Черный ворон - черная птица счастья...

Нейта
Вы когда-нибудь пробовали дружить с дикими черными вОронами? Не путать с ворОнами - ворон обыкновенный (Corvus corax) – это не "муж вороны", а самостоятельный вид птиц, значительно крупнее вороны (вес до полутора килограммов, размах крыльев до полутора метров), также отличается от серой вороны чисто-черной окраской, значительно более массивным клювом, удлиненными ланцетовидными перьями на нижней части шеи, выраженно клиновидным хвостом, что особенно хорошо заметно в полете. Кроме того, в отличие от вороны, ворон – редкая и нелюдимая птица, старается не попадаться на глаза человеку. В последнее время вОроны нередко селятся в городах, но если ворону мы видим в городе постоянно, то заметить ворона сможет далеко не каждый – настолько это скрытная птица. Многие люди живут бок-о-бок с вОронами  много лет, и не подозревают об этом, считая, что эти птицы не водятся в их регионе. Тем ценее и удивительнее доверие этих прекрасных птиц к человеку, о чем мне и хотелось бы рассказать…

А доводилось ли вам когда-нибудь наблюдать полет вОрона? Вороны – истинные виртуозы воздушной стихии. Они способны делать фигуры высшего пилотажа – «бочку» и «полубочку», способны летать вверх ногами, легко и непринужденно уходить от преследования хищных птиц, подолгу парить на восходящих потоках воздуха. Обладая более длинными и узкими, сравнительно с другими видами врановых птиц, крыльями, они по стилю полета больше напоминают хищных птиц. Вороны часто играют в воздухе просто так – от радости жизни и избытка энергии. Но чаще всего такие воздушные игры и красивые пируэты можно наблюдать в феврале – во время брачных игр воронов. Если бы шведская писательница Сельма Лагерлеф была ближе знакома в этими удивительными птицами, она никогда бы не описала полет воронов на играх на горе Кулаберг как скучное и утомительное зрелище. Более того - вОроны были бы там если не чемпионами, то призерами вне всяких сомнений!

Ворон – моногамная птица, с момента взросления и образования пары и до конца своей жизни преданная своему партнеру. Пара не разлучается ни летом, ни зимой. Заметив одного ворона – ищите второго, он всегда находится где-то поблизости. Летом прошлого года я заметила, что такая пара часто отдыхает на крыше нашего дома, используя его как наблюдательный пункт. Тогда у меня и в мыслях не было подружиться с ними, зная осторожность этих птиц, я и представить себе не могла, что такое в принципе возможно. Мне просто было интересно наблюдать за ними и при всяком удобном случае фотографировать их. А удобные случаи предоставлялись довольно часто – ведь избрав наш дом одним из излюбленных своих мест, они регулярно прилетали и улетали, иногда исполняя прекрасные воздушные пируэты прямо напротив моего окна…

Я недооценила одного – ума этих птиц. Я думала, что это я наблюдаю за ними, а оказалось, совсем наоборот. Вороны, конечно же, заметили мой пристальный к ним интерес. И стали проявлять не менее пристальный интерес ко мне. «Кто не признает за животными ума, пусть подольше наблюдает ворона»- писал А. Брэм. Они подлетали поближе, делали круги над моим балконом, поворачивали голову и так и эдак, рассматривая и меня, и странную щелкающую штуку в моих руках. Дальше – больше. У меня есть собака – чудесная и удивительная Эсенька, совершенно разумная и интеллигентная аборигенная афганская борзая, которая, впрочем, засуживает отдельного и большого повестования. И вот, гуляя с Эсенькой, я стала замечать слежку. Сначала над нами просто пролетали, потом стали подлетать поближе, делая круги, и что-то там между собой обсуждая. Я, разумеется, пользовалась этими моментами, чтобы сфотографировать птиц, втайне мечтая подружиться с ними, предложить им какую-нибудь еду. Но понимала невозможность такого развития событий, и довольствовалась редкими удачными фотографиями.

Кто знает, умеют ли вороны читать наши мысли? Или они просто «считывают» намерения человека по каким-то мельчайшим оттенкам мимики и жестов? Одно могу сказать – в том, что произошло дальше, нет никакой моей заслуги, все произошло исключительно по их инициативе. Однажды, в начале зимы, гуляя с Эсенькой, я увидела мою знакомую пару на крыше нашего дома. И вдруг, один из них сорвался и полетел в нашу сторону. Сделал круг над нами, и… не улетел, как обачно, а сел на дерево  впереди нас. Очень низко, как будто ждал – что  стану делать дальше. Я пошла к нему. Была на 99% уверена, что он улетит, но все-таки – а вдруг нет? Он не улетел. Сидел и ждал. Я подошла прямо к этому дереву, попутно его рассматривая – мне еще никогда не доводилось видеть так близко дикого ворона. А он рассматривал меня и крутил головой. В кармане у меня был собачий корм, и я решила – была-не-была, попробую предложить. Показала ему несколько шариков, один прямо у него на глазах скормила собаке, еще один демонстративно съела сама, чтобы окончательно убедить его в том, что это съедобно. Он внимательно наблюдал. Потом я кинула горстку корма на дорожку, прямо под деревом, и отошла подальше, чтобы не смущать его. И что бы вы думали – он слетел!!! Потом откуда-то появился и второй, и тоже стал собирать корм. Цивилизация воронов пошла на контакт!

