Шекспир

Ирина Садовская
 
      К северу от Копенгагена на самом краю мыса, выступающего прямо в пролив Эресунн (Зунд), стоит огромный замок Кронберг, чьи изящные крытые медью башни резко выделяются на фоне массивных укреплений. Датский замок Кронберг был хорошо известен в Англии. Поэтому неудивительно, что Шекспир избрал его местом действия своей трагедии "Гамлет". Скорее всего Шекспир посещал этот замок, потому что дает очень точное его описание.       
Шекспир жил во времена правления королевы Елизаветы и его судьба трагически переплелась с судьбой ее фаворита Робина Эссекса. Есть серьезные основания считать, что именно последняя любовь королевы, а затем ее драматическая развязка, побудила Шекспира к созданию его величайшего творения - трагедии "Гамлет". Хорошо известно, что Шекспира и Эссекса связывали особо дружеские отношения. Именно при поддержке графа Эссекса на небосклоне театрального искусства взошла новая яркая звезда по имени Шекспир. Он, некогда никому неизвестный молодой драматург из провинции, ставит одну за одной, пьесы, и ему даже удается открыть собственный театр, где их ставят. И все это при поддержке Эссекса и его племянника Саутгемтона.
      Эссекс пользуется поддержкой и любовью королевы, имеет безграничное влияние на нее, и как бывает в таких случаях, у него появляются враги. И его уже начинают потихоньку сталкивать с королевой:  поговаривать, что граф мог бы стать ее достойным приемником. Как на грех вдруг всплыла старая пьеса, поставленная когда-то в театре Шекспира - "Ричард II"…
Дело в том, что во времена Елизаветы театр играл немаловажную роль в политических интригах. Суть пьесы в том, что слабого и нерешительного монарха Ричарда II свергает благородный и напористый Генрих Болинброк, незаконно захватив у него престол.
Елизавета тотчас увидела в этой пьесе намек на себя и своего фаворита. Свои подозрения она незамедлительно высказала Эссексу. Эссекс горячо заверил, что и не помышляет пойти против любимой королевы. Но в сердце Елизаветы поселилось сомнение, и тень Ричарда II стала преследовать ее и не давать покоя. В конце концов, однажды, потеряв над собой контроль, она мрачно скажет своим приближенным: "Вы что не знаете кто я? Я - Ричард II". Растущая популярность Эссекса, его молодость и талант вернут стареющую королеву из любовных грез на землю. Ее знаменитое высказывание: "Я могла бы стерпеть пренебрежительное отношение к себе, но не трогайте мой скипетр", - как нельзя лучше отражает характер этой великой женщины.
     Тем временем враги Эссекса начинают доносить королеве о том, что граф явно что-то затевает против королевы. У него в доме по вечерам собираются его приятели, они сидят у стены, на которой написана красками большая роза – символ молчания и соблюдения тайны. Королева тревожится не на шутку. Она перестает осыпать милостями фаворита, постепенно удаляет его от двора и, в конце концов, прекращает с ним всякие отношения. Эссекс впадает в отчаянье. Он шлет одно за другим послания королеве, но они остаются без ответа. Отныне дама его сердца, чьим символом служила нежная красная роза, навсегда его покинула, но Эссекс не может с этим смириться.
     Он решает  добиться прежнего расположения королевы, и начинает действовать, однако, совершает ошибку, за ошибкой и еще более обостряет ситуацию. Эссекс ведет себя по-мальчишески, в высшей степени неразумно. Пытаясь обратить на себя внимание королевы, он, со своим неизменным другом Саутгемптоном и еще несколькими приятелями заказывает труппе Шекспира сыграть пьесу " Ричард II". Во время представления они ведут себя вызывающе дерзко, аплодируя и выкрикивая насмешки в адрес королевы. Соглядатаи Елизаветы, немедленно ей обо всем доложили, представив все в таком свете будто бы против королевы готовился бунт и только чудом его удалось подавить.
     Королева тотчас повелела заключить графа Эссекса в Тауэр. Королевские министры спешно организовали судебный процесс, потому что понимали, если сердце королевы дрогнет и она простит Эссекса, тогда им расплаты не миновать - Эссекс их никогда не простит. Суд приговорил его и Саутгемптона к смертной казни. Последнее желание Эссекса, чтобы его казнь не была публичной. Казнь была назначена, как многим важным преступникам, во внутреннем дворе Тауэра,  в том самом, где когда-то казнили мать Елизаветы – Анну Болейн. Взойдя на эшафот, он  снял шляпу и поклонился лордам. Произнес прощальное слово, потом опустился на колени и горячо помолился Всевышнему. Палач опустился рядом с ним и попросил у него прощения. Граф простил. Через несколько минут приговор был приведен в исполнение. Саутгемтону казнь была заменена  вечной тюрьмой.
    Шекспир потерял сразу двух верных друзей. Его самого не тронули, хотя он и был соучастником этой драмы. Ведь именно труппа Шекспира играла спектакль в тот злополучный день. И хотя буря прошла стороной, впереди у него было жестокое испытание. За день до казни Эссекса, в которую никто до  конца не верил, Елизавета заказала шекспировской труппе сыграть для нее спектакль "Ричард II". Шекспир подчинился. Он ничего не мог сделать, он был всего лишь комедиант. Таким образом, Елизавета взяла реванш за нанесенное ей оскорбление и показала, что последнее слово останется за ней. Сутки спустя после этого представления Эссекс был казнен. Все кончено.
     Шекспир никак не выражал своих чувств, он безмолвствовал. Ни единого слова, ни единого упрека в адрес королевы. Потеря друга и покровителя Эссекса, словно выбила у Шекспира почву из-под ног. В течение шести месяцев, он не написал ни строчки. Депрессия была так сильна, что казалось, он сам готовился к смерти:
 
