Мысли вслух

Наталья Чернавская
    Увидела сегодня в ленте, что обращается с ежегодным посланием Президент к парламенту и народу, жаль, поздно, включила на середине. Так что не знаю пока, что он в начале говорил, читать пересказы не стала.

    Из той части, что прослушала, занимаясь своими домашними делами (преимущество тв перед сетью в том, что оно не привязывает тебя к стулу с диваном, других, по-моему, нет), восприняла, естественно, то, что прямо к моей семье относится, а именно: средняя стоимость нового квадратного метра жилья в Беларуси, по словам президента, сейчас 500 зелёных, то есть больше средней месячной зарплаты, о чём он предложил соответствующим лицам подумать.

   По мере его выступления эти соответствующие лица вставали со своих мест, как школьники, когда учитель их вызывает к доске, но не выходили, просто стояли, пока не получали команду сесть:

   - Присаживайтесь.

   Не помню, когда я предыдущее обращение смотрела, то ли тогда не обратила внимания на этот момент, то ли после запамятовала, сейчас он меня умилил тем, что напомнил былое, в Республике Коми примерно так же проходили попечительские советы по строительству Стефановского собора, и там глава республики, Спиридонов, поскольку прямой трансляции не велось, не стеснялся в выражениях, мог и куда подальше послать нерадивых попечителей, включая дам, и тогда, помню, меня это шокировало.

   А сейчас, кстати, сказал белорусский президент, что госслужба должна быть приравнена к службе в армии, то есть часть сотрудников нужно перевести на котрактную систему, а кто пожизненно "в погонах" - должны быть ко всему готовы. И что Беларусь "на первом месте в хорошем смысле по количеству бюрократов на душу населения". Так что, как я поняла, служащие дамы в принципе должны быть готовы ко всем превратностям госслужбы, в том числе и "посылкам": на войне как на войне.

   По ходу трансляции я решила освежить свои знания и посмотреть на Беларусь в европейском контексте: по территории на 13-м месте, между Румынией и Грецией, но если учесть, что граничит эта территория с вчетверо бОльшими по населению Польшей и Украиной, - как-то неуютно становится в этой самой нынешней Европе.

    Хорошо хоть Прибалтика маленькая, я подзабыла уже, а, оказывается, там всего 6 миллионов  во всех трёх вместе взятых странах, и из них примерно четверть - русское население. То есть тут, напротив, есть перспектива, когда окончательно прибалты разъедутся по Европам на заработки, обрести, наконец, выход к морю.

    Хотя это так, глупые мысли частного лица, можно и сейчас сесть на поезд или машину и за ночь доехать до Питера, не долго и объезжать, тут другая проблема: если внутри Беларуси железнодорожные перевозки - самый дешёвый вид транспорта, то по России - отнюдь.

   Та же проблема, что и с жильём. Ну, пусть, в Беларуси климат помягче, но ведь в России и в том же климатическом поясе, не только на севере, в 2 раза дороже квадратный метр, с чего бы это? Банальное объяснение: денег у людей больше, - не зрит в корень, по-моему, так не только денег у населения больше, а и аппетиты, особенно наверху.

    Вторая заинтересовавшая меня часть речи относилась к школе и спорту. По части школьных программ дана установка упростить, чтоб детей не грузить до потери здоровья, и, о радость, начинать в 9 утра уроки. В пример президент привёл своего сына, что встаёт в полседьмого, а ложится поздно, не высыпается и спит на первом уроке. И что вообще слишком много этих уроков.

   Ура-ура. Лишь бы не замылили. Нам уже говорили об этом предложении на родительском собрании, родители были, в отличие от меня, против,  а я двумя руками за.

   Ещё про школу сказал, что недавно "на месте преступления" сам начальник КГБ арестовал в Минске "преступную группировку" (ну не сам, наверное, хватал), которая каким-то образом спекулировала на школьном питании, детям вторично предлагали неиспользованные накануне продукты, а разницу клали себе в карман. Дело вполне возможное, поскольку в начальной школе ВСЕХ детей кормят безплатно, да и позже, за родительские деньги, дети вполне нормальную пищу в школьной столовой едят как дети, то есть фыркают и часто не едят.

