Вылечить от лесной слепоты

Анатолий Шушарин
Почему нельзя ходить в лес с закрытыми глазами, или о значении лесоустройства для лесного комплекса Вологодской области.

Говорят, что «лес дело темное» и это справедливо в условиях своеобразной информационной лесной слепоты. Плохо, когда эта «болезнь» вынужденная, еще хуже, когда не видеть и не слышать хотят намеренно, осознанно. «Открывать глаза», «лечить», быть «поводырем» в этих вопросах испокон веку поручалось лесоустройству. М.М.Орлов так определил роль лесоустройства в лесной отрасли: «Лесоустройство без лесоуправления мертво, а лесоуправление без лесоустройства слепо». Прошлое, настоящее и будущее для лесного хозяйства и лесопользования неразрывно связаны: это аксиома – мы пользуемся результатами наших предшественников, а потомки будут  пожинать плоды современных лесных тружеников.
 
То же и с лесной информацией, значение которой сложно переоценить. На каждом этапе развития государства перед лесоустройством ставились определенные задачи: практические, теоретические, научные. Обладая передовыми научными и прикладными знаниями, лесоустроители находились в промежутке между теорией и практикой, служили передаточным звеном в эволюции лесного дела, организации «правильного» лесного хозяйства и лесопользования.
Вологодское лесоустройство имеет дореволюционные корни, крепкие традиции и хорошо подготовленный персонал – это одно из старейших в России специализированных предприятий по инвентаризации лесов и лесоустройству. В 2013 году вологодские лесоустроители будут отмечать свой 130 летний юбилей. Оглядываясь назад, в прошлое, яснее становится роль лесоустройства в управлении лесами, значение его для лесной промышленности.

Неслучайно Лесным Департаментом Министерства государственных имуществ царской России центром лесоустройства Европейского Севера выбрана Вологда. Бескрайние необжитые просторы с неизведанными лесными территориями, простирающимися от Уральских гор и Северных морей на тысячи километров; неизмеримые объемы древесных и других лесных ресурсов, сулящие выгоду при их освоении – вот что представляли в то время Вологодская и Архангельская губернии.   Площадь казенных лесов, подлежащих устройству и исследованию, к тому времени составляла по Архангельской губернии 42,8 миллионов десятин (1 десятина соответствует 1,093 гектарам), по Вологодской губернии 28,5 миллионов соответственно.
В этот период первичного «приведения лесов в известность» перед лесоустройством стояли задачи хотя-бы приблизительно описать и оценить лесные богатства, «положить их на план», организовать территорию путем прорубки просек и границ, изучить рынки сбыта лесной продукции. Лесоустроители выступали в роли первопроходцев и первооткрывателей, исследователей таежных богатств.
Шаг за шагом с лесных карт исчезали «белые пятна». Министерство финансов не жалело денег на проведение лесоустройства, поскольку информация о древесных ресурсах позволяла планировать лесозаготовки и продажу материалов переработки древесины на собственные нужды и заграницу, а следовательно получать и лесной доход. В конце 19 века на лесоустройство в Вологодской губернии правительством отпускалось 1,4 коп на десятину, в Архангельской — 0,4 коп. 
Огромные массивы лесных дач генерального межевания разделялись на лесничества, а те в свою очередь, на квартальную сеть. Нехоженая северная тайга делилась на клетки размером 2 на 8 верст в доступных районах и 4 на 16 верст - в глухомани (1 верста соответствует 1,067 км).  Углы кварталов закреплялись столбами, на которых обозначался порядковый номер квартала. Границы лесничеств совпадали, как правило, с границами уездов. По мере описания лесов, лесничества разукрупнялись, что способствовало лучшему управлению и планированию лесного хозяйства.  Всего лесничеств в Вологодской губернии числилось: в 1845 году - 12, в 1852 году – 15, 1861 – 17, 1889 – 26, 1910 – 59, 1911-61, 1915 – 68. Однородные участки леса выделялись путем пометок в пикетажном журнале по мере продвижения по таксационным ходовым линиям. Количество и качество деревьев, пригодных для рубки, определялось на пробной площади, закладываемой в определенном порядке.
Темпы обследования лесов были значительны. Если по данным отчётов Министерства Земледелия и Государственных имуществ в 1866 году устроенных лесов в Северной области (Вологодская, Архангельская и Олонецкая губерния) значилось всего лишь 2,8%, то  к 1908 году обследовано в Вологодской и Архангельской губерниях уже около 40% территории (28,5 млн. десятин). Правда, лесоустройство в полном объеме проведено всего на площади около 1 млн. десятин.  Исследованию лесов, благодаря вниманию Государственной Думы и Лесного ведомства, придавалось исключительное значение, планировалось завершить его на территории Европейского Севера к 1918 году. Затраты на лесоустройство с лихвой окупались: доходность казенных лесов с 1 десятины составляла в Вологодской губернии 9 копеек, в Архангельской губернии 7 копеек.   На 1 января 1915 года лесоустройство и лесоисследование казенных и удельных лесов в Вологодской губернии были практически завершены: устроено 2,032 млн. га (6,8% общей площади лесов), исследовано 26,408 млн. га (87,8%). Остались не изученными крестьянские и частновладельческие леса на площади 2,2 млн.га. В Архангельской губернии таксацией и исследованием лесов охвачено 54% лесной территории.
 
