Лесное хозяйство Германии итоги учебной поездки

Анатолий Шушарин
Известно, что регулярное и устойчивое ведение лесного хозяйства в Европе первоначально зародилось в Германии. Это государство долгие годы являлось законодателем лесных мод и для России. Ведущие российские лесоводы позапрошлого и прошлого веков стажировались в Германии, переводили труды немецких лесоводов, прививали немецкий лесной порядок к русскому лесу. Основы российской системы лесоустройства и инвентаризации лесов были заимствованы в середине XIX века именно из лесного хозяйства Германии.
Желание непосредственно познакомиться с современными методами ведения лесного хозяйства, лесопользования, переработки леса в Германии осуществилось в апреле 2011 года. Организатором поездки выступило ФАУ Всероссийский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства (Пушкино) в рамках международного сотрудничества Рослесхоза. Принять делегацию великодушно согласилось Министерство сельского хозяйства, продовольствия и защиты прав потребителей Земли Саксония-Анхальт (Магдебург).

Немного истории.

Земля Саксония-Анхальт расположена  к северо-востоку от центра Германии в долинах рек Эльба и Заале, ее территория простирается от гор Гарц на западе до возвышенности Флеминг на востоке. Площадь земли – 20,5 тыс.кв. км, численность населения - 2,8 млн человек. Саксония-Анхальт образовалась в 1947 году, просуществовала пять лет, затем распалась на два округа - Гаале и Магдебург. 3 октября 1990 года, после воссоединения Германии, земле был возвращен статус самостоятельной административной единицы.     Столица земли – город Магдебург. В Магдебурге был построен первый в Германии готический собор, его освящение датируется 1361 годом. В соборе находится захоронение германского короля - основателя Священной Римской империи Оттона I. Сегодня Магдебург является центром тяжелого машиностроения. В земле Саксония-Анхальт развиты химическая, электротехническая, приборостроительная и пищевая промышленности. Важный сектор экономики - сельское и лесное хозяйство. Плодородная почва этой земли позволяет выращивать не только зерновые культуры и овощи, а также возделывать виноград, но и успешно заниматься лесоводством.
 
Уникальная природа этой местности во все времена вдохновляла служителей  муз на великие творения: здесь жили и создавали свои бессмертные произведения великие немецкие поэты Гейне и Гете, композиторы Бах и Гендель. Здесь родился и умер реформатор католической церкви Мартин Лютер. Эта земля тесно связала истории Германии и России:  отсюда родом была российская императрица Екатерина II.
 
Саксония-Анхальт славится неповторимой архитектурой, в которой оставили свой след многие эпохи. Центр города Кведлинбурга (Quedlinburg), с его более чем тысячей домов средневековой постройки, даже внесен ЮНЕСКО в список всемирного культурного наследия.

