Где повесить выставку?

Виталий Борисович Иванов
В 2002 году при бизнес-школе «Инопроф» красноярский фотограф Алексей Снетков организовал первую в Красноярском крае фотошколу. Сюда приходят те, кому фотография интересна как искусство, кто стремится овладеть секретами  профессии хотя бы на самом начальном уровне.
Три раза в неделю ведут занятия мои коллеги-фотографы, дизайнеры, визажисты, архитекторы... Словом, за три учебных месяца на курсантов вываливается такой объем информации, который я в свое время постигал годами.
Но дело не в этом. Все эти годы я читаю на курсах, в числе прочего, тему «Фотоинформационные жанры». Звучит пафосно. А попросту я рассказываю слушателям о том, что такое фотоинформация, фоторепортаж и фотоочерк. Затем показываю свои фотоснимки. А под конец занятия у нас традиционно открывался некий дискуссионный клуб, где каждый мог высказаться на тему «Фотография в  Красноярске». Мы не замахиваемся на вселенский или хотя бы национальный масштаб, а говорим об искусстве фотографии в нашем родном городе и крае.
С осени 2003 года я регулярно привожу курсантам один пример, который, на мой взгляд, отлично характеризует отношение «отцов» Красноярска к этому виду искусства.
А было все так. В конце зимы или весной 2003 года, за несколько месяцев до 375-летия со дня основания Красноярска нас, группу фотографов, пригласил к себе на встречу один из заместителей главы города. Мы пришли. Тем более что впервые представитель городской власти решил повстречаться с фотографами. На краевой уровень мы пока не вышли.
Так вот. С юношеским задором чиновник предложил нам провести в День города фотовыставку о Красноярске.
- Давайте летом, в день города, проведем выставку фотографий  о Красноярске, - заводил себя оратор. – Причем, не станем показывать производство или недостатки, а расскажем о повседневной жизни наших земляков, красоту Красноярска, роль мэра города в этом деле...
Ну, о мэре можно было бы нам и не говорить. Все  отлично знают, что практически ежегодно в Красноярске выходят фотоальбомы о городе, где посредством фотографии обязательно отражается роль градоначальника в формировании современного облика краевого центра.  Но это другая тема.
- Более того, - не унимался хозяин кабинета, - думаю, что надо выставить на суд зрителей именно 375 фотоснимков.
И уточнил, что все расходы, связанные с печатью фотографий и их оформлением городские власти возьмут на себя.
Не скрою, идея нам понравилась. Хорошая идея, ведь крайне-крайне редко официальные власти предлагают провести хоть какую-то фотовыставку. Я не помню случая, чтобы фотовыставку брали на  презентации края в России и за ее пределами, на всевозможные экономические и политические форумы, на партийные конференции и молодежные тусовки. Словом, фотография, как род деятельности, в Красноярске в полном загоне. Никому она не нужна. А об искусстве фотографии я и говорить не стану. Такого искусства для красноярских чиновников просто нет. А тут!..
И пошел разговор;
- А какой размер фотографий должен быть?
- Думаю, что примерно 40х50 сантиметров.
- Значит, рамки для оформления нужны приблизительно 50х60 сантиметров?
- Думаю, что да.
- Тогда где мы разместим эту экспозицию?
- Как где, - удивился вопросу чиновник. - У нас есть культурно- исторический центр, художественный музей Василия Сурикова, картинная галерея.
- Выставка туда не войдет...
- Ну, как? Там такие площади…
- А давайте посчитаем. 375 снимков умножить на 60 сантиметров. Получается, что необходима стена длиной в 225 метров. И это в том случае, если фотографии развешивать вплотную. Но между ними должно быть расстояние. Значит,  требуется около трехсот метров. А то и больше.
И тут чиновник произнес фразу, после которой мы потихоньку стали прощаться и покидать кабинет заместителя главы города.
- А что если разместить выставку по периметру забора, окружающего строительную площадку метро на площади Революции?
Говорить дальше смысла уже не было. Если заместитель главы города полагает возможным развешивать красивые виды Красноярска на заборе долгостроя… Да и потом, сам факт развешивания снимков на заборе...
Конечно, выставка не состоялась. Но в этом случае, как в капле воды, отразилось само отношение властей к фотографии и фотографам.
А ведь красноярская школа фотографии достаточно сильна. Мои коллеги - Валерий Бодряшкин, Владимир Чин-Мо-Цай, Илья Наймушин,  Александр Кузнецов, Александр Купцов, Александр и Надежда Мищенко, Владимир Сковородников, Алексей Снетков, Анатолий Белоногов и другие  -регулярно выставляются в крае, в Сибири, в России и за рубежом. Мои земляки публикуются в самых престижных журналах мира и побеждают в достаточно авторитетных конкурсах.
А тут забор. Пусть даже на центральной площади краевого центра, но все-таки забор.
Несколько лет назад мы пытались понять причину подобного. И пришли к неожиданному выводу.
Всегда духовным и культурным центром  Енисейской губернии был город Енисейск. Но случилось так, что в конце XIX века Транссиб прошел южнее, через Красноярск. Это и дало толчок экономическому развитию города. Но именно экономическому. В своем менталитете Красноярск как был городом железнодорожных мастерских, так им и остался.
