным тиснением, что вполне соответствует названию – «Ледяные облака». Кому-то название может показаться странным, но Ольга живёт в Санкт-Петербурге, где я прожила двенадцать лет и знаю, что в этом городе даже в жару облака кажутся ледяными. Тем не менее, сколько у Ольги в этих облаках лебедей с горячей кровью в жилах!

       Ольга Ведёхина – полноправная правопреемница Елены Шварц с её невероятной динамичностью стиха. Даже пейзажная лирика у Ольги весьма динамична. (Пейзажной лирикой увлекаются, даже, я бы сказала, злоупотребляют многие пишущие дамы, только она у них получается вышивкой на тряпочке…) Как и Шварц, Ведёхина почти не придерживается твёрдой формы регулярного стиха, но там, где у Шварц острые, режущие, иногда даже уродливые диссонансы, у Ольги - гармонизация и красота. А вот и пример из самого начала книги – стихотворение «Утро»:

                Солнце по лужам босыми пятками
                Шлёпает, улыбается.
                «Стопы не мёрзнут, чудо косматое?..»
                Огненно-белой палицей
                Брызги из глаз выбивает, хитрое,
                Глазки по-лисьи щурятся.
                Нёбо лазурное неба намытого
                В утреннем
                смехе
                улицы.

       Только вот утренний смех улицы – смелая фантазия поэта: утром русские люди угрюмы, в прочем, русские люди на улице почти всегда угрюмы…
       В стихотворении «Молчание» выражено кредо пути, столь далёкое от суеты, дрязг и гвалта «мира сего»:

                …хлеб и посох –
                вот всё, что нужно в сказке странствий.
                И птицу неба светлым просом
                молчания кормлю – мой способ
                с ним побрататься.

Великий духовный учитель Омраам Микаэль Айванхов, уроженец Болгарии, получивший посвящение в Индии и доживший жизнь во Франции, писал: «Идите путём тишины, ибо тишина – духовна». Тишина, молчание безмолвие… И что дальше? А дальше, может быть, музыка небесных сфер? Может быть, голос Бога?
       Аристотель сказал: «Сомнение – начало мудрости». «Сомневаться – естественно для мыслящего человека», - сказал один умный православный батюшка. Но если бы только сомнения! Нас преследует страх смерти, страх неизвестности и неизбежности. Сомнения и страх известны и Ольге, иначе она бы об этом не писала. Но Ольга высекает как на скрижалях:

                Против страха – вера (хоть трясись, как пудинг),
                против смерти – жизнь без границ, без края…

       И в то же время – признание, которое близко каждому настоящему художнику: «Весь этот свет тяжёл – не по плечу мне сшит». А чтобы доказать, что Ольга не просто художник, а настоящий мастер, приведу одно стихотворение целиком. И повод-то, повод – бальные туфельки! Вспоминается Пастернак: «Ты спросишь, кто велит? / Всесильный Бог деталей, \ всесильный Бог любви / Ягайлов и Ядвиг». Вспоминается также пушкинский пассаж о дамских ножках, но с такой стороны, как Ольга, к написанию портрета Натальи Николаевны уж точно никто не подходил:

                Н.Н. Гончаровой

                Пара туфелек узких на лентах:
                Кукольные? Или к балету
                Заготовкой пуантов из лепестковой ткани,
                Для кокетства с паркетом в мазурке и падеспани,
                Облачение крошечных стоп сильфмды,
                Котильонные лодочки для Киприды
                Петербургских балов – миг услады сноба,
                Горсть пыльцы, эфир, а не обувь.
                Дунешь – взовьются палевой бабочкой.
                Разве а таких уместятся пальчики,
                Пяточки – что-нибудь плотски плотное?
                Разве что отзвуки волн – кстати, вот они:
                волосы Мойки под гребнем моста изогнутым
                вьются к гранитным плечам берегов под окнами.
                Было ль шуршание платья и лёгкое эхо голоса,
                Рука под браслетным кораллом розовым,
                Взгляда неясный вектор, лиана талии,
                Чистая строгость ликов мадонн Италии,
                Мрамор ключиц в прожилках тончайших вен –
                Всё, что сводило с ума, уводило в плен,
                То, что отплакав и отстрадав, превратилось в тлен,
                Вздох лишь оставив свой, лотос над дельтой Леты –
                Туфелек узких пару на узких лентах.

       Стихи Ольги Ведёхиной густо (иногда думается, что избыточно густо) метафоричны, но в метафоре всегда есть мысль, и от стихов идёт поток свежего воздуха, как он полотен Саврасова, Репина, Поленова. Впрочем, стихам Ольги ближе не живопись, а скорее кинематограф, причём по ритмике - классика итальянского кино.

       Однако, Ольга не замыкается в башне из слоновой кости, чтобы созерцать только приятное глазу. В книге есть стихотворение, полное эсхатологических настроений. Оно называется «Предзакатное» и повествует о том, что Земля прекрасно жила без человека, а человек всё испортил: «Этот мир безнадежно испорчен». Муравьиная возня «венца творенья» «в желчь превращает воды», человек во имя комфортабельного быта гонится за чугуном, сталью и целлюлозой, избирает своим искусством «песни шин и небоскрёбов инсталляции». Нефть кругами расплывается по океану, губя всё живое. Но Земля не будет это терпеть, она освободится от двуногих вредителей.

                И око неба в ресницах секвой
                будет льдисто, прозрачно, спокойно,
                если в землянке под слоем хвойным
                не нянчит младенца уставший Ной.

       Что ж, эзотерики утверждают, что перед нынешней – пятой -  расой были и лемурийцы, и атланты, и всё кончалось одним – ядерным Апокалипсисом. Отец Иоанн (Береславский), духовный глава Православной Церкви Божией Матери Державная, вообще называет нашу цивилизацию 84-ой. Мороз по коже от таких изысканий…

                * * *

       «Ледяные облака» - уникальное издание: тираж всего пятнадцать экземпляров. Понятно, что сделано для узкого круга друзей. И я рада, что попала в этот круг. На сайте Стихи.ру у Ольги Ведёхиной десятки тысяч читателей. Кажется, Интернет затмевает бумажные издания. Но я уверена, что книга всё равно сохранится, потому что она  - не столько материальная, сколько метафизическая вещь.

                20 апреля 2017