О лесах

Одна треть территории Германии покрыта лесами (лес занимает около 11,1 млн га). Более двух миллионов лесовладельцев и предпринимателей отвечают за устойчивое управление  частными лесами. В области лесного хозяйства и лесной промышленности занято около 1,2 млн. человек, ежегодный объем оборотных средств составляет около 181 млрд евро. Учитывая высокую плотность населения в стране, можно констатировать, что на один гектар леса приходится около семи жителей. Распределение лесов по территории страны неравномерно: наибольший процент лесистости в федеральных землях Рейнланд-Пфальце (42,1) и Гессене (41,7), наименьший в Саксонии-Анхальт (19,6) и Мекленбурге-Передняя Померания (22,4). Общая площадь лесов Земли Саксония-Анхальт составляет 492,1 тыс. га., из них государственные леса занимают 184,6 тыс.га.
По формам собственности леса Германии распределяются следующим образом: государственные – 3,3 млн.га (29,6%), корпоративные – 2,2 млн.га (19,5%), частные 5,2 млн.га. (47,2%), федеральные – 0,4 млн.га (3,7%).
По статистике наибольшая площадь частных лесов зарегистрирована в Северном Рейне-Вестфалии (67%) и Нижней Саксонии (58,3%). В Саксонии-Анхальт на долю частных лесовладельцев приходится 55,8% лесных земель. Только 12% всех частных лесных предприятий имеют площадь, превышающую 1000 га, более половины (57%) имеют площадь, не превышающую 20 гектар. В Саксонии-Анхальт средняя площадь частного лесовладения  не превышает 5 гектар. Крупные хозяева леса лесное хозяйство ведут самостоятельно,  мелкие лесовладельцы пользуются консультациями по управлению лесами от лесных центров и органов управления лесным хозяйством федеральных земель. В частных лесах ведется, как правило, комплексное хозяйство (лесное, сельское и охотничье).
Государственные леса объединяются в лесохозяйственные предприятия (лесхозы) и имеют более компактное расположение. Средняя площадь государственного лесного предприятия занимает более 1000 гектар. Наибольшая площадь лесов, находящихся в собственности федеративной земли, в Сааре (48,2%), наименьшая ; в Северном Рейне-Вестфалии (14,3%). В собственности Земли Саксонии-Анхальт  находится 37,5% лесных площадей.
Корпоративные леса принадлежат общественности – чаще всего церковным объединениям и общественными организациями. Около 44% лесных предприятий этой формы собственности располагают лесными площадями более 1000 гектар. Наибольшее число предприятий коммунальной формы собственности расположено в центральной и юго-западной части Германии. В Саксонии-Анхальт таких лесов сравнительно немного – 6,7%.
Кроме названных форм собственности, в Германии существуют леса Министерства обороны, леса Национальных парков, леса примыкающие к федеральным автодорогам и другие, которые подчиняются и управляются не Министерством сельского хозяйства.  Это, так называемые, федеральные леса.
В лесах Германии преобладают хвойные породы (57,6%), в том числе ель (28,2%) и сосна (23,3%). Широколиственные породы занимают 40,1% всех лесных земель, в том числе бук - 14,8% дуб - 9,6%. Оставшаяся площадь лесных земель приходится на прогалины и пустыри. Преобладание хвойных пород обусловлено проводимой в Германии до недавнего времени политикой производства лесовосстановления сосной и елью. В настоящее время  государство субсидирует воспроизводство и восстановление широколиственных лесов (бук, дуб и ольха) в ареалах их обитания. Это связано с исключением рисков ухудшения структуры лесных земель, массовых вспышек активности вредителей и болезней, способствует оздоровлению экологической обстановки в лесу.
 
Породное распределение лесов по территории страны неравномерно и связано в основном с природно-климатическими условиями: на севере страны преобладает сосна, на юге – ель. Наибольшие площади сосняков зарегистрированы в Бранденбурге и Берлине ; 73%. В Саксонии-Анхальт сосновые леса занимают 46,6% лесной площади. Лиственные породы произрастают в центральной части страны и на побережье Балтийского моря.
Возрастная структура лесов характеризуется относительно большим удельным весом молодняков – 17% и средневозрастных насаждений (41;60 лет) ; 21%. Приспевающие насаждения четвертого класса возраста (61;80 лет) занимают 15%. Площади старовозрастных насаждений незначительны.
 
Общий запас древесины основных лесообразующих пород в лесах Германии составляет 3,4 млрд. куб. метров, или около 320 куб. м./га. Это один из самых высоких показателей в Европе. Прирост превышает пользование древесиной почти на 40%. Более половины общего запаса древесины приходится на ель, сосновая древесина - 21,0%, буковая - 17,0%. Наибольший средний запас и прирост имеет пихта ; 480 куб.м./га. Ельники менее производительны ; 404 куб.м./га. Из широколиственных лесов наиболее производителен бук ; 352 куб.м./га. Наивысший показатель по запасу леса на корню ; 403 куб.м./га у Баварии. В Саксонии-Анхальт средние запасы древесины невелики - 237 куб.м./га.
Использование расчетной лесосеки по ели составляло в среднем 90%. Это связано со значительными ветровалами, повредившими еловые леса и особенностями рынка древесины. Использование расчетной лесосеки по сосне ; 75%, буку ; 58%, дубу ; 48%.
Средний прирост запаса всех древесных пород в Германии составляет 12,1 куб.м./га в год. Наибольший прирост запаса у пихты, ели и дугласии ; 16 куб.м./га в год при возрасте от 40 до 60 лет, у лиственных аналогичный показатель ; 12 куб.м./га в год при возрасте от 40 до 100 лет.

