Эрнст Неизвестный

Владимир Голдин
            Владимир Голдин

       ЭРНСТ  НЕИЗВЕСТНЫЙ

6 апреля 2017 года в Арт-галерее на втором этаже Ельцин-центра открылась  выставка «Неизвестный». Просторный выставочный зал напоминает излучину большой реки. Зал залит искусственным светом, как природа в солнечный яркий день. В этом выставочном зале всегда всё представлено на высшем мировом уровне.

Сразу у входа два произведения – символа. Голова из бронзы Президента Ельцина высотой 110 сантиметров, в ширину и глубину на 54 сантиметра. Уже эта скульптура заставляет задуматься об отношениях Неизвестного с  «сильными мира сего». Пьедестал скульптуры украшен уральскими самоцветами, тоже не случайно.  Второе произведение – фотография. Эрнст Неизвестный несет крест. Крест – символ прижизненных страданий, испытаний. Символ загадка, преодолеет ли идущий все муки жизни свалившиеся на него?

Крест – две пересекающиеся линии, линия горизонта и линия высоты-вертикали. Крест в руках скульптора  разместился примерно под 45 градусов к уровню пола мастерской, в которой трудился художник. Две линии креста, хотя они и пересекаются, но они  равно направлены:  вперед и вверх. Горизонтальная линия уже не есть спокойное передвижение по земле, а есть движение вперед к какому-то совершенству. Вертикаль, это не ограниченное движение вверх по Вавилонской башне, что само по себе не достижимо, это движение вверх совершенствования, пока есть силы.
В руках скульптора символ, но это уже символ характера человека, который формируется при определенных жизненных условиях. Ко дню рождения большого художника (род. 9 августа 1925 года, г. Свердловск-Екатеринбург) была открыта на доме, в котором он жил с 1937 по 1943 годы, мемориальная доска. Этот факт также вызывает мысли-догадки о формировании характера Эрнста Неизвестного. Дом, в котором жил подросток и по нынешним меркам большая пятиэтажная хоромина. В тридцатые годы это был небоскрёб, от которого через улицу располагались приземистые цеха старого машиностроительного завода, да в основном такие же  избушки многочисленных уральских мастеров по обработке цветных и дорогих камней. Арсеньевский проспект, ныне улица им. Свердлова, был известным очагом проживания хитников, людей опытных, и умеющих сохранять свою жизнь во всевозможных бытовых стычках.

Эрнст Неизвестный жил в этой среде. И ещё он жил в городе, который во все годы своего существования стремился выделиться среди других поселений. Свердловск в 30-е годы прошлого века представлял собой строительную площадку, об этом писал Маяковский.
Свердловск тянулся ввысь, здесь впервые, после Москвы появились 10-12 этажные дома, в то время небоскрёбы. Екатеринбург и сегодня второй город в России по высотному строительству. Гигантская стройка – Уралмаш, поднимала чувство гордости не только у свердловчан, это была гордостью всей страны.

Архитекторы и строители вершили чудеса конструктивизма, эти здания являются гордостью Екатеринбурга. Пытливый ум юноши не мог пройти мимо строящегося здания  символа на семнадцать этажей рядом с домом Промышленности вблизи Оперного театра. Стройка была остановлена, как и в Москве отказались от строительства Дома Советов. Такие яркие моменты в жизни любопытного молодого человека не могли не оставить след в его сознании.  Вполне возможно допустить, что эти юношеские впечатления в последующем могли лечь в основу создания скульптором Неизвестным таких монументальных скульптур, как «Цветок лотоса» возле Асуанской плотины в Египте и многих других украшающих города и музеи мира.

30-е годы прошлого столетия в СССР – это годы энтузиазма и трагедии. В громадную Уральскую область было сослано около миллиона «врагов народа», но об этом стало известно через десятки лет и эти события скульптор отразит в своих композициях «Маски скорби».  В стране и Свердловске преобладали настроения патриотизма, энтузиазма и гордости за страну, которая двигалась вперед и вверх семимильными процентами роста по всем направлениям, и это можно было ощутить воочию. Конечно, таких результатов страна могла добиться только самоотверженным трудом миллионов. Голоса хлюпиков и скептиков глохли во всеобщем торжестве. Поколения советских людей, родившиеся в 20-е годы, вынесли на себе все тяготы войны. Эрнст Неизвестный – человек-характер того времени.
Началась Отечественная война. Неизвестный приписывает себе лишний год жизни и добровольно идет в военкомат. Такие поступки среди молодых людей были не единичны, но и не были всеобщим явлением.  Эрнста направляют в военное училище, ускоренные курсы. Но вновь испеченный офицер не доехал до фронта, прямо из воинского эшелона попал под военный трибунал – за убийство. Приговор – расстрел. Здесь вновь сказалось воспитание семьи и среды, в которой сформировался характер молодого человека. Отец Эрнста – врач, мать – литератор поэт, Белла Дижур.  Мог ли пройти мимо такого мерзкого поступка – изнасилование офицером девушки – Эрнст Неизвестный? Человек, воспитывающийся в интеллигентной семье, среди книг, романтических героев и реальной улицы. Романтик, и одновременно уличный хулиган. Как он сам сказал в одном из интервью уже в конце своей жизни, он бы совершил этот поступок вновь без сожаления.