    Отходов много. Страшная тайна заключается в том, что чистые неиспользованные порции потом съедают учителя и прочие школьные работники, что отнюдь не лишнее при их мизерных зарплатах, ну а уж совсем отходы тоже идут в дело, в том агрогородке,  в котором я поработала в школе, при ней свой конь был, Юрчик, кормили отходами столовой и пахали на нём свой школьный огород и безлошадным жителям, плата за эту вспашку для школы нелишняя была.

   Про спорт  я слушала вполуха, не в теме, как я поняла, разносил кого-то за неуспехи в массовом спорте, "не можете вытащить детей из-за компьютеров". Да, попробуй их, вытащи. Я даже прервала свою уборку, чтоб посмотреть, кого он отчитывает, стоял навытяжку молодой довольно парень.

   - А потом скалиозы, склерозы и некого в армию брать!

   Вот у моего как раз скалиоз, но поскольку недавно съездила я с ним на консультацию, отксерила рекомендации и отнесла директору школы - то ему персонально поставили очень симпатичный и удобный пюпитр за партой, за которым можно стоя работать на уроке.

    Предварительно, правда, ещё позвонила в гороно, и к моменту моего появления в школе директор уже получила инструкцию. То есть вот таким путём проблемы вполне решаются. Ещё бы кто регулярно проветривал классы, я как приду в школу - первым делом лезу на подоконник, дотягиваюсь до ключа, открываю окно в классе и дверь в коридор, за перемену полное обновление воздуха и голова после уроков не болит у ребёнка. Кажется, чего уж проще, но, боюсь, пока в очередном обращении к парламенту с народом президент и эту проблему не озвучит - учителя не будут вслед за мной по подоконникам скакать.

    Но как раз проблемы школьников в Беларуси не самые острые, поскольку сын президента, школьник, быстро ему доносит информацию. Вот была бы ещё и жена у него! Тогда бы, может, и зарплаты у педагогов и прочих школьных работников побольше были...

    Дальше много пропустила и услышала только самый конец про информационную безопасность страны и что интернет-зомби - это чужие среди своих. Кто бы спорил. Мне как раз вчера звонили из Белтелекома, а до этого бросали в почтовый ящик рекламу, что, дескать, за те же деньги мы Вам подключим ваш телевизор к вашему оптиковолоконному кабелю, и будут вам сто каналов и счастье.

  - Нет, - говорю, - у меня комп в одной комнате, телевизор в другой, два разных кабеля и соцпакет-тв, плачу я за него 30 российских рублей в месяц и смотрю примерно тоже раз в месяц по поводам вроде нынешнего, так что мне и одного канала
было бы достаточно, а у меня их там целых шесть, включая один российский.

   В общем, я так поняла, что во всяком случае белорусский Президент никуда не собирается, будет здесь и дальше жить и работать, а следовательно решать проблемы школы и здоровья нации - это хорошо!

    Плохо, что - вспомнила! - когда про НАТО в Польше, войну на Украине и совместные учения с Россией он говорил, то сильно нервничал и в сотый раз повторил, что "минскому процессу альтернативы нет, нам нужен мир в Европе".

    Хорошо бы кабы так. И ещё я поняла, что, возможно, поскольку опыт у меня невелик, белорусский президент для меня один из самых сильных мотивационных ораторов, мне, во всяком случае, всегда его послушать интересно.

   Говорят, есть один совершенно уникальный мотивационный оратор, Нико Вуйчич, без рук-без ног, ездит по миру и помогает людям понять, что все проблемы решаемы.

   Вот и Александр Лукашенко вроде него, что такое Беларусь как независимое государство, без своего выхода к морю, без своей нефти? Вроде человека без рук-без ног. А вот поди же, пока есть человек, который в неё верит и может другим свою увереннность транслировать - она существует.