Как леса становятся частными

Рассказывает руководитель филиала BVVG (Общество по управлению и реализации земель) в Ерфурте Маркус Майер. Особняком учитываются леса, принадлежавшие до мая 1945 года частным владельцам. В результате разделения Германии они были национализированы. Площадь таких лесов около 3,2 млн.га., в том числе 2,9 млн.га. под управлением 72-х государственных лесозаготовительных предприятий, 0,3 млн.га. – у военных. После объединения Восточной и Западной Германии в 1990 году возникла идея реституции и реприватизации этих лесов. В результате инвентаризации лесных площадей для определения предшествующих владельцев выяснилось, что около 1,3 млн.га лесных земель подлежит реституции (возвращению) лесовладельцам и общинам, 1,7 млн. га. реприватизации на основе продажи или передачи лесных участков в аренду. Целью приватизации леса по закону THA (Ведомство по опеке над госимуществом) было: приватизировать лес таким образом, чтобы он не опустился до спекулятивного объекта и было бы гарантировано надлежащее, продолжительное хозяйственное использование его на  долгий срок. Для этого было решено, что примерно 50% лесов будут частными; что на основе частных лесов возникнут устойчивые лесопромышленные предприятия, что будет запрещена вторичная продажа лесов.
О реприватизации лесов рассказал руководитель филиала BVVG в Магдебурге Ханс-Эгберт фон Арним. Основные принципы реприватизации: 1) никаких ограничений в выборе покупателя, величине участка, национальности; 2) абсолютная открытость и прозрачность сделок и целей; 3) соблюдение законодательства Евросоюза и Германии; 4) социально ориентированные намерения ведения хозяйства; 5) минимальные бюрократические барьеры. Для этих целей в 1992 году при Министерстве финансов создана специальная организация – Общество по управлению и реализации земель (BVVG). Главные идеи работы этой организации, которые были заложены изначально, сводятся к следующему: 1) разделение долгосрочной приватизации земельныз ресурсов от быстрой приватизации промышленных предприятий; 2) политическая независимость негосударственной организации; 3) единые для всех участников правила приватизации; 4) доступность результатов приватизации для общественности и контроля; 5) рыночные условия приватизации – доходы передаются в Федеральный бюджет; 6) социальная направленность для лучшего развития общества и сельской местности. Это частнохозяйственное предприятие имеет в своем штате 720 сотрудников, 8 филиалов, 11 представительств. Работы осуществляются в сотрудничестве с Федеральным Министерством сельского хозяйства. В центральном офисе (Берлин) работает 180 сотрудников, в задачи которых входит разработка принципов и стратегии управления. В филиалах (540 сотрудников) непосредственно занимаются организацией продажи и оформлением сделок. В компетенцию филиала входит: продажа и сдача в аренду сельскохозяйственных и лесных участков для занятия лесным и сельским хозяйством, охотой и рыболовством; управление зданиями и сооружениями; реализация государственных решений в области реприватизации; создание баз данных по учету и управлению земельными участками. В настоящий момент имеется информация о реализованных 1,2 млн.га. сельскохозяйственных угодий и 0,7 млн.га. лесохозяйственных площадей.   Это сведения о 400 тыс. клиентов, 4,6 млн. земельных участках, 68 тыс. договоров аренды и купли-продажи. В Восточной Германии с начала приватизации по состоянию на 01.01.2011 года продано 640 тыс.га сельхозугодий, 540 тыс.га. лесных участков. В целом за этот период возвращено или передано третьим лицам 1,5 млн.га сельскохозяйственных и лесных угодий, продано 1,3 млн.га земель.  В настоящее время остаются невостребованными (управляются филиалами BVVG) 340 тыс.га. сельхозплощадей и 75 тыс.га лесных угодий. За 2010 год филиалами BVVG получена выручка от продаж в сумме 320 млн. евро. Все доходы от сделок (за исключением минимальной прибыли BVVG) поступают в Федеральное Министерство финансов. С 1992 года превышение дохода над расходами составило около 4,5 млрд. евро.
Все процессы приватизации в Восточной Германии по времени и результатам разделены на три этапа:
1) 1992-1996 годы – аренда и управление. Задачи: стабилизация работы сельскохозяйственных предприятий, защита лесных ресурсов от разграбления, создание основ для продажи участков;
2) 1996-2009 годы – льготная продажа в соответствии с законодательством. Задачи: объединение сельскохозяйственных предприятий, развитие частной лесохозяйственной структуры;
3) 2005-2025 – продажа по рыночной цене. Продажа оставшихся сельскохозяйственных и лесных  угодий на развитом земельном рынке.
Реприватизация земель происходит постепенно, но настойчиво и последовательно. В программе приобретения лесных площадей могут принимать участие только физические лица, в том числе: арендаторы и владельцы сельскохозяйственных площадей, вновь открываемые предприятия в соответствии с предоставленной программой лесохозяйственной деятельности. Приобретаемая площадь лесного участка по льготной цене не может превышать 1,0 тыс.га. При площади менее 30 га. организуется аукцион, при большей площади устраивается тендер. В условиях приобретения специально оговорено, что владелец предоставляет программу долговременного лесохозяйственного производства, сам управляет предприятием, организует проведение лесоустройства участка (при площади более 30 га), сам владеет необходимой лесной квалификацией или нанимает лесного специалиста, обязательный контроль за деятельностью предприятия со стороны BVVG. Результаты тендеров или торгов публикуются на сайте BVVG.