И все призывы превратить Сибирь в край высокой культуры заканчивались исключительно решением организационных вопросов: создание театров, оркестров и учебных заведений… Это, бесспорно, необходимо.  А дальше…
Достаточно вспомнить историю того, как из Красноярска  навсегда уехал бывший солист театра оперы и балета Дмитрий Хворостовский. Или как коллектив симфонического оркестра пожелал сменить своего руководителя Ивана Всеволодовича Шпиллера. А чего стоит стремление депутатов Законодательного Собрания Красноярского края лишить персональных пенсионных надбавок писателей Виктора Петровича Астафьева и Анатолия Ивановича Чмыхало? Представить подобное в Иркутске, Омске или Томске просто невозможно. А у нас…
Но вернусь к фотографии. В конце 90-х годов мой коллега Александр Кузнецов высказал мысль о том, что в городе необходимо создать Дом фотографии. Не магазин, а именно Дом как центр фотоискусства. Тем более что у художников подобных помещений несколько.
С этой идеей мы обратились к мэру Красноярска Петру Ивановичу Пимашкову. На словах он идею поддержал. Градоначальник попросил нас обсудить тему с его подчиненными. Обсудили. На этом идея и умерла. Почему? Кто ж его знает? Чиновничья голова – вещь непредсказуемая. Как диарея.
Короче, краевого Дома фотографии нет до сих пор. Думаю, что в обозримом будущем  и не будет.
Оно и понятно. Экономически выгоднее отдать или продать имеющиеся площади под магазин или культурно-развлекательный центр. А вот под фотоискусство… Да и кто возьмет на себя содержание подобного здания? Сами фотографы этого сделать не смогут. А традиции меценатства у нас возрождаются с трудом.
А ведь в этом здании можно было бы проводить выставки, мастер-классы, творческие встречи и отчеты мастеров, обучать любителей фотографии... Да много чего можно было бы сделать. В конце концов можно создать краевой архив фотодокументов, в котором хранились бы личные архивы тех, кого уже нет рядом с нами.
Только на моей памяти из жизни ушли такие мастера как Равиль Маняфов, Юрий Бармин, Борис Спиридонов, Владимир Хаскин, Игорь Венюков, Алексей Горелов, Александр Гаврилов, Андрей Демьяненко, Надежда Мищенко... Где их личные фотоархивы? Далеко не все родственники сохранили коробки с пленками. Некоторые архивы уже утеряны навсегда. А это история…
Объективности ради надо отметить, что еще в конце 80-х годов краеведческий музей закупал у фотографов негативы. И сегодня в его фондах хранятся многие снимки. Но в последние годы  эта практика сведена на нет. Причина традиционна для России – отсутствие средств.
Немаловажен и тот факт, что нынешнее поколение фотографов снимает в основном в Красноярске. Творческие командировки по краю ушли в прошлое. А ведь ежедневно у нас происходят большие и малые события, достойные того, чтобы их сохранить для потомков.
В свое время Владимир Ленин сказал, что история пишется объективом. Можно по-разному относиться к самому Ильичу, но вот слова-то он произнес верные. А как можно «писать» эту историю, если сегодня чиновники, отправляясь в свои поездки, предпочитают брать с собой  исключительно представителей электронных СМИ. И примеров тому множество.
Редакции газет тоже не спешат отправлять  фотокорреспондентов в командировки по краю. Дорого. В большинстве редакций вообще ликвидировали должности фотокорреспондентов. Оттого мы и имеем в газетах такие снимки, что «не можно глаз отвесть».
Вот и получается то, что получилось.
В 80-е годы уже прошлого, XX, века стараниями краевого комитета КПСС и краевой организации Союза журналистов СССР в Красноярске была создана творческая фотостудия  «Панорама Красноярья». Руководил ею фотограф с мировым именем Владимир Иванович Чин-Мо-Цай. Фотографов «Панорамы» можно было встретить в самых далеких уголках края. Они снимали все значимые события. А результатом их работы были выставки и публикации, как тогда говорили, в центральных изданиях. И финансировалась эта структура из краевого бюджета.
Что мешает сегодня создать подобное фотоагентство? Тогда не придется экстренно искать снимки для формирования выставки, как это было перед поездкой краевой делегации в Дагомыс осенью 2006 года.
Кстати, вот тоже незадача. Тогда в состав делегации, летавшей, как говорится, «на халяву», включили множество  достойных журналистов, но не взяли ни одного фоторепортера. Представитель «Вечернего Красноярска» Олег Кузьмин летал на фестиваль российской прессы за счет редакции.
И все-таки интерес к фотографии у красноярцев есть. Достаточно посмотреть на то, сколько зрителей ходит на редкие фотовыставки. Или проанализировать объемы продаж в магазинах, торгующих фотоаппаратурой. Ну, а количество красноярцев, постигающих азы фотографии на всевозможных курсах, внушает оптимизм. Глядишь, кто-то из них когда-то станет властным чиновником и в числе прочих забот проявит интерес к развитию в крае фотографического искусства.




Виталий ИВАНОВ.

24 июня 2008 года.