Агата Кристи

Ирина Садовская
               


Это случилось 3 декабря, 1926 года, в пятницу, около 11-ти часов вечера. Агата Кристи, знаменитая писательница детективов, вышла из дома, села в свою машину и уехала. Домой в ту ночь она не вернулась. Дальше все развивалось по законам детективного жанра. Агата Кристи – исчезла.  И за этой, уже настоящей, не выдуманной историей, следили не только ее читатели, за ней, затаив дыхание, следила  вся Англия. Полиция была поставлена на ноги, газеты ежедневно печатали последние сводки новостей с  фотографиями Агаты Кристи, однако она словно растворилась в воздухе.
Весть об  исчезновении распространилась молниеносно. Уже на следующий день журналисты и толпы зевак дежурили около дома знаменитой писательницы, пытаясь выведать хоть какие-нибудь подробности. Наконец  пришло первое сообщение: " Машина Агаты Кристи найдена в 14 милях от дома. Машина брошена около дороги, неподалеку от озера. "  И  все,  больше никаких  следов…
  …В тот же день, в субботу, к санаторию "Гидропатия" подъехало такси. Из него вышла женщина, держа в руках небольшой  чемодан. Выглядела она довольно усталой.  Войдя   в отель,  подошла к стойке метрдотеля, и поинтересовалась: " Могу ли я снять у вас  номер?"  "Конечно, - ответил он.  - У нас есть очень хороший номер на 1- ом этаже – комната №5. Там есть холодная и горячая вода. Стоимость 7 фунтов в неделю".   " Благодарю вас,  очень хорошо", - сказала дама. "Как вас записать?" – поинтересовался метрдотель. " Мисс... Тереза Нил"- ответила незнакомка.
Тем временем поиски писательницы приняли общенациональные масштабы. Тысячи добровольцев, вместе с полицейскими прочесывали лес, где была найдена  машина Агаты Кристи,  а газеты не переставали держать своих читателей в курсе  события, которое в эти  дни вышло на первые полосы. Версии выдвигались самые разные, от самоубийства до насильственной смерти, в последнем случае, подозрение  падало на мужа Агаты Кристи - Арчибальда.
   Меж тем женщина по имени Тереза Нил спокойно отдыхала в санатории "Гидропатия". Каждое утро она завтракала в номере, а после полудня либо читала в общей комнате, либо общалась с постояльцами санатория. Она читала газеты, играла на бильярде, наслаждалась  прогулками по парку, была общительна, весела, единственно, ее тревожило, что не получает писем. Так прошло десять дней, но, вот, одна семейная пара, из постояльцев этого отеля, обратила внимание на большое сходство Терезы Нил с Агатой Кристи, фотографии которой, ежедневно печатались в газетах. О своем открытии они на всякий случай сообщили в полицию, и буквально в тот же день  в санаторий приехал Арчибальд Кристи. Увидев Агату, а это, конечно же, была она,  он, стараясь не терять самообладания, спокойно подошел к ней  и сказал: " Привет Агата". Агата  неуверенно ответила: "Привет", - явно не узнавая мужа. На следующий день Арчибальд увез Агату из санатория.
  Вот такая история произошла с великой писательницей детективов, которая умела выстраивать головокружительные головоломки и интриги, при этом сама попала в очень даже странные обстоятельства, если не сказать больше. Врачи объясняли  это амнезией памяти, и она сама,  полностью разделяла мнение докторов, решительно ничего не припоминая. В психологическом триллере Альфреда Хичкока " Завороженный", один из персонажей (в фильме его играет Михаил Чехов, племянник Антона Павловича) объясняет  потерю памяти, как "способ сохранить разум". Это естественная самозащита организма в экстремальных обстоятельствах. Сознательно, или бессознательно произошло это с ее памятью,  теперь уже  не узнает никто и никогда, но можно с уверенностью утверждать, что при тех обстоятельствах, в которых оказалась тогда Агата Кристи, амнезия, была для нее -  настоящим спасательным кругом.
      Загадка исчезновения Агаты  рассеивается, когда читаешь один из ее  шедевров – " Хлеб гигантов". Книга написана всего лишь спустя два  года.  В романе она вспоминает свое детство, игры, описывает маленького мальчика Вернона. Здесь присутствуют и Арчибальд, и Мадж – сестра Агаты, а рассказ о потере памяти Верноном - почти дословная история, которая произошла с самой  Агатой. В романе нет, как  это обычно бывает в ее романах, загадочного  убийства, но присутствует безжалостный рок, который зачастую страшнее физической смерти. И единственный способ его победить, постараться обо всем забыть, и начать все с чистого листа, как в дальнейшем и поступила   Агата Кристи. Но обо всем по порядку.