Пример частного лесовладения

Мы побывали в одном из частных лесных хозяйств – в имении барона фон Арним – отца руководителя филиала BVVG в Магдебурге. Площадь лесов в хозяйстве 1,2 тыс.га. Леса расположены вокруг родового поместья – замка. Лесным хозяйством управляет лесничий, который работает на этом участке более 40 лет. Контроль за деятельностью хозяйства осуществляет лесной центр в Магдебургфорте. В хозяйстве работает 3 постоянных рабочих и 2 временных. Кроме лесовосстановления, выполняются работы по уходу за лесом, лесозаготовки, ведется охотничье и сельское  хозяйство. Для этого в хозяйстве имеется необходимая техника. Практически все леса искусственного происхождения. В составе преобладает ель и сосна. Лесничий не боится экспериментировать - на месте сосновых насаждений выполняется посадка ели с густотой 2,5-3,0 тыс.шт/га. Подготовка почвы мотыгами, посадка ручная тоже под мотыгу. Посадочный материал с местного питомника, двухлетки с открытой корневой системой. Стоимость таких культур 3,5 тыс. евро за гектар. Надо сразу оговориться, что большинство лесовосстановительных работ в Германии имеют небольшой процент механизации: в лучшем случае подготовка почвы выполняется с использованием машин, а посадка всегда вручную. «Саженцы из теплиц с закрытой корневой системой в открытом грунте плохо себя чувствуют, у них нет такой энергии роста» - говорит лесничий. Чтобы применять технику нужны значительные площади, а их в Германии нет. Для защиты объедания хвойных деревьев оленями и лосями использует старинный немецкий рецепт: к верхнему побегу дерева прикрепляется небольшой кусочек овечьей шерсти – запах отпугивает животных. При агроуходах за культурами широко используются химические препараты, подавляющие развитие травы и отпугивающие мышей. Немецкие лесные законы позволяют лесничему более свободно использовать свои специальные знания: создавать под пологом сосновых насаждений второй ярус из липы и пихты, выращивать полноценные насаждения из туи и дугласии, вести своеобразное выборочное хозяйство для регулирования освещенности под пологом леса. И такая свобода действий оправдывается: хвойные насаждения в возрасте около 40 лет, имеют запасы более 350 куб.м/га.; постепенно выбирая более старые и ослабленные деревья создаются смешанные насаждений – более устойчивые и долговечные. В настоящее время инициатива лесничего направлена на воссоздание широколиственных лесов, преимущественно бука и дуба. Эта инициатива поддерживается государством в виде субсидий. Территория хозяйства обустроена для проведения охот (вышки, просеки, разметка деревьев у дорог светоотражающими ленточками). Стоимость одной охоты в хозяйстве – 650 евро. За охоту можно добыть косулю, оленя или кабана. Добытые трофеи (рога, шкура) принадлежат охотнику, за мясо надо будет заплатить отдельно. В целом частная территория доступна местному населению для сбора грибов и ягод. Браконьерство и самовольная рубка деревьев строго наказываются, вплоть до тюремного заключения.
 
