О чем писать в мемуарах?

Игорь Чупров
      
  Мне выходцу, как говорили в 50-е годы прошлого столетия, из богом забытого Нарьян-Мара, в жизни крупно повезло: поехал поступать в институт физкультуры, добившись  в школьные годы определенных успехов на лыжне, а стал студентом физического факультета Ленинградского госуниверситета.  В результате оказался в гуще событий Хрущевской оттепели. Не только читал в газетах о великих советских физиках Л. Ландау, П. Капице, В. Фоке, а также о  выходящих на всесоюзную арену поэтах Б. Окуджаве, Р. Рождественском, А.  Вознесенском и Е. Евтушенко. Но и слушал их лекции, бывал на встречах с некоторыми из них не только в Ленинграде, но и в Политехническом музее Москвы. То было время физиков и лириков.
  После окончания университета с 1963 года по 2007 я в поте лица трудился над укреплением Щита Родины: во времена СССР -  в одном из НИИ оборонной промышленности в Литве, после выхода Литвы из состава СССР - в России. В эти годы мне было не до поэтов и не до лирики. Да и с творениями советских и зарубежных прозаиков удавалось знакомиться только урывками, листая их иногда в качестве снотворного.
 Потому для меня, не имевшего ни малейшего отношения к литературе,  явились полной неожиданностью просьбы, с которыми ко мне обратились в 2012 году: попытаться составить свою родословную и написать воспоминания  к 475-летию села Усть – Цильма, одного из оплотов староверчества на Руси, - родины моих предков. А также к 80-летию школы №1 г. Нарьян-Мара, - которую, я окончил в далеком 1958 году.
  Размышляя, с чего и как начать, покопался в закутках своей памяти. Единственное, что в них нашел, это напутствия наших великих поэтов, которыми, по моему мнению, и должны руководствоваться в своей писательской деятельности не только поэты, а все, кто берется за перо:
- напутствие Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»;
- слова  еще здравствующего тогда  Е.Евтушенко: « поэт в России - больше, чем поэт»;
-  размышления С. Есенина: «Куда несет нас рок событий. Лицом к лицу. Лица не увидать. Большое видится на расстоянье».

Вот их то и решил принять в качестве руководства к действию при написании своих воспоминаний о прошлом и размышлений о настоящем. Дополнив их народной мудростью: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
  Первую книгу своих воспоминаний под названием «Все что в сердце отложилось»  за свой счет дважды издал малыми тиражами в Нарьян-Маре,  чтобы вручить экземпляры её: родной школе, своим бывшим учителям, одноклассникам,  местным библиотеке и музею, многочисленной родне и знакомым в Нарьян-Маре и Усть-Цильме. Электронный вариант книжки разошелся  по многочисленным адресам не только в России и Литве, где после 30 лет работы у меня осталось много друзей и знакомых, но также  в Беларуси, Израиле, Германии и США.  И под названием «Устьцилем из Нарьян-Мара» разместил  её на Проза.ру.
   С момента  первого издания получил по электронной почте  два десятка  положительных отзывов. Последние из них пришли в декабре 2016:
-  от уроженки Нарьян-Мара, проживающей ныне  в Москве, Людмилы:
«До слез некоторые страницы...Написано так живо и так хорошо, много знакомых имен, мест, названий, в общем, всего родного с детства. Мама ваша - столько мужества, столько испытаний, а вам, детям- как было нелегко, но как раз эти трудности закалили вас. Чай из самовара с соседями, плаванье на " Марии Ульяновой" из Архангельска - это было и в моем детстве. И какой у вас дружный класс, ваши встречи - к сожалению, наш класс совсем не такой, и встреч не было…. Разволновалась я что-то».
-  от проживающей в Литве Нины:
«Добрый вечер Игорь!
Прочла  « Все что в сердце отложилось»  и несколько дней хожу под впечатлением. Какое точное название!
В художественной литературе присутствует вымысел автора, сочиненные герои, события   вызывают эмоции, сочувствие ,но в глубине знаешь ,что это вымысел ,театр ролей.
Реальные события описывают журналисты, но это - взгляд со стороны!