   Жизнь Агаты, с самого  рождения   была заполнена родительской  любовью,  радостью и весельем.  Затем пришла  юность, вместе с нею мечты о встрече с прекрасным принцем, затем  появился и сам принц, и, наконец, наступило абсолютное счастье. То есть, именно так, как случается в сказках. Но, увы, счастье  оказалось призрачным,  длилось оно недолго и рухнуло в  одночасье.
      Первое несчастье –  внезапная смерть матери, которая в  жизни Агаты занимала такое же важное место, как и муж,  Арчибальд. Она была ее другом, наставником и главным помощником. Случилось это именно тогда, когда советы и поддержка матери  были ей особенно нужны.  Дело в том, что муж Агаты  познакомился с  Ненси Нил, и она со своим мужем частенько бывала  в их  доме. Агата не могла и предположить, что эта милая, очаровательная женщина, с которой она всегда была предельно откровенна и искренна, отнимет у нее  любимого человека. Арчи  увлекся ею настолько, что и не думал этого скрывать, а  вскоре и вовсе  заявил, что уходит. Это было, как  гром среди ясного неба. Их жизнь только-только начала складываться, уже подрастала маленькая дочь Розалинда, а Агата  начала делать свои первые, довольно успешные шаги в литературе. И вдруг всему  пришел конец. Жизнь  замерла, повиснув на волоске. Без Арчи Агата больше не видела никакого смысла в  своей жизни, а разделить горе  было не с кем. Вот тогда и случилась с ней эта загадочная амнезия.
     После того, что произошло в санатории "Гидропатия", Агата некоторое время пребывала в  глубочайшей депрессии,  ни с кем не хотела  это обсуждать, и словно замкнулась в своей скорлупе. Близкие, прежде всего ее  сестра Мадж, отчаянно боролись с этим кошмаром и, в конце концов, победили. Однажды, Агата проснулась  совершенно другим человеком. К ней вернулась и радость жизни, и неуемная энергия, и трудолюбие, и потребность опять творить и создавать свои детективы. Навсегда распрощавшись  с Арчибальдом Кристи,  Агата оставила от него на память лишь фамилию, главным образом,  потому, что  она принесла ей  известность. 
   Она была потрясающе жизнелюбивой женщиной, любившая повторять: «Сдаваться нельзя до самой смерти». Ей очень нравилась притча о двух лягушках, свалившихся в бидон  с молоком. Одна из них испугалась и начала тонуть, а другая не сдалась и  начала дрыгать лапками, как сумасшедшая. На следующее утро в бидоне нашли одну лягушку бездыханной, а другая сидела на горке взбитого ею масла.
     Но  теперь пришло время рассказать о  самой главной и большой любви Агаты. После того, как окончательно поправилась и обрела достаточно хорошую физическую форму, она по приглашению друзей отправилась в Африку. Путешествовать Агата любила всегда,  считая, что это  самый наилучший способ развеять грустные, неприятные мысли. Ее друзья, историки, в то время занимались раскопками неподалеку от египетских пирамид, и Агата Кристи решила  сменить уныние на пеструю африканскую  экзотику, и, как оказалось, совершила очень разумный поступок. Провидению было угодно, чтобы именно в то же самое время на раскопках трудился археолог-практикант Макс Мэллоуэн. Друзья, не имея возможности уделять ей много времени, препоручили ее Максу и она, человек неугомонный и любознательный,  с головой окунулась в изучение археологии. Со всеми наравне усердно трудилась,  постигая сложнейшую науку археологии и вникая во все тонкости и  нюансы. Целыми днями  копалась в земле, глотала песчаную пыль, отыскивая разные штуковины и бесценные осколки древней цивилизации. А вечером, усталая и довольная, раскладывала на своей походной кровати драгоценные трофеи и, как ребенок, радовалась кусочкам камней. Макс, не оставлявший ее ни на минуту, неожиданно для себя, вдруг понял, что она очень его заинтересовала. Друзья и коллеги просто диву давались. Куда делся тот ироничный, неприступный и снисходительный Макс, которого все они так хорошо знали? Теперь это  был мягкий, покладистый, очень внимательный и заботливый молодой человек. Еще вчера он и  представить себя  не мог без археологии, а сегодня, узнав, что Агата едет в Англию, неожиданно засобирался, чтобы  тоже поехать с нею. Агата, пыталась его отговорить, напоминала, что у него были собственные планы, на что Макс категорично  заявил: "Я изменил свои планы". Зная одержимость Макса к археологии, коллеги просто недоумевали по поводу его желания поехать в Англию, в самый ответственный момент раскопок, но  потом, слава богу,  сообразили в чем  дело. И  тут,  какая удача!  