Как и все леса Германии, частные охраняются от пожаров. Вот что рассказал об этом лесничий частного хозяйства: «Охрана лесов от пожаров в Германии находится в ведении Федеральных Земель. Практически в каждый лес в Германии ведут хорошие дороги, по которым в случае пожаров может проехать тяжелая пожарная техника. Каждое лето земельные власти распространяют информацию через СМИ о том, что в лесах категорически запрещено разводить огонь. В пожароопасный период ограничивается движение автотранспорта по лесу. Если опасность возникновения пожаров становится критической, то доступ и пешего населения в леса прекращается. Если лесные пожары в Германии и возникают, то, как правило, их удается потушить на ранней стадии. Возможным это стало, прежде всего, благодаря системе видеонаблюдения за лесами. Такая технология применяется с 2007 года и позволяет лесничим и пожарным быстро реагировать на очаги возгорания. Одна такая камера следит примерно за 10 тысячами гектаров леса. Камеры снабжены также автоматическими детекторами дыма. Если площадь лесного пожара превышает 100 га, то в Германии он приравнивается к катастрофе. Тогда к процессу пожаротушения подключаются спасатели и техника Немецкой службы технической помощи. Примечательно то, что в Германии нет и специально обученных пожарных для тушения лесных пожаров. Обычно этим занимаются добровольческие отряды из окрестных деревень и населенных пунктов. Профессиональные пожарные бригады есть только в крупных городах ФРГ. В последние десятилетия эти дружины получили мощную финансовую поддержку от государства. У них есть все необходимое для борьбы с огнем: высококлассная техника, оборудование, насосы, шланги, машины. Работа же самих пожарных не оплачивается».

Всему начало – лесоустройство и инвентаризация

Систематические лесоучетные работы в Германии в форме лесоустройства начались в 18 столетии. Основная задача этих работ сводилась к повышению объемов лесозаготовки. Первые лесоинвентаризационные работы были выполнены в 1878 году. Далее они проводились через каждые 10 лет вплоть до 1937 года. После разделения Германии на Восточную и Западную в результате Второй мировой войны, методы проведения инвентаризации в ГДР и ФРГ различались.
Восточная Германия в большей степени ориентировалась на подходы, применявшиеся в бывшем СССР. Суть этой системы заключалась в том, что как для оперативного хозяйственного планирования и назначения хозяйственных мероприятий, так и для государственного учета лесов и долгосрочного стратегического планирования использовались одни и те же исходные материалы - данные повыдельного обследования лесных насаждений – таксации лесов.  Первый цикл послевоенного лесоустройства был проведен в 1946;1957 годах. Последующая инвентаризация охватила период с 1961 по 1970 год. С 1970 по 1990 год в лесном хозяйстве бывшей ГДР появился и актуализировался банк данных всех количественных и качественных показателей лесного фонда.
В ФРГ в 1961 году была проведена инвентаризация на основе метода опроса лесхозов. Точность и достоверность такого метода, естественно, были невысоки.
Первая инвентаризация лесов ФРГ с использованием метода пробных площадей была проведена с 1986 по 1989 год. Основной целью федеральной инвентаризации было получение актуальной информации о состоянии лесов и их биологической продуктивности, которая служит основой для ведения оптимальной политики в области лесного сектора. Задачами  лесной инвентаризации являлись:
- создание информационной базы о состоянии лесов в Германии;
- описание лесных массивов на основе данных инвентаризации (лесная площадь, видовой состав, запасы древесины, использование древесины, прирост древесины);
- оценка экологической стабильности лесных массивов;
- подготовка данных для дальнейшего изучения лесов, наблюдений за климатом и проведения экологического мониторинга.
После объединения ФРГ и ГДР в единое немецкое государство возникла необходимость создания единой базы данных по лесам Германии. В связи с возникшей необходимостью федерация и федеративные земли решили провести первую после объединения Германии федеральную инвентаризацию лесов, используя метод пробных площадей. Правовым основанием для проведения этого мероприятия был федеральный Лесной закон (1975 год) и принятая к нему (§ 41, пункт «а») поправка (1984 год), детализирующая процедуру и единые методы инвентаризации. Перед началом инвентаризации был разработан порядок ее проведения, изданы различные предписания и инструкции. Целью проведения национальной инвентаризации было получение сведений о качественном и количественном состоянии лесов, которые в дальнейшем должны были служить основой для планирования лесохозяйственного производства, осуществления контроля и оптимизации управления лесами на федеральном и региональном уровнях.
Организация инвентаризации лесов 2001-2002 годов осуществлялась Федеральным Министерством защиты прав потребителей, продовольствия и сельского хозяйства. Были разработаны единые методики получения, учета и обработки данных. Министерство отказалось от использования информации, полученной при помощи аэрофотосъемки и космических летательных аппаратов, в пользу данных, получаемых измерительно-перечислительным методом. Свои полномочия по руководству процессом инвентаризации лесов министерство передало Федеральному научно-исследовательскому институту лесной экологии в Эберсвальде.
Для проведения инвентаризации вся территория лесных земель была разбита на сетевые квадраты (квартальные сети 4 х 4 км) с последующей разбивкой на выделы (150 х 150 м). Стороны отдельных сетевых квадратов (лесных кварталов) по желанию федеральных земель могли быть уменьшены с целью более детального получения информации (2 х 2 км). Всего было заложено 45 тыс. сетевых квадратов. По углам выделов были заложены реласкопические площадки с переменными радиусами от 1 до 25 м. Норматив закладки площадей примерно 3 площадки на 500 га леса. Таким образом, было достигнуто равномерно-статистическое размещение площадок.
 
