Об организации лесоустройства в 2009 году

Анатолий Шушарин
Наиболее достоверным и доступным источником информации о лесе, о наличии древесных и иных лесных ресурсов в нем (как для арендаторов участков лесного фонда, так и органов управления лесами) были, есть и останутся материалы лесоустройства.
В терминологическом словаре лесоустройство определяется как «специализированный вид лесохозяйственной деятельности, обеспечивающий осуществление работ по оценке состояния лесов, а также проектирование мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов, повышение их продуктивности и устойчивости».
Новое лесное законодательство изменило привычную систему лесоустройства, при которой заказчиком работ и плательщиком выступало государство, а исполнителем работ были специализированные лесоустроительные организации. На территории Европейского Севера по причине отсутствия финансирования лесоустроительные работы в последние два года не проводятся.
В Северный филиал государственной инвентаризации лесов ФГУП «Рослесинфорг» поступает много обращений от арендаторов участков лесного фонда с просьбой уточнить таксационную характеристику отдельных лесных насаждений или провести лесоустройство в связи со старением информации. Что бы снять возникающие вопросы, я приведу комментарии к новым положениям по лесоустройству и требования при организации этих работ в 2009 году.
Лесной кодекс РФ (от 04.12.06 №200-ФЗ)  определяет, что все работы по лесоустройству с гражданами и юридическими лицами (в отношении лесных участков, предоставленных им в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное срочное пользование) осуществляются в соответствии с Гражданским законодательством. Для органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (в отношении лесных участков, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или расположенных на землях лесного фонда) - в соответствии с ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров для государственных и муниципальных нужд». Исходя из этого, финансирование работ по лесоустройству на лесных участках переданных в арену осуществляется из средств арендатора. На участках, расположенных на землях лесного фонда свободных от аренды, - за счет средств федерального бюджета и средств субъекта.
В соответствии с Лесным кодексом порядок проведения лесоустройства определяется «Правилами проведения лесоустройства», утвержденными Постановлением правительства РФ от 18.06.07. №377.
В соответствии с этими Правилами наиболее важными для арендаторов и субъектов являются следующие лесоустроительные работы:
г) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, категорий целевого назначения лесов и арендованных лесных участков;
д) таксация лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов);
е) проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, систем рубок при заготовке древесины.
Первая задача решает вопросы подготовки к таксации: аэрофотосъемка территории; контурное дешифрирование снимков; прорубка и прочистка квартальных и граничных просек; постановка наземных знаков; отграничение эксплуатационных лесов от защитных; привязка линий к местности – и, как итог, изготовление специальных лесных карт: планшетов, планов лесонасаждений, схем.
При таксации леса в каждом таксационном выделе, наряду с определением (фиксацией) качественных и количественных характеристик лесных ресурсов, оцениваются выполненные и назначаются новые лесохозяйственные мероприятия, определяются их объемы, проектируются системы рубок для заготовки древесины и целевые породы лесовосстановления. По результатам второго и третьего этапов составляются таксационные описания и проектные ведомости, краткая пояснительная записка с характеристикой лесного фонда и расчетами объемов мероприятий.
Все три вида работ взаимосвязаны, поэтому исполняться должны одной организацией.  Минимальная площадь проведения лесоустройства для арендованного участка лесного фонда определяется лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации №31 от 06.02.08 года, и зависит от вида использования лесов: квартал – для заготовки древесины, участковое лесничество – для ведения охотничьего хозяйства, для остальных видов - таксационный выдел.
Лесоустроительная инструкция устанавливает предельную давность материалов таксации для назначения лесохозяйственных мероприятий не более 10 лет. Поэтому в лесничествах с истекшими сроками давности необходимо для назначения мероприятий проводить уточнение таксационных характеристик насаждений. Эта работа проводится лесхозами с участием инженеров-таксаторов по согласованию с государственными лесничествами.
Материалы лесоустройства являются основанием для разработки лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов лесничеств, проектов освоения лесов и внесения в них изменений. Кроме того, материалы лесоустройства являются основой ведения государственного лесного реестра и осуществления государственной инвентаризации лесов. В интересах субъекта лесоустройство целесообразно проводить в границах вновь организованных лесничеств. Поэтому планированием и организацией лесоустройства, координацией деятельности заинтересованных лесопользователей в этом вопросе должен заниматься орган исполнительной власти в области лесных отношений субъекта РФ.
Для единообразного подхода в организации лесоустроительных работ на арендованных участках леса и в целом по субъекту составляется протокол, в котором конкретизируются по каждому лесничеству: таксационные разряды, методы таксации, размер и нумерация квартальной сети, необходимость прорубки и прочистки квартальных просек, согласование границ с кадастровой палатой, использование лесотаксационных справочников и таблиц, системы назначения и оценки мероприятий, программные средства обработки полевой информации, наименование и тираж лесоустроительных материалов, процедура контроля и приемки работ и другие важные положения.
От площади объекта лесоустройства зависит срок проведения работ. Как правило, цикл с обработкой материалов целиком устроенного лесничества, продолжается от мая текущего года до середины года, следующего за годом полевых таксационных работ, то есть примерно два года. На конкурс следует выставлять все три вида работ одним лотом. Следует учесть сезонность работ: аэрофотосъемочные работы начинаются в июне и продолжаются до начала августа; работы по организации территории и таксационные работы проводятся в бесснежный период с мая по ноябрь.
Кадровый резерв таксаторов в регионе (Архангельская, Вологодская области и Республика Коми) весьма ограничен и позволяет ежегодно проводить лесоустроительные работы на площади не более 2,5 – 3,0 млн. га. Кроме того, работы по подготовке территории потребуют привлечь около 300 человек сезонных рабочих, что в современных условиях очень сложно.
Для успешной организации лесоустройства в 2009 году Департаменту лесного комплекса необходимо:
1. В декабре 2008 года определить объекты лесоустройства – лесничества,
2. В декабре 2008 года провести организационные мероприятия с арендаторами участков лесного фонда на территории лесничества по участию в лесоустройстве,
3. В январе 2009 года разработать протокол основных положений проведения лесоустройства в лесничестве,
4. Не позднее января 2009 года объявить конкурс на проведение всего цикла работ и заключить договора с арендаторами,
5. В феврале 2009 года выплатить аванс на производство работ,
6. В феврале 2009 года подать заявку на проведение аэрофотосъемки,
7. Приступить к полевым работам по подготовке территории не позднее мая, а к таксационным работам в июне 2009 года.
Надеюсь, что нашими общими усилиями удастся возродить славные традиции Северного лесоустройства.



Директор филиала ФГУП «Рослесинфорг»
«Севлеспроект» А.П. Шушарин
29.10.2008 г.