Испания глазами советского фабричного паренька

Виктор Комосов
  (Отступление на тему: Испания глазами советского фабричного паренька.)


  Беспечно проживая за надёжной тенью «железного занавеса», многие советские люди почему-то считали, что вся вкуснота, красота, качество и модность находятся именно за границей этого занавеса, куда их очень неохотно и с большими трудностями отпускало чрезмерно бдительное Отечество. Для рядового гражданина-туриста было доступно только ближнее зарубежье стран соцлагеря: Болгария, Румыния, Польша, ГДР,…

   С такой «голодухи» радовала глаз любая импортная этикетка, доходило даже до «папуасских» крайностей. В сервантах наших граждан на самом видном месте появлялись коллекции пустых импортных пивных банок. Купленная с большими трудностями и в три дорога заветная пачка американских сигарет, например «Marlboro», выкуривалась исключительно в праздничные дни. И после этого попадала либо в коллекцию, которая тоже выставлялась хозяином на самом видном месте, либо использовалась как портсигар для менее престижных сигарет с фильтром, например «opal», «родопи» или  «TU-134»… Причём, такой модный «портсигар» обязательно должен был выглядывать из нагрудного кармана. А особенно модные щёголи в летнее время  умудрялись пристраивать его за отворот закатанного рукава рубашки – красиво и удобно получалось. Коробки из-под импортных конфет использовались для хранения цветных карандашей или прочих канцелярских принадлежностей и, понятное дело, из соображений красоты они тоже лежали на самом видном месте. Импортные полиэтиленовые одноразовые кульки с нарисованной заморской рекламой джинсовых штанов и прочей экзотики превратились в основной элемент модных аксессуаров. Без такого кулька было просто невозможно угнаться за модой.  Порой достаточно было одного текста лишь бы он был написан латинским шрифтом, попав на нашу территорию эти кульки становились многоразовыми. Советское население освоило бесхитростные приёмы укрепления ручек кульков и реставрацию дырок. Эти модные импортные кульки занашивались до полного истирания надписей и рисунка. При месячной зарплате рядового инженера 100-120 рублей такой кулёк у спекулянтов (фарцовщиков) оценивался в начале семидесятых от 3 до 5 рублей, потом цена неуклонно росла и в начале восьмидесятых уже доходила до 15-25 рублей в зависимости от рекламируемого бренда и красочности. К тому же их трудно было достать, поэтому деньги тут не были главной проблемой. Благодаря этим самым злополучным кулькам Володе приглянулись заграничные испанские мусорные баки. Это было его первое впечатление, которое он нам озвучил, смеясь, после своей туристической поездки в Испанию в 70-х годах.

   Зажравшиеся модой и цивилизацией капиталистические граждане выбрасывали свой мусор в этих кульках. Ведь для них это была просто одноразовая упаковка товара, которую выдавали в магазинах при покупке. Рассказывая, Володя шутил, что он был бы не против порыться в заграничных мусорных баках, что бы приехав домой быть модным парнем. Да и сам мусор в виде пустых пивных банок или ярко раскрашенных бутылок из-под спиртного мог бы послужить украшением домашней коллекции в серванте.

  Не смотря, на все эти заграничные соблазны Володя проявил недюжинную силу воли и не уронил честь советского туриста. Для этого им был найден цивилизованный способ приобретения заветных кульков. Он заходил в магазин и приобретал одну недорогую единицу товара, например: жвачку или карандаш. Продавец упаковывал товар, не догадываясь, что, прежде всего при этом, продаёт саму упаковку. Покупка ради самой упаковки. Вот это бизнес-трюк по-советски.

 В целом Испания восхитила своими старинными городами и живописными пейзажами. Но Володя не мастер слова. Да красиво и необычно. И этим всё сказано, что можно добавить. Володя тогда ещё не начал увлекаться изучением истории. Это уже потом много лет спустя он будет восхищённо ходить по Испании с широко открытыми глазами. Перед исторически просвещённым человеком оживают камни старинных городов, он окунается в совершенно другие измерения и параллельные миры. Тут уж не до содержимого заморских мусорных баков, хоть золото в них клади. Успеть бы хоть краем глаза охватить истинную красоту за короткий срок туристической поездки.

    Ну, а в свою первую поездку в Испанию Володя больше хотел разглядеть заморский быт, ощутить атмосферу страны.  В те далёкие семидесятые годы люди жили тут совершенно иначе, чем у нас. Советские средства массовой информации описывали капиталистическое житие местных граждан, как сплошной кабальный труд на благо небольшой горстки  богатых людей. Придуман был даже термин «потогонная» система работы. Хотя по здравому размышлению работа и пот вполне совместимые понятия. В связи с этими доктринами, Володю крайне удивило отсутствие внешних признаков этой злополучной потогонной системы. Это многие наши туристы отмечают, и по сей день.  В разгар рабочего дня заграничные улицы заполнены людьми, кафешки тоже не пустуют. Такое впечатление, что никто не работает. Нет спешки и суеты. Не понятно когда они успевают наводить порядок потому, что на улицах не видно дворников. Дома окрашены яркими красками. Окна витрин сверкают на солнце. Даже старые городские здания опрятно выглядят. Тут чтят и уважают историю своей страны, находят на это денежные средства и силы. Тротуары тщательно подметены и вымыты. Исключение составляют разве, что парижские улицы, с ними Володя познакомится позже, когда повезёт своих спортсменов на соревнования. 