Непосредственное проведение работ и мероприятий в лесу возлагалось на региональные органы управления лесным хозяйством. Институт в Эберсвальде получал сведения о лесах, проводил их оценку, группировку и формировал банк данных по лесам страны. Сбор данных о состоянии лесов производился с 2001 года по начало октября 2002 года; их обработка и проверка была закончена только в 2004 году. В результате применения метода пробных площадей ошибка для всех лесов Германии составила 0,7%. Установлено, что в Германии произрастает около 8,7 млрд деревьев, у которых диаметр ствола на уровне груди человека более 7 см.
Инвентаризация показала, что: леса в Германии ежегодно заготавливается меньше, чем прирастает; за межучетный период произошло увеличение запаса древесины на корню; есть резерв для увеличения ежегодных объемов лесозаготовки в частных лесах. Информацию о второй инвентаризации лесов можно получить на сайте Министерства сельского хозяйства Германии.
Третья национальная инвентаризация лесов  намечена на 2012 год.
Обязательному первичному лесоустройству подлежат участки леса частных владельцев площадью более 30 гектар. Лесоустройством частных владений (таксация на повыдельном уровне и составление плана ведения лесного хозяйства) занимаются специалисты частных и государственных организаций. Для таксатора обязательным условием является специальное лесное образование. Условия лесоустройства (нормативы таксации) оговариваются в договоре на производство работ, причем пожелания заказчика учитываются в полной мере, лишь бы они не нарушали экологию и не противоречили здравому смыслу. Часть расходов на проведение лесоустройства в частных лесах государство берет на себя.
 
В государственных лесах лесоустройство производится в соответствии со среднесрочным планированием (каждые 10 лет) и является основой для ежегодного планирования лесопользования и отраслевого контроля  леса, позволяя производить ежегодное ценообразование и составлять «Стандарты цен и учета произведенных работ и услуг». Плановые параметры лесоустройства учитываются в ежегодных бизнес-планах лесопромышленных и лесохозяйственных предприятий. Лесоустройство включает в себя три подобласти:
–  таксация (определение количественных и качественных показателей)   лесов  и территорий с учетом их специфических функций, связанных с лесопользованием (породный состав, структура, запасы и т.п.);
– анализ влияния промышленных процессов на развитие лесных ресурсов;
– десятилетнее планирование лесопользования с учетом интересов пользователей и целей собственников.
При лесоустройстве используется современное программное обеспечение, такое как: GPS геопозиционирование, DIFO – децентрализованная информационная система «Лес», FOWIS – программа лесоустройства и SILVAL – программа оценки лесных земель.
Результаты лесоустройства и ведения лесного хозяйства согласовываются и контролируются лесными центрами.