Не после, так теперь, теперь, так не после;
А не теперь, так когда-нибудь да придется же.
Быть готовым – вот и все!
 
Но именно в этой тишине он вынашивал свою самую гениальную  и самую загадочную трагедию  - "Гамлет".  Многие писатели и критики  утверждают, что она зашифрована.  Шекспир хотел  сказать нечто большее, чем ему было позволено.  Гамлет все время что-то не договаривает, и даже сцены его сумасшествия таят в себе смысл головоломок. Сцены безумия сменяются монологами пронзительной ясности мысли:
 
Мой пульс, как ваш, отсчитывает такт,      My pulse as yours doth temperately keep time
И также бодр. Нет нарушений смысла,          And makes as halthful music
В моих словах, переспросите вновь,                It is not madness that I have uttered 
Я повторю их, а больной не мог бы.
 
    Шекспир все время дает понять, что в пьесе есть тайна, которую он не хочет или не может открыть. Надо хорошо себе представлять ту обстановку, в которой жил великий драматург Вильям Шекспир. Стоило хоть чуть-чуть затронуть интересы королевы, как тотчас можно было расстаться с жизнью. Не надо даже было идти на плаху. Специально для этого существовал Тайный совет, исполнительный и вполне легальный орган, несмотря на несколько интригующее название, обладавший неограниченными полномочиями, который  по приказу ее величества убирал слишком умных. Потеряв своих покровителей, Шекспир легко мог повторить их судьбу. Ему, конечно же, не хотелось умереть за свою пьесу, однако он был не из трусливого десятка.
     Уже само начало пьесы – появление Гамлета в черном плаще, знак того, что в ней присутствует тень Эссекса, который перед казнью был одет в черный плащ. Дания в данном случае – Англия. Шекспир не зря в своей пьесе делает акцент на сцену спектакля бродячих артистов - это прямая аналогия на спектакль, который он со своей труппой играл для Елизаветы перед казнью Эссекса. Кульминация трагедии "Гамлет" приходится на тот момент, когда перед королем разыгрывается пьеса "Мышеловка". Именно здесь Гамлет убеждается, что Клавдий убил его отца. Зная, как гениально  Шекспир умел играть словами, можно заметить, что слово мышеловка "troppicaly, в шекспировское время произносилось как trappicaly и в нем появлялся дополнительный смысл – предательство, измена. Шекспир балансирует на опасной грани дозволенного, он обличает то страшное  преступление, которое было совершено королевой. Знаменитый шекспировед Джон Довер Уилсон как-то сказал: "Тайна Гамлета – это тайна Эссекса, тайна его сердца". То, что призрак графа Эссекса в трагедии присутствует, нет сомнений.
      От мести, Шекспира, спасло только то, что после казни Эссекса королева сошла с ума. После содеянного злодеяния рассудок ее здорово помутился. Душевное состояние Елизаветы еще более ухудшилось, когда ей стали известны некоторые подробности. До самого последнего момента, перед казнью, королева ждала от Эссекса личного прошения о помиловании. Она медлила с исполнением приговора и тянула время как могла. Но гордец молчал. Взбешенная она велела его казнить. И лишь после казни, немного позднее,  узнала правду. Ее кузина и подруга Графиня Ноттингемская, созналась ей на смертном одре в страшном грехе. Граф Эссекс послал через нее перстень, подаренный ему королевой. Перстень был подарен  когда-то с обещанием, что при предъявлении сего, граф будет немедленно прощен и к нему вернется благосклонность королевы. Но графиня не передала перстень, так как этому помешал ее муж. Признание верноподданной почти окончательно лишило Елизавету рассудка. Она прожила еще 2 года, до последней минуты взывая к Робину и, умоляя, простить ее. Одним словом, это та самая история, где, все умерли. По сути, она закончилась так,  как ее описал Шекспир.
 
