Не женское дело?

Анатолий Шушарин
Почему-то считается, что лесоустройство – сугубо мужская профессия: мол, не женское это дело – по тайге бродить, да в палатках ночевать.
Действительно, до Октябрьской революции 1917 года  женщины в лесоустройстве не работали. Корпус лесничих, к которому относились таксаторы и техники лесоустройства, был организован по военному образцу и женские должности в нем попросту не предусматривались. Да и учиться лесному делу их не пускали. Вспомните «Гусарскую балладу». Хватало опытных таксаторов и техников «сильного пола».
Октябрьская революция отменила все привилегии и уравняла женщин в правах с мужчинами. Кожаная куртка, маузер, красная косынка – образ женщины-комисара. Не сразу, но эмансипация добралась и до лесного хозяйства.
В докладе «Лесное хозяйство Вологодской губернии за 10 лет советской влсасти» заведующий подотделом лесоустройства губернского лесного отдела А. Костин сообщает, что «старое лесоустройство в связи с увольнением и заменой специалистов, невнесением в материалы текущих изменений потеряло всякое значение. Поменялись границы лесничеств, потеряла значение и такая единица, как лесная дача. По сумме этих причин Лесное управление признает все леса губернии неустроенными». В 10 лет планировалось устроить все леса губернии, ежегодно  по 680 тыс.га.
Для выполнения этих объемов работ требовались подготовленные кадры лесоустроителей.  Лесные учебные заведения не могли обеспечить  выпуск специалистов такими темпами. В Вологодском лесоустройстве эта проблема решалась путем ускоренной подготовки младших лесных специалистов, набираемых из числа юношей и девушек. Кандидаты  на должность техника  (практиканты) проходили теоретическую и практическую подготовку в производственных условиях действующего лесоустройства в течении двух лет. На курсах преподаются дисциплины: черчение и геодезия, лесоводство и таксация, счетно-вычислительные работы, Конституция. Дисциплины лесоводство и таксация читали преподаватели из Ленинграда, остальные дисциплины – сотрудники Конторы. Благополучно окончившие курсы и успешно прошедшие практику  назначались на должность помошника таксатора.
Быстрее всего, нужда, а не романтика толкала женщин в лес. Назвался груздем – полезай в кузов.
Первыми женщинами в лесоустроительных партиях Вологодского лесоустройства, выезжающими на полевые работы стали: в 1927 году Ванькевич (Басова) Елизавета Михайловна, в 1929 году Мишуринская Евдокия Ивановна, в 1930 году Орловская Мария Сергеевна. В Архангельском лесоустройстве первой женщиной-таксатором была Тросс (Перова) Варвара Николаевна, принимавшая участие в лесопатологических обследованиях 1927-1928 годов.
В обязанности помошника таксатора в те годы входили работы по организации территории устраиваемого лесничества в виде прорубки новой и прочистки существующей квартальной и граничной сети, промеру и наложению на абрис таксационных ходов, установлению квартальных и визирных столбов. Все это в совершенно необжитых местах, в условиях таежного бездорожья, при дефиците продуктов. Выполнялись работы силами сезонных рабочих, число которых у техника достигало 6-8 человек. Полевой сезон продолжался с середины мая до конца октября, а порой и дольше.
Через 2-3 года, набравшись таежного опыта, техники назначались на должность таксатора. Многие пробовали, но по истечении трех лет уходили в камеральную группу или покидали лесоустройство навсегда. Таксатор руководил бригадами техников, контролировал их работу, одновременно изучал и обследовал лесной фонд на закрепленном участке, определяя количественные и качественные характеристики лесов (выполнял таксацию). Сезонная нагрузка на участок составляла: по площади до 30,0 тыс. гектар, по километражу до 600 километров, по столбам до 400 штук. В 1935 году таксаторов и техников в Вологодском лесоустройстве числилось 42 человека, из них женщин 6 человек (15% полевого состава). Среди них Воропанова Екатерина Ивановна, работавшая таксатором с 1932 по 1942 год.
В годы Великой Отечественной Войны лесоустроительные работы не останавливались, их проведение определялось порядком и условиями военного времени.  Таксаторов, ушедших на фронт, заменили женщины. Среди них можно назвать: Булатова (Анохина) Екатерина Андреевна, Воскресенская (Коновалова) Валентина Ефимовна, Лебедева (Добрякова) Ирина Сократовна, Новичкова (Зайцева) Мария Васильевна.