Лесная политика

В основе национальной лесной политики Германии лежат следующие принципы: национальный суверенитет и полная ответственность за использование ресурсов; не противоречие правовым условиям страны; принятие во внимание международных соглашений и конвенций; партнерство всех заинтересованных групп; общегосударственное и межотраслевое основание сохранения и развития лесов; долгосрочный и повторяющийся процесс планирования, развития и контроля.
Целями лесной политики являются:
1) Устойчивое (непрерывное и многоцелевое) ведение лесного хозяйства, подразумевающее уход за лесными землями и их использование такими способами и при такой интенсивности, при которых обеспечивалось бы биологическое разнообразие, высокая продуктивность насаждений, как в настоящее время, так и в будущем с тем, чтобы леса постоянно выполняли экологические, экономические и социальные функции на местном, национальном и глобальном уровнях.
2) Эффективное ведение лесного хозяйства, основанное на доходности пользования всеми ресурсами и благами в кратковременной и долгосрочной перспективе.
Основным инструментом национальной лесной политики Германии является Федеральный Лесной закон. Он включает в себя непосредственно инструкции и предписания, которые служат правовыми ограничениями. Лесной закон ставит целью: поддержание ресурсной, защитной и социальной функций лесов; поддержание правильного ведения лесного хозяйства на принципах устойчивого развития; балансирование общественных интересов с интересами частных лесовладельцев.
Федеральный Лесной закон регулирует (наравне с региональными лесными законами) обязанности для всех владельцев леса в определенные сроки осуществлять посадки леса (на вырубаемых и малолесных территориях) до тех пор, пока не будет осуществлено лесовозобновление в полной мере.
Существует целый ряд законодательных актов, регулирующих другие сферы деятельности в лесном хозяйстве и лесной промышленности: Закон о посадке леса; Закон об охоте и др. Согласно основного Лесного закона Германии, лесное хозяйство и лесная промышленность являются компетенцией Федеральных Земель. В каждой Земле есть свой орган управления, который соблюдает интересы прав собственников, осуществляет консультирование, руководство и контроль.
В государственной политике в области финансирования лесного хозяйства отчетливо прослеживается тенденция принятия государством части расходов на ведение частного и кооперативного лесного хозяйства с целью поддержания лесов в здоровом состоянии. Оказывая финансовую поддержку, государство преследует следующие цели: сохранение защитных лесов, их ресурсного потенциала, содействие лесохозяйственному производству, условиям труда и сбыта лесной продукции. Основные виды деятельности, которые финансируются из бюджета государства: лесовосстановление и лесоразведение, строительство лесных дорог, создание лесохозяйственных объединений и союзов, борьба с вредителями и болезнями леса, улучшение и рационализация при производстве и продвижении на рынке продукции лесозаготовок и др. Размеры государственной поддержки частным и кооперативным лесным хозяйствам в Земле Саксония-Анхальт ежегодно составляют более 6 млн. евро.
На региональном уровне целый ряд организаций и различных союзов представляет свои интересы в области лесной политики. Центральная общественная организация, которая охватывает все группы, работающие с лесом, а также научные учреждения, называется «Немецкий Совет лесного хозяйства» (DFWR). «Рабочее общество немецкого союза владельцев леса» (AGDW)  представляет интересы частных лесовладельцев и объединений коммунальных лесов. Есть и другие общественные организации, защищающие интересы работников леса.
Лесные работники в Германии не имеют своего профессионального праздника, но широко отмечается День дерева (21 апреля). В этот день происходят массовые посадки той древесной породы, которая признана породой года.

Лесное образование

Лесное образование в Германии начинается со школьной скамьи. С самых юных лет населению прививается патриотизм и любовь к природе. Мы побывали в юношеской лесной школе «Три Анны», где факультативно обучаются мальчики и девочки школьного возраста. Ежегодное количество учащихся 30 человек. В лесной школе детям прививаются знания о лесе, его обитателях, законах развития. Занятия проходят в отрыве от семьи и школы. Для этого имеются спальные помещения, классы для занятий, мастерские, столовая. Дети полностью всем обеспечены. Теоретическая подготовка ведется воспитателями в здании школы, практические занятия включают несложные виды лесохозяйственных работ непосредственно в лесу. Обучают посадке леса и уходу за ним, экологии лесных сообществ, теории лесопользования. Конкурсы, соревнования, игры, выставки, прогулки в лесу, экзамены – позволяют непринужденно закреплять знания. Обучение и проживание детей в школе платное.
Проявлению интереса к природе у школьников происходит и в, так называемых, Домах леса. Дом леса, в котором побывали мы, представляет из себя старинный замок с регулярным парком. Внутри замка организован выставочный центр с тропой знаний. Постепенно, перемещаясь от экспоната к экспонату, школьники учатся узнавать древесные породы, голоса животных, пороки древесины, экологию и экономику леса. Продолжение тропы уже в природных условиях обширного парка: это различные формы ландшафтов, типичные и экзотические деревья и растения, птицы и звери в естественных условиях. Для детей устроены площадки для проведения игр и аттракционов в условиях живой природы.
Специальное среднее профессиональное лесное образование выпускники школ (старше 16 лет) получают в средних лесных школах. Таких школ в Германии всего 19. Средняя лесная школа (Магдебургфорте), которую мы посетили, расположена при Лесном центре. В 2003 году школа отпраздновала пятидесятилетний юбилей, а, значит, традиции специального лесного образования в Германии имеют богатую историю.
 