Дальше все было уже просто. На следующий день я взяла им уже не собачьего корма, а мяса. Выхожу на улицу – смотрю, сидят на крыше. Бросила кусок мяса у них на глазах на дорожку. Они все поняли, и тут же прилетели. Так все и началось. Теперь кормлю их каждый день, а заодно имею возможность наблюдать множество интереснейших проявлений их поведения, их интеллекта. Кормить воронов – это совсем не то же самое, как скажем, кормить голубей. Эти птицы никогда не перестанут вас удивлять.

Первое время они, конечно, опасались меня и не доверяли. Быстро хватали предложенную еду – и улетали куда-то очень далеко, и больше в этот день уже не возвращались. Но с каждым днем они доверяли мне все больше и больше. Все врановые птицы, если дать им еды больше, чем они могут съесть, будут «излишки» еды прятать, делать «нычки». «Мои» вороны сначала улетали деать нычки далеко, так, чтобы я не видела. Потом стали делать это у меня на глазах – уже знали, что не заберу – и тут же возвращались назад, за следующей порцией. И вот тогда-то началось все самое интересное. В их «языке» есть очень интересный звук – такое тихое «трррррр», отдаленно похоже то ли на стук дятла, то ли на звук разматывающейся собачьей рулетки. Уж не знаю, в каких случаях они используют его при общении между собой, но мне они всегда говорили это «слово» в одном-единственном случае – если я их не видела (или они думали, что я их не вижу). Причем, ко всему прочему, они еще и обладают чувством юмора. Думаю что по их мнению мы, существа бескрылые и неповоротливые, вообще выглядим довольно забавно. Ну посудите сами. Прилетают вдвоем. Один садится на веточку дерева прямо передо мной, и естественно, тут же получает еду. А второй улетает куда-то мне за спину, и я теряю его из виду. Начинаю искать его – и нигде не вижу. И вдруг прямо у меня над головой такое насмешливое «трррррр» - «Эй, а не меня ли ты ищешь? Я тут!» Другой случай – идем мы с собакой вдоль леса и вообще ни одного ворона на видим. И тут откуда-то из кроны дерева – «тррррр!» Причем я все равно его не вижу – так хорошо спрятался. Я ему говорю – скажи еще раз, я тебя не вижу. Он сказал! Но я все равно его не увидела. Но, думаю, раз ты трещишь – значит уж ты-то меня видишь. Бросила еду наугад – и точно, тут же откуда-то появился. Несколько дней назад кормила их на лесной полянке. Накидала им много кусочков, они долго там ели и прятали. Минут через 10 слышу за спиной – «тррррр» - «а вот и мы!» Ну конечно же, накормила еще.

У воронов очень хорошо развито взаимодействие в паре. Обычно они прилетают кормиться вдвоем, но иногда один прилетает раньше другого. Тогда первый зовет второго. А один раз была такая история: прилетел один самец. Поприветствовал меня характерным вороновым «крук-крук», спустился, наелся, наделал нычек, а самочки все нет. Он взлетел на дерево, позвал ее – ее все равно нет. Тогда он полетел в лес и привел ее! Я стала ее кормить, а он улетел на крышу дома, и оттуда наблюдал за этим. Охранял свою даму – нет ли каких опасностей.
А недавно моя мама дала им имена. Он - Крокус, а она - Кроша. А просто потому что в языке воронов есть такой звук - громкое "кро-кро-кро". Используется в самых разных случаях, но как мне удалось понять, чаще всего для того, чтобы привлечь внимания партнера.

А вот для привлечения партнера, что-то вроде срочного зова "иди сюда скорей" используется своеобразное четырехкратное "кра". Однажды я попробовала привлечь моих друзей таким криком - и что бы вы думали, они отозвались!
А недавно у них начался самый ответственный в жизни каждой птицы эпизод - гнездование. Я думала, наше общение с ними на этот период прервется - до самой зимы. Но нет - все оказалось еще интереснее!
 