Руководящие должности в лесоустройстве (по умолчанию) всегда занимали мужчины. Но война и сложившиеся после войны обстоятельства (нехватка мужского населения, возможность получить лесное образование) выдвинули женщин-таксаторов в один уровень с мужчинами. Первыми женщинами в «Севлеспроекте", назначенными в 1949 году начальниками лесоустроительных партий, были Масленикова (Вишневская) Тамара Сергеевна и Ванькевич Елизавета Михайловна.  Опыт оказался успешным и в последующем на должности руководителей назначаются Селезнева Зинаида Глебовна, Петрова (Башкирова) Акулина Петровна, Слама Инна Александровна, Иванова (Хлюстина) Екатерина Андреевна и Елсакова Таисия Васильевна в 1950, Болукова (Багновская) Галина Ивановна и Баботина (Сергеева) Нина Алексеевна в 1951, Азбукина Валентина Алексеевна в 1952, Масленикова Мария Мануиловна и Бурякова Наталья Степановна в 1953 годах.  Неординарные организаторские способности и воля, деловитость и самоотверженность, честность и принципиальность, глубокие знания природы лесов и нормативов лесного хозяйства – вот требования, которым должен соответствовать начальник партии. От него зависят   сроки и качество проведения полевых и камеральных работ, правильность назначения и оценки лесохозяйственных мероприятий, эффекимвность ведения лесного хозяйства в ревизионном периоде. Начальник партии всегда находится со своими таксаторскими группами, направляет и контролирует их работу.
На особом месте в этом ряду находятся начальники партий – авторы лесоустроительных проектов ведения лесного хозяйства. Помимо руководства партией, они собирают и обрабатывают сведения о хозяйственной деятельности устраиваемого лесхоза. В Вологде это Масленикова (Вишневская) Т.С., разработавшая лесоустроительные проекты для Велико-Устюгского (1956) и Вельского (1957) лесхозов и Слама И.А., разработавшая проект для Нюксенского (1954) лесхоза.  В Архангельске - Никитина (Ручьева) Евгения Ивановна, работавшая в лесоустроительной экспедиции с ее основания в должности таксатора, начальника лесоустроительной партии, главного инженера экспедиции вплоть до ухода на пенсию в 1983 году. Лично ею были разработаны лесоустроительные проекты ведения лесного хозяйства Ерцевского ЛПХ (1961), Мошинского ЛПХ (1962), Исакогорского учебно-опытного лесхоза (1969), Луковецкого (1971) и Обозерского (1974) лесхозов, Пихтового военного лесничества (1980). Начальник партии Щитнева Эмма Гавриловна, работавшая так же в Архангельской экспедиции с 1958 по 2002 год, составила проекты Подюжского ЛПХ (1961) и Шалакушского ЛПХ (1962).
В «Севлеспроекте» в недавнем прошлом работала ветеран лесоустройства, легендарный таксатор и начальник партии -  Лодыгина Тамара Федоровна. Ровно 50 лет своей жизни она посвятила лесу и лесоустройству. Начав свою профессиональную деятельность в 1947 году практикантом в Росорглесе, Тамара Федоровна, уже в качестве техника и таксатора, принимала участие в устройстве Печоро-Илычского заповедника и заповедника «Беловежская Пуща», многих лесхозов Вологодской и Архангельской областей и Республики Коми. Будучи начальником партии, специализировалась на разработке Проектов организации и ведения лесного хозяйства в колхозно-совхозных лесхозах. Ею разработаны и успешно защищены Проекты по Шенкурскому (1983), Кирилловскому (1984), Бабаевскому (1986), Усть-Кубинскому (1987), Бабушкинскому (1988), Никольскомуй (1989), Велико-Устюгскому (1990) межхозяйственным лесхозам. Только под завершение своей трудовой деятельности (в 1994-1997 годах), Тамара Федоровна не выезжала на полевые, работая инженером камерального производства. За большой вклад в лесоустройство в 1987 году она награждена орденом «Знак Почета».
Совреаенное лесоустройство и инвентаризация лесов так же не обходятся без женского участия, хотя они все реже выезжают непосредственно в лес Женщины-исполнители и женщины-руководители доминируют в камеральных процессах.
Непосредственно производством полевых и камеральных работ руководит заместитель главного инженера филиала Шущарина Надежда Владимировна, которую с лесоустройством связывают более 30 лет. В должности таксатора и начальника лесоустроительной партии она провела 15 полевых сезонов в лесхозах Архангельской, Вологодской областей и Республики Коми. Ею лично разработаны лесоустроительные проекты по Кадниковскому (1997) и Чагодощенскму (1999) лесхозам.
Одним из основных направлений Государственной инвентаризации лесов – дистанционным мониторингом использования лесов – руководит Корякина Светлана Васильевна. Группы кадастра возглавляют Иванова Надежда Александровна, Савичева Ирина Александровна и Конева Наталья Александровна. Ключевые посты в бухгалтерии и экономике занимают Волохова Нина Александровна и Олейник Ия Вадимовна. Алекберова Людмила Борисовна руководит группой эксплуатации и материально-технического обеспечения.
Если в 1940 году женщины в лесоустройстве занимали 40% должностей, то сегодня их уже 47%, а завтра будет еще больше.
Так что, судите сами – женское ли это дело?



Шушарин А.П.
Вологда 18.07.2013