Октябрьский переворот изменил форму собственности на леса – все они были национализированны. «Достоянием народа» необходимо было управлять и грамотно пользоваться. В хаосе войны и революции, в условиях изменившегося государственного строя многие лесные специалисты покинули свои рабочие места, материалы лесоустройства были утрачены. «Все леса нужно привести в известность, описать и организовать в них хозяйство» - вот одна из первых резолюций Советской власти. Вологодский губисполком в 1918 году принял решение о проведении работ по учету всех лесов губернии.  При губисполкоме было организовано лесоустроительное подразделение во главе с А.Н. Царевским – одним из организаторов дореволюционного лесоустройства, сплотившим вокруг себя таксаторов-единомышлеников.  На съезде Вологодского губернского земельного совета он доложил о состоянии лесного хозяйства в губернии и сформулировал цели и задачи лесоустройства в новых условиях. В частности подчеркнул, что «лесоустроитель несет колоссальную ответственность за вводимое им хозяйство не только перед современниками, но и перед потомством и всей страной». Первоочередной задачей он ставил «приведение в известность частновладельческих лесов, а также отвод лесосек для нужд северных железных дорог». Так начался новый этап в истории Вологодского лесоустройства, связанный со становлением народного хозяйства, применением новых технологий в инвентаризации и устройстве лесов, развитием лесозаготовок, изменениями структуры управления лесами.
Молодому советскому государству не хватало финансов на хозяйственные нужды. Одним из путей пополнения казны Советская власть видела в передаче лесов в концессию, поэтому  направило силы Вологодских лесоустроителей на обследование лесов в Вологодской и Северо-Двинской губерниях, передаваемых совместным компаниям  «Русанглолес» и «Руснорвеголес» для организации лесопильного производства (около 1 млн.га). Большую работу (более 1,1 млн.га) Вологодские лесоустроители выполнили по устройству лессов местного значения, расположенных вблизи сел и деревень и тесно связанных с крестьянским хозяйством. Наряду с работами обычных лесоустроительных партий в период восстановления народного хозяйства начали проводиться и лесоэкономические изыскания в интересах лесной промышленности. За период с 1923 по 1931 годы на территории Северного края (в него входили округа Архангельский, Няндомский, Вологодский, Северо-Двинский, область Коми, Ненецкий – площадь лесов 78,9 млн.га.) проведено лесоустройство на площади 30,7 млн.га  и обследование (инвентаризация) на площади более 38 млн.га. Технологическим прорывом в области лесоустройства стало в этот период применение аэрофотосъемки и авиации при таксации лесов.  Всвязи с закреплением лесов за леспромхозами и передачей лесоустроителей в лесозаготовительные тресты, традиционные лесоустроительные работы с 1931 по 1938 годы были прекращены. Государство полагало, что древесные ресурсы неисчерпаемы и вести их учет в традиционном виде, проводя лесоустройство, необязательно. Упор делается на лесоинвентаризационные работы. Для их выполнения создавались специальные экспедиции, в состав которых кроме таксаторов входили специалисты разных профессий (изыскатели лесовозных дорог, геодезисты, геологи, строители, экономисты и др.). Вологодские таксаторы были заняты на составлении планов эксплуатации лесов (плана рубок), инвентаризации лесных массивов существующих и проектируемых механизированных лесовозных дорог, разработкой генплана предприятий лесной промышленности, уточнением мест поступающих в рубку и отводом лесосек Архангельской, Вологодской областей и Коми АССР. В это время в Вологде работали: лесоустроительная контора треста «Севлесстрой» (1931-1932), лесоустроительная партия Наркома путей сообщения (НКПС) (1931-1936), экспедиция треста «Комилес» (1931-1934), экспедиция Северного краевого управления лесов местного значения (КУЛМЗ), преобразованная в дальнейшем в республиканскую лесоустроительную контору «Росорглес» по устройству лесов государственных заповедников (1935-1953), контора треста «Севлес» (1933-1939). В 1939-1940 годах коллектив Вологодских лесоустроителей составил товарные таблицы, которые использовались в течение 25 лет для всех лесов таежной зоны. В этот период Вологжанами ежегодно устраивалось и обследовалось от 3,5 до 5,0 млн. гектаров лесов в различных регионах страны. Экспедициями лесоустройства выполнено дальнейшее разукрупнение квартальной и визирной сети до размеров 4 на 4 и 2 на 4 километра, проложена граница между лесами местного и промышленного значения, изготовлены проектные и картографические материалы, обеспечена деятельность леспромхозов, произведен полный учет лесного фонда.
 