Перед самым отъездом Агата вывихнула себе лодыжку. Теперь уже вся археологическая экспедиция хором уговаривала Макса поехать с нею и надо сказать,  уговаривать пришлось недолго. Они уехали вместе, и уже в Англии Макс сделал Агате предложение. Агата не сразу ответила согласием, отложив свой ответ на некоторое время. Ей очень нравился Макс, он был такой удивительный, такой заботливый, но ее очень смущала разница в возрасте - 15 лет. И все же, несмотря  на это Макс, был умным и взрослым человеком,  к тому же  еще и очень настойчивым. Он сумел завоевать любовь Агаты и  доказать, что разница в  возрасте не имеет для него  никакого значения. Ну а дальше все  произошло само собой, и через несколько месяцев, они поженились. Их семейное счастье не прерывалось ни на минуту, они никогда не расставались и повсюду ездили вместе. Единственная, вынужденная  разлука,  длившаяся около четырех лет,  произошла во время второй мировой войны, когда Макс уезжал в Африку,  но после этого, сразу же, без промедления, вернулся домой к Агате. В их совместной жизни  все  всегда было  невероятным и  достойным удивления. Ну, казалось бы, как такое возможно? Мужчина, которому нет и 30 лет, уезжает из дома на целых четыре года, на войну, но затем день в день возвращается.  Он молодой интересный мужчина – она  женщина средних лет и у них даже нет общих детей. И, тем не менее, это был на редкость  удачный союз и  дело, прежде всего, конечно же, в самой  Агате и в ее удивительном характере. Ко времени встречи с Максом она уже стала довольно известна и богата, в Англии у нее было несколько домов и целая куча машин. Она могла  позволить себе вести роскошную и праздную жизнь, если бы захотела, но два раза в  год,  день в день, она уезжала с Максом в экспедицию на раскопки, и так было вплоть до 70 лет. К тому времени Макс стал уже довольно известным археологом, совершившим множество исторических находок и открытий и, можно сказать,  Агата грелась в лучах археологической славы своего мужа. Но достиг он этой славы, конечно же,  благодаря поддержке и заботе  жены.  Ее поездки с ним не были пустым времяпровождением, она активно участвовала в работе экспедиции. Не только устраивала быт своему мужу, но по совместительству, работала фотографом и попутно выполняла всю черновую работу. Но что самое главное, что  в такой  сложнейшей обстановке  ухитрялась еще и писать свои романы. Ну, кто после этого  будет удивляться, что Макс с Агатой прожили душа в душу  целых 30 лет!
     Друзья Агаты Кристи никогда не видели ее пишущей. У нее даже  не было специального кабинета. Она могла писать где угодно: за кухонным столом, на уголке умывального столика. Сама она так шутила по этому поводу: "Я вела себя, как раздобывшая кость собака, которая исчезает куда-то на полчаса, а потом возвращается с перепачканным землей носом".
    Мисс Марпл это прототип бабушки Агаты Кристи. Бабушка обладала редкой наблюдательностью и отличалась уникальной  памятью и, порой, от ее пророческих предсказаний бегали мурашки по коже. Поэтому мисс Марпл,  умная и симпатичная пожилая дама, с дотошным характером и блистательными мозгами – человек хорошо знакомый Агате с детства. Она говорила одному журналисту: "Я вывернула старый саквояж, - и нашла поеденный молью бабушкин жакет, кошелек с пятью фунтами и шесть книжек по рукоделию для служанок к следующему Рождеству. Теперь вы понимаете, откуда я списываю жизнь моей мисс Марпл?" Мисс Марпл  Агата Кристи поселила в маленькой деревушке Сент-Мэри-Мид. Она  любопытна, как и все другие обитатели деревни, посему пастор в романе Агаты Кристи удивленно восклицает: "Я спрашиваю себя, когда здешние люди находят время поесть? Можно подумать они принимают пищу, стоя за занавесками, чтобы не пропустить ничего из происходящего на улице" Но в отличие от  соседей, мисс Марпл, добывая интересную информацию, тщательно анализирует  и классифицирует ее. Именно такая логика помогала ей найти разгадку преступления значительно раньше полицейских.
    Другой персонаж детективов, Эркюль Пуаэро, напротив, абсолютно вымышленный герой. Агата Кристи создала образ своего сыщика, явно высмеивая его внешность. "Это будет маленький человечек, по имени Эркюль - в переводе с французского означает Геракл."  Его рост 162 см. У него яйцеобразная голова, нафабренные усы, которым он уделяет непомерное внимание, он одевается, как денди и он очень тщеславный. Но при этом невероятно умный, с волшебным чутьем". Тот, кто видел в месье Пуаро чудака, очень ошибался. Иногда кажется, что Пуаро хитрее даже своей создательницы. Роль чудака, которую он прекрасно разыгрывает,  очередная сыщицкая уловка, чтобы усыпить бдительность преступников. Впоследствии Агата Кристи сожалела, что немного ошиблась с его возрастом. Ей казалось, что Эркюля Пуаро нужно было сделать несколько моложе.