И другое дело, когда книга о прожитом и пережитом самим!  Действие идет из глубины сердца , пропущено через сердце и у читателей это вызывает не сочувствие, а сопричастность. Это другая энергетика,  другой уровень!  от сердца к сердцу. Прочитанное вызывает чувство гордости,  восхищения силой духа людей,  прошедших через невероятные трудности военной  и после военной поры. Иногда, наверно, было легче на фронте, чем выжить в тылу, вырастить таких замечательных детей и остаться собой !
Да, Игорь, славное у вас было детство, да и вся ваша жизнь говорит, как много значат наши истоки.
Мне очень понравился дом вашей семьи, на славу срубленный, большой, не покосился, не покривился и спустя 200 лет в нем живут люди, и до сих пор в доме сила чувствуется.
Обычно история любого государства - это история царей, королей, полководцев. На самом деле, это история народа, история преодолений нечеловеческих трудностей,  испытаний. И эта сила духа так отчетливо видна на фотографии вашей мамы и становится ясно, что она своих детей поднимет!
Игорь, ваша книга очень ценная, она  актуальна,  это книга на все времена, она дает и веру и силу!»
  Отзывы Людмилы и Нины подтолкнули меня в «последнею минуту» (за пару дней до истечения срока приема заявок) предложить книжку «Все что в сердце отложилось»  под названием «Устьцилем из Нарьян-Мара» на конкурс, объявленный на Проза.ру в новой номинации «Мемуары», в которой, как сообщили организаторы конкурса, будут: «рассматриваться произведения, рассказывающие историю собственной жизни автора или его современников. На конкурс принимаются автобиографии, дневниковые записи, воспоминания, истории из жизни и иные документальные прозаические формы». 
 И я успел, как говорится, «вскочить на подножку уходящего поезда». Подтверждением тому был полученный  ответ от Проза.ру:
«Здравствуйте, Игорь Иосифович!
Сообщаем, что редакционная комиссия рассмотрела Вашу заявку и приняла решение номинировать Вас на национальную литературную премию «Писатель года 2016». Вы получаете статус номинанта премии «Писатель года» и право издания произведений в альманахе для Большого жюри.»
Заплатил я за удовольствие стать номинантом весьма значительную для не работающего пенсионера сумму – более 34 тыс. рублей.  Решился  на это, чтобы:
1. Путем издания, пусть и варианта в виде реферата, а не в полном объеме, значительно расширить круг  читателей своих воспоминаний, так как организаторы конкурса  в договоре со мной оговорили за собой право издать на продажу, в том числе за границей, до 2 тыс. экземпляров альманаха.   
2. Получить пару экземпляров этого альманаха, чтобы после объявления победителей конкурса, соотнести уровень и содержание своих воспоминаний с уровнем других номинантов и, конечно, победителей.
После чего улетел в родной Нарьян-Мар побродить на лыжах по тундре и издать там очередную книжку своих воспоминаний и размышлений под названием «Летопись моя. Год 2016».

 Вернувшись неделю назад из родных мест, сначала прочел альманах «Мемуары 2016».  После чего ознакомился с именами победителей конкурса.  В номинации «Мемуары» ими стали:
Первая премия – Ирина Ракша
Вторая премия – Зиновий Бекман
Третья премия не присуждалась.
Не будучи специалистом, считаю себя не в праве оценивать литературные достоинства и недостатки произведений, опубликованных в Альманахе «Мемуары 2016». Тем более, что не вижу в этом большой необходимости, так как организаторы конкурса в условиях его проведения на первое место поставили их содержательную, а не художественную сторону. Но осмелюсь оценить   содержание  с точки зрения соответствия целям конкурса в номинации «Мемуары»:  будут «рассматриваться произведения, рассказывающие историю собственной жизни автора или его современников».
     Победителем конкурса объявлена Ирина Ракша с произведением «Снег да снег кругом». Сразу чувствуется, что автор произведения профессионал от литературы. Но в её произведении нет «истории собственной жизни автора или его современников». Потому возникает вопрос, а мемуары ли это?  А если нет, то почему она стала победителем в номинации «Мемуары»?