В военное время (1941-1945 годы) работы по инвентаризации лесов не приостанавливаются ни на один день. Большая часть таксаторов-полевиков была призвана на фронт, их место заняли женщины.   В соответствии с приказом Наркомлеса СССР № 311 от 13 сентября 1941 года срочные изыскания лесосырьевых ресурсов для заготовки спецсортиментов оборонного значения: авиафанеры, лыжной и ружейной болванки и других проводятся по специально разработанной «Инструкции для инвентаризации Государственного лесного фонда лесопромышленной зоны (техника полевых работ) Наркомлеса СССР». В соответствии с постановлением Вологодского Облисполкома от 10 ноября 1941 года за № 55 Северная лесоустроительная контора с декабря 1941 года перебазируется из Вологды в Великий Устюг. Общий объем спецобследований и инвентаризаций лесов, примыкающих к северным железным дорогам, в 1941-1945 годах составил 2,3 млн.га.

Разгромленное, разграбленное, вызженное войной народное хозяйство требовало восстановления. Для строительства нужны были огромные объемы древесины. Материалы лесоустройства за период войны были частично утрачены, в имеющиеся материалы изменения не вносились, изменились границы лесничеств и лесхозов, уволились и заменились специалисты. Для организации лесного хозяйства Вологодской области требовалось проведение нового лесоустройства, в том числе и устройства колхозно-совхозных лесов.  Для этих целей на базе Вологодской Авиалесоустроительной конторы организован в 1948 году Вологодский аэрофотолесоустроительный трест с местоположением управления треста в городе Вологде.  Трест непосредственно подчинялся Всесоюзному объединению «Леспроект». В задачу треста входило информационное обеспечение вновь организованных лесхозов Архангельской, Вологодской областей и Республики Коми путем проведения лесоустроительных работ и создания проектов организации лесного хозяйства. В кратчайшие сроки при тресте организуются три хозрасчетные экспедиции (две в Вологде и одна в Великом Устюге). Полностью леса Вологодской области были устроены к 1957 году. Одновременно с таксацией лесов продолжалось разукрупнение квартальной сети до размеров 4 х 2,   2 х 2 и 1 на 2 километров, востанавливались границы между государственными и сельскими лесами, выполнялся промер ходовых линий. По результатам лесоустройства изготавливались картографические материалы и таксационные описания, определялись объемы лесохозяйственных мероприятий и размеры лесопользований. Лесоустроители принимали участие в отводе лесосек, проектировании охотничьего хозяйства, оценке лесосырьевых баз, научных исследованиях, составлении учета лесного фонда.
Повторное устройство лесов области проходило в периоды с 1961 по1968, 1974 по 1978, 1986 по 1990 годов.  По просьбе Правительства области леса устраивались только Вологодскими лесоустроителями в сжатые сроки: от начала до завершения работ проходило 5 лет. Применялись передовые технологии: для дешифрирования – спектрозональная аэрофотосъемка, для обработки данных таксации – большие ЭВМ, для изготовления картографии – офсетная печать. Впервые для области: изготавливаются карты лесов, составляется Сводный лесоустроительный проект, разрабатываются Основные положения ведения и развития лесного хозяйства, издается региональный справочник таксатора. Для сокращения затрат на лесоустройство используются методы рационального сочетания наземной таксации и дешифрирования космических снимков.
Последний цикл лесоустройства области продолжался 12 лет – с 1996 года по 2007 год. Именно в этот период начался перевод лесоустроительной информации с «бумаги на цифру». Применяемые технологии обработки данных таксации и изготовления картографии, программные средства, инструменты и оборудование позволяли коренным образом изменить информационное обеспечение областных органов управления лесами и лесопользователей. На областном уровне нами предлагались услуги по совершенствованию ведения государственного учета лесов на основе совмещенных картографических и таксационных баз данных с ежегодной их актуализацией, участие в освидетельствовании мест рубок и выполненных лесохозяйственных мероприятий, совершенствование нормативной базы Предложения остались неуслышанными по причинам противоречия законодательству и отсутствию финансов. Переданные отдельным лесхозам электронные базы данных не использовались, предпочтение было отдано бумажным носителям.