Для начала, они начали пропадать. Вот просто - пропадать и все! Раньше, зимой, у нас все было прямо как по часам - мы выходим с собакой, и тут же откуда-то появляются два крупных черных летящих силуэта. Развешиваются во веточкам дерева вокруг - и вот: давай, корми! Не знаю, специально ли они меня отслеживали, или у птиц очень хорошо развито чувство времени, но к назначенному времени они уже ждали нас.

Но все изменилось где-то в середине февраля. Сначала они прилетели очень поздно, когда я уже даже перестала их ждать, к самому концу прогулки. На следующий день не прилетел никто. Потом прилетел кто-то один из них... Иногда все же прилетали оба, но уже не к какому-то времени, а как придется. Все это было понятно - начался брачный период, но и немного жаль - кончилась зимняя сказка... Скорее всего, через некоторое время ко мне уже не прилетит никто - до самой зимы.

Но пока еще они прилетали, не каждый день, не регулярно, но наши встречи продолжались. Как-то утром, когда они прилетели оба, я заметила, что Кроша старательно собирает собачью шерсть для подстилки. Начался ремонт гнезда. Уж чего-чего, а собачьей шерсти у нас всегда в избытке. Поэтому я стала носить им шерсть в отдельном пакетике.
И здесь я в очередной раз убедилась, что ворон - потрясающе умная птица! На следующий день я взяла им пакетик с шерстью, и пакет с едой.Скормила всю еду, потом достала шерсть и повертела у них перед глазами (они уютно расселись на веточке в надежде на продолжение банкета). Тут у Кроши, у самочки, загорелись глаза, она чуть ли не клюв приоткрыла. И тогда я бросила этот довольно большой пучок шерсти на землю. Они немедленно слетели оба, схватили шерсть и полетели к гнезду.

Этот период, когда они то прилетали, то нет, продлился, наверное, недели три. А потом Кроша села на гнездо (самки воронов садятся на гнездо раньше всех прочих наших птиц), и все изменилось опять. Во-первых, я нашла в лесу чудесную полянку, где кормить воронов было гораздо удобнее, чем на нашей большой поляне, а во вторых, ко мне снова стали прлетать регулярно, как по часам... но теперь уже только один ворон. Это был Крокус, самец, заботливый отец семейства. И он с энтузиазмом принялся за свои отцовские обязанности. А здесь еда - никогда лишней не будет, и потому он снова вспомнил обо мне, и стал забавно нависать надо мной с веточек - а вот и я, а где завтрак?

Впрочем, я забыла упомянуть еще об одном интересном эпизоде. Это было в феврале, когда Крокус и Кроша еще только готовились к сезону гнездования, делали облет своей территории, ремонтировали гнездо - и занимались еще массой других птичьих дел, о которых мы даже и не знаем... Гнездящаяся пара воронов обычно контролирует довольно большую территорию - около 10 кв. км., и туда не допускается ни один чужой ворон. И вдруг, в паре летящих "моих" красавцев, я замечаю... третьего ворона!!! Крокус очень старался его прогнать - пикировал на него и так и эдак, говорил ему все саме грозные вороновые слова, но третий никак не хотел изгоняться. Однажды он даже прилетел ко мне кормиться!!! Это на самом деле явление уникальное - Крокус с Крошей знали меня давно, а этот чужой ворон видел меня впервые. И тем не менее, он не побоялся спуститься вместе с Крокусом и ему тоже досталась часть добычи. Крокус и на земле пытался его задирать и прогонять, тот вяло отвечал, но больше внимания уделял еде. Такое необычное явление - летящую в небе тройку воронов я наблюдала где-то с недели две. Потом третий все-таки куда-то улетел. Для Крокуса и Кроши наступили спокойные времена.

Чтобы вы понимали, поговорка "ворон ворону глаз не выклюет" придумана не на ровном месте. Крокус пикировал на чужого ворона сверху, пытался ударять его крыльями и лапами, но он никогда, ни разу не причинил ему серьезных травм. Эти птицы никогда не дерутся до смертельных ран, и это еще одна причина восхититься этими прекрасными созданиями природы...

Потом птенцы Крокуса и Кроши подросли и деловая дамочка стала и сама прилетать на нашу полянку кормиться. У нас с ними уже есть условный знак - четырехкратное "кра", на которое ни всегда прилетают. Но чаще всего звать их мне не приходится - они замечают меня задолго до того, как я замечу их...
Кончается апрель, и уже совсем скоро в этот мир придут птенцы Крокуса и Кроши - несколько новых, прекрасных, чистых птичьих душ, с ясными голубыми глазами, несколько новых будущих властелинов воздуха и... человеческой души.
Продолжение: http://www.proza.ru/2019/02/05/1079