 Расстрел заменили разжалованием и отправкой на передовую в штрафбате.  Тяжелое ранение позвоночника. Костыли. Морфий, как спасение от боли. Водка, вместо морфия по совету отца. Но уральский характер и сила воли способствовали восстановлению здоровья. Неизвестный покидает Свердловск. Далее учеба и непрерывный труд скульптора. Создаются сотни произведений. Одно из них «Мертвый солдат», явно автобиографичное. Но даже в этой скульптуре мертвого солдата Неизвестный верен своей философии, сжатая в кулак рука солдата устремлена вперед. Жизнь продолжается.
В 1962-1964 годах Эрнст Неизвестный создает сейчас всемирно известную скульптуру «Орфей». Один из экземпляров этого произведения представлен на выставке. На ней, упавший на колени мужчина, высоко запрокинувший голову, правой рукой прикрывает глаза, как бы от боли, левая рука в это время разрывает грудную клетку. Боль, муки, судороги умирающего одинокого человека – философия. Каждый, стоящий у этой скульптуры может представить собственное мнение. Равнодушных нет.

Много времени скульптор посветил философскому осмыслению и затем труда воплощенного в материальную форму мифологического  Кентавра. На выставке, представлены: «Кентавр с цветком в груди», «Кентавр – указующий», «Кентавр с поднятой рукой». Это, как правило, торсы сильных протестующих мужчин. Это внутренне состояние автора, человека протестующего против различных притеснений.
Первый открытый протест-конфликт произошел у Неизвестного в 1962 году с Хрущевым на выставке в Манеже. Генсеку не понравились скульптурные образы художника. Последствия этого столкновения имели для Неизвестного двоякое значение. В СССР он подвергся преследованиям, его мастерские обворовывали, а на улицах, какие-то молодые парни просто избивали. Четырнадцать лет боролся скульптор с этими притеснениями, и только 10 марта 1976 года он получил возможность покинуть СССР. С другой стороны конфликт с главой государства создал Неизвестному огромный авторитет за границей. Но здесь надо особо отметить, скульптор никогда не был  диссидентом.
 
Заграница приняла Неизвестного с отрытыми объятиями. В Австрии и Швейцарии ему создали тепличные условия для работы скульптора. Но не за этими поблажками ехал за границу Неизвестный. Он ехал работать, а не гулять по выставкам и банкетам. Неизвестный покидает Европу и летит за океан. Там, стараниями Ростроповича, он знакомится с творческой и политической элитой США. Но, здесь в США, его, как и в Европе не устраивает бесцельное посещение банкетов и вечеров, всё это пустая трата времени. Неизвестный трудоголик, он не может жить без физического труда, без последовательного внедрения в жизнь своих идей, воплощенных в камне, в бронзе. Неизвестный много работает и зарабатывает, покупает землю в элитном районе Нью-Йорка, строит дом-мастерскую по своему вкусу, формовочный завод, к нему идут на обучение начинающие скульпторы. Многолетний, каторжный труд приносит успех, признание и столь необходимые художнику заказы. Те, которые хотели его видеть, как рядового посетителя их салонов, теперь сами стали гостями его дома, его мастерской. Неизвестный добился того, ради чего он покинул Родину.

В России его не забывали, как и он не забывал Россию. Скульптурные и графические произведения Неизвестного имеются во многих городах России: Москве, Перми, Челябинске и многих, многих частных коллекциях и общественных местах, в персональном музее в Екатеринбурге. Россия высоко оценила творчество своего знаменитого гражданина. Неизвестный получил на Родине признание в виде правительственных наград и государственных премий. Он всегда оставался гражданином России, и не забывал российских привычек: пил водку, ел пельмени и смачно матерился, о чем свидетельствует содержание его интервью.

Естественно, художник не успел осуществить все творческие задумки, одни вследствие того, что внезапно оборвалась жизнь, другие по финансовым проблемам. Последние годы скульптор делал авторские работы только в трёх экземплярах, чтобы не затовариваться. Три скульптуры «Маски скорби», предназначенные для трёх городов России: Екатеринбурга, Воркуты и Магадана, так и не были установлены полностью при жизни автора. Только в Магадане возвели этот памятник на средства Президента Ельцина, Правительства России, многих личных пожертвований, в том числе на средства самого автора скульптора Эрнеста Иосифовича  Неизвестного.

В настоящее время в Екатеринбурге ведутся работы по отливке в бронзе «Масок скорби», которые будут установлены на двенадцатом километре Московского тракта, на месте массового захоронения жертв большевистского произвола. Тем самым земляки знаменитого уральца сделают ещё одно доброе дело для увековечивания его памяти.