Северный филиал государственной инвентаризации лесов ФГУП «Рослесинфорг» организован на базе Северного государственного лесоустроительного предприятия сравнительно недавно – в 2007 году.  В цели филиала на современном этапе входит комплексное решение лесоучетных и лесоустроительных задач в интересах государства и предприятий лесного комплекса. Эти задачи решаются путем проведения государственной инвентаризации лесов, межевания и постановки на кадастровый учет лесных участков, лесного планирования. Сегодня законодательные нормативы построены так, что без лесоустройства ни один из этих видов работ не может быть осуществлен. От качества и актуальности материалов лесоустройства напрямую зависит достоверность всех вышеназванных работ. Кроме того, материалы лесоустройства являются базой для проекетировании мероприятий по охране и воспроизводству лесов, экологии и рекреации.  Информационные интересы государства в области лесных отношений в виде ГИЛ (оценка количественных и качественных характеристик лесов, дистанционный мониторинг использования лесов, оценка эффективности проводимых лесных мероприятий), межевания и лесного плнирования финансируются из федеральных источников. В Вологодской области эти работы с регулярной периодичностью проводятся специалистами филиала «Севлеспроект». Региональные же интересы в виде лесоустройства государство готово софинансировать пропорционально денежному участию субъектов и арендаторов участков лесного фонда. До недавнего времени эти замыслы в Вологодской области оставались только намерениями. Давность материалов лесоустройства  более 10 лет имеют 45% лесничеств. Остались неустроенными около 350 тыс. гектаров муниципальных, городских лесов и лесов на землях сельхозназначения – информация о них отсутствует в государственном лесном реестре. Около 30% площади лесов (бывшие сельские леса) устроены упрощенным методом – актуализация материалов прошлого лесоустройства. Вот параметры «лесной слепоты» в Вологодской области на сегодняшний день. По методике региональных органов исполнительной власти в области лесных отношений, «доморощенные таксаторы» лесничеств, лесхозов, арендаторов пытаются сами выборочно уточнять таксационную характеристику насаждений, переводя приспевающие леса в спелые. Но это «выклевывание» самых доступных лесных участков в интересах лесопользователей приведет к окончательному обесцениванию лесного фонда и в будущем создаст новые необратимые проблемы.  Кардинально лечить «болезнь» можно только полноценным,  профессиональным, объективным лесоустройством в границах государственных лесничеств.
К счастью, с середины 2012 года начинают проявляться признаки «прозрения»: Департамент лесного комплекса объявил о проведении лесоустройства методом актуалиазации в Чагодощенском лесничестве, есть намерения провести лесоустройство с финансовым участием арендаторов в Белозерском лесничестве. Перед лесоустройством в перспективе кроме таксации стоят задачи экономической оценки лесных ресурсов: рассчет лесной ренты и лесных такс, определение породной, возрастной и сортиментной структуры древостоев, выделение экономически-доступной части расчетной лесосеки. Мы и сегодня предлагаем свои услуги по участию в ведении государственного лесного реестра в форме непрерывного лесоустройства, формированию лесных участков, отводу и таксации лесосек. Мы готовы проводить консультации и экспертные заключения, участвовать в методической и нормативной деятельности лесного департамента..
Мы хотим, что бы участники лесных отношений Вологодской области и Республики Коми видели в нас партнеров, шли в лес с широко открытыми глазами, обладали достоверной современной информацией о лесах, умели ориентироваться в дебрях этой информации. С Вашей помощью мы хотим быть Вашим надежным компасом в лесах России.

Заместитель директора филиала       А.П. Шушарин
14.11.12