В предисловии к альманаху председатель Оргкомитета премии «Писатель года» господин Д. Кравчук написал: « эта книга адресована читателям – тем из них, кто любит открывать новые имена». Потому хочется у кого-нибудь спросить,  можно ли было  относить к новым именам Ирину Евгеньевну Ракша — академика, действительного члена Академии Российской словесности. Писателя, кинодраматурга, члена Союза журналистов СССР и РФ (с 1965 г.), члена Союза писателей СССР и РФ? А также услышать из компетентных уст в области морали и нравственности ответ на вопрос: этично ли  действительному члену Академии Российской словесности, профессиональному писателю, драматургу и т.д.  принимать участие в конкурсе начинающих писателей?
Вторая премия присуждена Зиновию Бекману с произведением «Шира Горшман – теща Иннокентия Смоктуновского», которое также не является «историей собственной жизни автора», а значит, к мемуарам его можно отнести только с некоторой натяжкой. Можно согласиться с Зиновием Бекманом, что судьба  его героини - известной  в Израиле писательницы интересна, как он сам подчеркнул, русскоязычному (а не русскому) читателю.
Но львиную долю  читателей на Проза.ру и в России составляют все-таки русские, для которых, как показал мой скромный писательский опыт:
 - история выживания населения Заполярного Нарьян- Мара в послевоенные годы   и последователей неистового протопопа Аввакума,  до сих пор проживающих в Усть-Цильме, в автобиографическом изложении  Вашего покорного слуги;
 - мои воспоминания об одном из крупнейших геометров мира, бывшем в начале 60-х годов самым молодым и непокорным  ЦК КПСС ректором университета, Академике АН СССР Александре Даниловиче Александрове.   Других светилах Советской науки. О студенческой среде Ленинградского университета - одном из оплотов  свободомыслия в Советские времена;
-  рассказ, скажем так, о специфике жизни и работы  специалистов в одном из центров национализма СССР – литовском Каунасе, направленных туда на работу Москвой,
       не менее интересны  как для русских, так и русскоязычных читателей.
 Потому меня несколько удивило, что мои «Устьцилем из Нарьян-Мара» наряду с произведением Зиновия Бекмана не удостоились внимания жюри конкурса, решившего третью премию не присуждать.
  Присуждение первой премии госпоже И. Ракша и решение третью премию не присуждать,  напомнили мне, как лет 15 назад я   участвовал в конкурсах на проведение НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) в оборонной промышленности России, когда организаторы их сначала негласно назначали победителя и, лишь потом, под него конкурс  объявляли. Так они создавали видимость борьбы с коррупцией, чего от них потребовал молодой Президент РФ Владимир Путин.
  Коль скоро, на Проза.ру объявили о проведении конкурса в номинации «Мемуары 2017». То авторам, собравшимся в нем участвовать,  хочу  предложить  еще раз прочитать вышеприведенный отзыв Нины из Литвы. Если не полностью, то хотя бы это: « В художественной литературе присутствует вымысел автора, сочиненные герои, события   вызывают эмоции, сочувствие, но в глубине знаешь, что это вымысел, театр ролей.
Реальные события описывают журналисты, но это - взгляд со стороны!
И другое дело, когда книга о прожитом и пережитом самим!  Действие идет из глубины сердца, пропущено через сердце и у читателей это вызывает не сочувствие, а сопричастность. Это другая энергетика,  другой уровень!  От сердца к сердцу».
И это написала не литератор, а человек с техническим образованием и профессией, живущий в Литве,  где всё русское сегодня под запретом. Прав был С. Есенин: «Лицом к лицу. Лица не увидать. Большое (в нашем случае положение дел в России и на Проза.ру)  видится на расстоянье». В случае Нины - из Литвы.         Прошу читателей, извинить меня за откровенность, но таким уж я   воспитан в староверческой среде идейных последователей неистового Аввакума. Которого предали огню  за свои убеждения в Пустозерске, что в 20 км от моей малой родины - Нарьян-Мара. Очень надеюсь, что после моего обращения к вам, меня и мои писания вторично не постигнет участь Аввакума. – Шучу.
 Хотя, если честно сказать. Когда узнаешь, что у некоторых действительных членов Академии Российской словесности, писателей и членов Союза журналистов РФ материальное преобладает над духовным, то становится не до шуток. И невольно возникает желание напомнить им еще раз слова Е.Евтушенко:  «поэт  в России - больше, чем поэт».
-