Красноречивое молчание об электронных отходах

Андрей Елькин
Рецензия на фильм «Край электро-мусора».
Автор: Евченко София, ученица 8-А класса Запорожского УВК №19.
Медиапедагог: Бутко Ирина Владимировна, учитель истории.

Электронные отходы – это всего лишь один из видов отходов человеческой цивилизации, - сообщается в справочниках Всемирной сети Интернет. Они содержат выброшенные электронные и прочие электрические устройства, а также их части. Насколько актуальна данная проблема в экологическом смысле, мы узнаем из двадцатиминутного документального фильма о загрязнении окружающей среды в далекой африканской стране - Гана.

Как много можно рассказать за 20 минут, мы знаем по урокам в школе. Но в этом фильме все молчат, никто ничего не рассказывает. Единственным средством коммуникации автора со зрителем является его кинокамера, которая незаметно перемещается в пространстве, фокусируется, приближает или удаляет те или иные сцены. Благодаря этой искусной камере мы видим людей, которые сами в свою очередь чудодейственным образом как бы не замечают присутствие оператора.

Из фильма мы узнаем, что, оказывается, электронные отходы могут иметь высокие классы опасности из-за содержащихся в них веществ, таких как свинец, ртуть, полихлорированные дифенилы, поливинилхлорид, а при их сжигании в атмосферу выбрасывается большое количество диоксинов – смертельно опасных для всего живого токсикантов.

Только представьте себе: вес электронных устройств, от которых ежегодно отказывается человечество, составляет около 50 миллионов тонн. Раньше наш учитель экологии рассказывал нам, что в развитых странах, таких как США, электронные отходы сдают централизовано в специальных пунктах приема. Сюда попадают телевизоры, устаревшие системные блоки и мониторы компьютеров, радиоприемники, холодильники, принтеры, сканеры. Специальные служащие приемных пунктов всё сортируют и готовят к транспортировке. На своих фотографиях наш учитель показал нам, как выглядят такие центры управления отходами в США:  https://goo.gl/HDZ1Vq

На уроках мы также узнавали, что муниципальные власти в городах, реализующих концепцию устойчивого развития, создают необходимые условия для стимулирования активности населения по обеспечению должного обращения с электронными отходами, всячески поощряют экологически дружественные модели поведения горожан, придумывают эффективные инструменты, которые гарантируют раздельный сбор и непопадание опасных отходов на местные полигоны. Такую экологическую политику там называют стратегией управления отходами.

Получается, что, применяя правильные подходы, можно минимизировать любые риски для природы и для здоровья людей.

Однако. Фильм «Край электронного мусора» вскрывает более обширный пласт проблемы и заставляет зрителя задуматься о глобальном характере последствий электронного «засилья» на планете Земля. Выясняется, что, очищая свой собственный дом от смертельно опасных отходов, нужно помнить о том, во что мы превращаем территории за пределами кажущегося благополучия. Именно в Африку отправляют старый, сломанный и ненужный электро-мусор. В свою очередь, местные жители в Африке этот мусор разбирают, находя в нём что-то ценное, сдают на металлолом или, извлекая ценные детали, продают их, таким образом, зарабатывая.

Работа оператора захватывает наше внимание: мы видим обширные территории, заваленные кучами электронных отходов, разгребающих и сортирующих нагромождения электронных свалок молчаливых людей в пропитанной сажей одежде. Клубы белого, серого и черного дыма, стелющегося по заваленной обломками равнине, создают иллюзию вывернутой наизнанку печи с тлеющими фрагментами отслужившего электрооборудования. Всё, что не представляет ценность, поджигается и превращается в обильный токсичный дым, напоминающий дым шин, сжигаемых на площадях Киева во время Украинской революции. Всё находится в привычном для данной местности чудовищном движении, всё нацелено на возможность получения средств для жизнеобеспечения местного населения.

Здесь же, мы видим возникшие поселки с постройками и хижинами, где обитают семьи сортировщиков: дети играют с мячом, молодежь обменивается новостями, кто-то взвешивает и грузит на транспортные средства извлеченные провода, кто-то спешит на разгрузку вновь прибывающих грузовиков с холодильниками или телевизорами, кто-то восстанавливает силы, отдыхая в тени. 

Безусловно, данный фильм можно классифицировать, как работу талантливого, незаурядного, искусного художника – документалиста. Крупные планы усиливают ощущение тревоги  – ладони человека, поникшего от невеселых раздумий, дети дошкольного возраста, пытающиеся извлечь из электрического прибора то, за что могут заплатить, домашний скот, который выпасают в задымленном пространстве – всё в определенной мере шокирует и создает эффект обескураженности и протеста.

Именно в этом, наверное, и заключается преимущество документального кино перед художественным. Наше сознание вынуждено воспринимать стрессовую картинку, не надеясь на оправдание вымыслом. Никто не играет придуманную сценаристом роль. Все являются самими собой – людьми, каждый день вдыхающими отравляющие токсины и рискующими заболеть канцерогенными, мутагенными и аллергическими заболеваниями. Каждый кадр представляется фактом-свидетельством – вердиктом, побуждающим к активным действиям, к неравнодушию, к формированию адекватной позиции.

Посмотрев этот фильм, я узнала, что документальное кино может оставлять намного более ощутимый эмоциональный отклик в душе человека, нежели любой самый оригинальный вымышленный сюжет художественного фильма. В документальной ленте мы видим реальность такой, какая она есть на самом деле. Режиссер всего лишь выбирает ракурсы и длительность экспонирования тех или иных сцен. И бывает достаточно, как и в случае с «Краем электронного мусора», показать один день от рассвета до заката, чтобы совершить революционный сдвиг в сознании зрителя, распахнуть актуальные смыслы, прекратив летаргический сон равнодушия и безответственности. 

Я думаю, что каждый должен обязательно посмотреть этот фильм «без слов». Ведь только осознав всю меру ущербности существующего порядка вещей и объединив усилия, мы сможем найти новые решения, обуславливающие равное право на безопасную окружающую среду для всех жителей планеты Земля.