 Цели ошиблись попав в            And, in this upshot, purposes mistook
 головы зачинщиков.                Fall'n on th'iventor's heads: all this can I
                Truly deliver.
 
     Многие современники удивлялись, что после смерти Елизаветы, когда почти все английские поэты откликнулись на ее смерть одами, один Шекспир молчал. Он не пролил ни единой слезинки на могилу королевы. Только значительно позднее, в своей последней трагедии " ГенрихVIII" он написал:
 
Дева,
Самой незапятнанной из лилий
Вернется в землю и целый мир ее оплачет.      
 
     Несколько слов. Больше ничего. Вроде бы придраться не к чему, лилия - символ чистоты... Но почему-то на память приходят другие лилии. Лилии, которыми был украшен ларец Марии Стюарт, подаренный ей Екатериной Медичи. Тот самый, в котором были найдены ее письма, и послужившие поводом для  казни. Не об этих ли незапятнанных лилиях идет речь? Или совсем другая сторона. Именно в этой последней пьесе мера участия  Шекспира подвергается серьёзному сомнению. Есть предположение, что пьеса либо написана Шекспиром в соавторстве с Флетчером и Мессинджером, либо он вообще не принимал  участия в ее написании. И если это так, то значит, Шекспир до конца своей жизни так  ничего и  не написал о королеве Елизавете? То есть никогда не простил ее.
И все же Елизавета I была крепким орешком. Каждый выдающийся деятель, каждый талантливый правитель всегда хороший актер, то есть, под маской играя свою роль, имеет еще и собственную жизнь, сильно отличающуюся от той, которую мы видим. Не так просто все было в поступках королевы. Миф о том, что королева была девственницей, и что она не может иметь детей, тщательно подогревался в первую очередь самой королевой. На наш взгляд этому есть довольно серьезное объяснение. Елизавета, горячо любящая свою мать, Анну Болейн, и свято хранившая о ней память, которую казнил Генрих VIII, никогда не простила ему этого. Возможно всю свою жизнь, в течение всего времени правления, она играла спектакль под названием  – пышный уход со сцены династии Тюдоров. Генрих, так страстно мечтавший о сыне, о законном наследнике английского престола, так его и не получил. Елизавета оборвала династию Тюдоров, не оставив  после себя наследника. Такова была ее месть.
Что же касается Шекспира, то ученые и историки до сих пор спорят, существовал ли он, или это была странная мистификация и под этой фамилией творил другой человек?
     Что и говорить, любителям сенсаций есть над чем потрудиться, и пока они исписывают тонны бумаги, откроем увесистый том шекспировских хроник английских королей, и окунемся в волнующее время дворцовых тайн и интриг.