   Будучи всемирно известной писательницей, ей уже было далеко за 70, она, наконец, поверила, что стала настоящим профессионалом. И шутливо говорила, что  теперь может придумывать и кропать свои книжки, пока не спятит.
      Сюжеты своих детективов она придумывала на ходу. Иногда разглядывая витрину шляпного магазина, иногда забежав в кафе выпить чашечку кофе, и подслушав разговор двух дам за соседним столиком. Ей этого было вполне достаточно, чтобы создать очередной  детектив.
      Страстная путешественница и любительница острых ощущений, она  объехала полмира, побывав однажды,   проездом, даже в России. Но нет никакого сомнения в том, что Англия  для нее очень много значила.  В одном из писем,  она писала: " Просто в Лондоне, как всегда идет дождь, просто это хорошее, забавное, старое место".
    В ее характере очень органично сочетались женские слабости и твердость духа. Этому она училась у старшего поколения - женщин викторианской эпохи. Действительно, они, эти не эмансипированные особы, обладали романтической прелестью и рациональным мышлением, добродетелью и пороком. Ими невозможно было не восхищаться. Бледные существа, хрупкие и чувствительные, постоянно нуждающиеся в защите, на самом деле отличались редкостной жизнерадостностью и упрямством. И непременно достигали всего, чего хотели, а мужчины ходили у них по струнке. В жизни они творили  всё,  что хотели, но никогда не допускали, чтобы их мужья потеряли лицо. Авторитет мужчины был непоколебим. То была отменная жизненная школа, помноженная на силу духа и несгибаемый характер. Даже достигнув преклонных лет,  викторианские дамы оставались красивыми, с безупречной осанкой и блестящими манерами. Несомненно, Агата Кристи до кончиков ногтей была приверженкой викторианской эпохи,  и её жизнь подтверждение тому. Агата полностью растворялась в интересах своего мужа и утверждала, что очень счастлива. В анкетах на вопрос: род занятий, неизменно отвечала – замужняя дама. Но, то, не очень важное дело, каким было написание детективов, она делала с таким блеском, что сумела затмить всех писателей мужчин, став "королевой детектива", в этом, абсолютно мужском жанре. Можно себе представить, сколько еще планов могла бы осуществить эта замужняя дама с ее гибким и неординарным умом, если бы она не была столь привязана к домашнему очагу.
     Мы читаем и перечитываем ее детективные романы. Они не имеют ничего общего с теми вульгарными книжками о сыщиках, которыми сегодня забиты книжные прилавки. Ее книги это, прежде всего художественное произведение и потому нас не пугает нарочито замедленный, неспешный ход расследования, и, в общем-то, нас не очень интересует, кто же убил. Нет, не ради этого мы читаем ее книги, или смотрим кинофильмы с Мисс Марпл и Эркюлем Пуаро. Каждая встреча с великой писательницей дает  возможность, не спеша и с удовольствием, рассмотреть старую добрую Англию, легендарный запах смога, туман, понапущеный там и тут, вкуснейшее нагромождение мельчайших подробностей. Словно старая рождественская открытка, которую хочется рассматривать медленно, наслаждаясь каждой деталью. Нет, безусловно, убийца должен быть найден и наказан, это неотъемлемая часть детективного сюжета, но все же это самый большой секрет великого писателя - за что мы его любим. Любовь и жизнь  вообще,   две самые большие загадки на свете.
   Свою сокровенную фразу Агата Кристи, вложила в уста одного из персонажей романа " Хлеб гигантов" и  она полностью раскрывает ее характер:
" Всегда найдется женщина, готовая вытащить тебя из пропасти, но никто не составит тебе компанию, на вершине горы. Так и останешься там стоять в гордом одиночестве"
      Теперь, когда вся память об Агате Кристи заключена в ее книгах, мы еще пристальнее вглядываемся в мисс Марпл и все чаще убеждаемся, что эта энергичная, умная, жизнерадостная, сухонькая дама, страшно нам кого-то напоминает. В мисс Марпл  Агата вложила собственную душу, свои мысли и ту неуемную энергию и фантазию, которая помогла ей стать величайшей писательницей. Хотя  никогда бы не призналась в этом. Так сделаем же вид, что мы ни о чем не догадались