   Ещё отдельным впечатлением Володя выделил обстановку в испанских кафе и барах, она пожалуй типична для всех заграничных заведений такого рода. Для пояснения нужно напомнить обстановку в наших подобных точках в системе общепита образца семидесятых годов прошлого столетия.

    Поход в бар для рядовых советских граждан был целым праздничным событием, которое мы могли позволить себе не каждый день. Это был нарядный заповедный островок заграничной жизни на нашей территории. Тут звучала модная иностранная музыка, ей в такт задорно переливались цветные огни цветомузыки, зеркальные полки за барменом были заставлены алкогольными напитками, из которых он с лёгкостью готовил вкусные коктейли. Как правило, в наших барах отменно заваривали зерновой кофе либо автоматом, либо по-турецки. В любом случае гурману за него стоило заплатить дороже потому, что в заведениях общепита рангом пониже этот напиток был просто бурдой с названием кофе, которая частенько подавалась в обычных гранёных стаканах. Из-под полы у бармена можно было с переплатой приобрести (или как тогда говорили: «достать») дефицит. Например, импортные сигареты, жвачки, алкогольные напитки…

   Будучи подростками, мы ещё ассоциировали бар, как заповедную территорию взрослой жизни. Нам казалось, что достаточно прийти сюда, заказать коктейль или кофе с коньяком, закурить сигарету и всё – ты уже чувствуешь себя взрослым. Приглушённое освещение бара, удобная мягкая мебель располагали к неспешному общению с друзьями. Но был при всём этом один специфический нюанс. Бармен контролировал времяпровождение посетителей. В вечернее время (основной час пик) не приветствовалось длительное сидение обычного клиента, смакующего одну рюмку коньяка или всего один стакан коктейля. Вершиной клиентского хамства бармены считали продолжительное сидение над одной чашкой кофе. Если ты обычный (не vip-клиент), то ты, занимая место в баре, обязан постоянно делать новые заказы. Иначе тебе начнут намекать, что пора освободить место для более щедрого клиента. А особенно не понятливых могут и вывести под белы рученьки из зала. Намёки применялись самые неожиданные. От простых навязчиво вопросительных взглядов по принципу «чего-с ещё желаете-с барин?», до настойчивых громких постукиваний новой пустой пепельницей по столу. И это даже хорошо, что клиенту не нужно было менять пепельницу. Будь ты хоть некурящим, а получи-ка любезный за своё скупердяйство.
 
    Ничего подобного Володя не обнаружил в испанских барах. Между барменом и посетителями были совершенно другие отношения. Удивительно, но от вошедшего в тамошний бар никто ничего не требует вообще. Так, по крайней мере, кажется. Работает один принцип – «главное, что ты зашёл к нам!». Веди себя прилично и тогда сиди тут хоть до самого закрытия. Так местное население и поступает. Облюбовав себе бар, ходят туда, как к себе домой. Сидят за столиками и просто читают газеты. Закажут себе стакан минеральной воды и, неспешно попивая её, глядят в окно. Или играют в шахматы, или просто смотрят телевизор. Например, новости или футбольный матч гораздо веселее смотреть в компании единомышленников, чем дома с женой. Да и на электроэнергии при этом экономишь. Выигрыш любимой команды можно тут же отметить  прохладным стаканчиком пива или вина. Принцип  такой барной жизни один – клиент привыкает здесь проводить своё свободное время. Ему тут уютно и комфортно находиться. Здесь его знают, у него появились приятели, в этом месте можно с кем-то проводить время, что немаловажно при тамошнем дефиците общения. Есть такая норма поведения в заграничном житие – тут не принято без повода ходить друг к другу в гости, как это запросто происходит у нас.  Не принято делиться своими проблемами со знакомыми. В здешних краях принято быть успешным, неудачников чураются, их не жалеют.

   И с экономикой тоже всё в порядке при ведении такой барной жизни. Сегодня посетитель просто посидел с газетой за столиком – это не беда для владельца бара. Завтра утром этот посетитель может зайти и заказать чашку кофе с булочкой, вечером он по случаю пригласит друга в своё излюбленное заведение и они затеют хмельную пирушку допоздна. Да и в самом деле, не домой же вести шумную компанию подвыпивших друзей на «радость» заспанной жёнушке. При этом ещё один немаловажный аргумент можно отметить. Горы посуды не нужно после гостей мыть. Закончилась вечеринка. Расплатились по счёту, просто встали и пошли по домам. Есть ещё одна удобная экономическая особенность – кредит. В излюбленном заведении тебя знает бармен. Поэтому, если не оказалось в кошельке нужной суммы – не беда. Твои расходы запишут на текущий счёт. Рассчитаешься позже.

   Словом, «жуткая» вещь капитализм.  Вот такое краткое отступление получилось.