Здесь выпускники получают профессию лесного рабочего: оператора, вальщика леса, лесника. Предварительный отбор учащихся происходит в лесохозяйственных предприятиях. Они и направляют претендентов на учебу. И оплачивают обучение. Стоимость образовательных услуг 10 тыс. евро в год за одного студента. Дополнительные деньги для работы школы выделяет Министерство сельского хозяйства Земли Саксония-Анхальт.  Обучение происходит в течении трех лет. Теоретический курс подкрепляется практическими работами непосредственно в лесном предприятии. Классы для занятий и мастерские оборудованы симуляторами, станками, наглядными пособиями. Студенты получают стипендию в размере 600 евро в месяц от Земли Саксония-Анхальт. В школе имеются условия для проживания (общежитие), столовая. Обучаются кроме юношей и девушки (5% общего числа учащихся). На выходные студенты распускаются по домам. Штат преподавателей в школе насчитывает 23 человека, в том числе 12 человек лесоводы и лесные специалисты (преподают лесные дисциплины), остальные – преподаватели технических дисциплин и руководители практических занятий. Выпускники школы, успешно сдавшие экзамены, имеют большой шанс получить работу в государственном или частном лесном предприятии. В целом в Земле Саксония-Анхальт наблюдается недостаток  рабочих лесной специальности. Если в Германии на 1 тыс.га леса приходится 2-3 лесных рабочих, то в Саксонии-Анхальт всего 0,8 человека.
Большое внимание при обучении обращается на безопасные методы выполнения работ. Как считают преподаватели школы, профессиональное лесное образование снижает процент несчастных случаев в лесу, уменьшается травматизм. В скором времени, возможно, весь состав лесных рабочих будет принудительно привлечен к обучению технике безопасности выполнения работ.
В высшем лесном образовании Германии, когда-то основной кузнице  лесных  кадров всего мира, произошли значительные перемены. Наблюдается падение интереса к классическому лесному образованию, сокращается количество студентов лесных специальностей. Это результат замещения классических  лесных  специалистов специалистами более широкого профиля, поскольку  лесное  хозяйство постепенно интегрируется в систему землепользования в целом и само по себе все больше сталкивается с разнообразными новыми задачами. Сегодня профессия лесничего в Германии трансформируется в «менеджера по управлению (природными) ресурсами». Лесной факультет университета Людвига-Максимилиана в Мюнхене – «кузница» немецких кадров с высшим образованием, теперь именуется «Факультет лесного дела и управления ресурсами».

Управление лесами

Структура управления лесами в Германии имеет вертикальную направленность: от Федерального Министерства сельского хозяйства к Министерствам и Ведомствам в Федеральных землях, а от них к Лесным центрам (филиалам) и обходам. Федеральное Министерство представляет, как правило, Германию на внешнем уровне, решая задачи лесной политики национальной лесной инвентаризации. Практические задачи по управлению и использованию лесов решаются на уровне 13 Федеральных Земель. Каждая Федеральная Земля имеет свою систему управления государственными лесами, которая учитывает исторические аспекты лесного хозяйства, экономические, социальные и экологические условия. Так, к примеру, в Саксонии функции государственного  управления   лесами  осуществляет Земельный лесной президиум, а в Саксонии-Анхальт – Министерство сельского хозяйства.
Министерство сельского хозяйства Земли Саксония-Анхальт координирует разработку и внедрение лесной политики, программ развития лесного хозяйства, организует практическую реализацию принципов устойчивого и эффективного развития лесного хозяйства, применение принципов сохранения биологического разнообразия, координирует проведение консультаций для частных лесовладельцев и поддерживает развитие частного лесного хозяйства, проводит инвентаризацию лесов и является владельцем информации о лесных ресурсах. С 2007 года информация о лесных ресурсах в Германии платная.
Все хозяйственные функции выполняются владельцами леса, в том числе государством как собственником лесов.
 Министерство сельского хозяйства Земли Саксония-Анхальт имеет пять филиалов – Лесных центров (два в горах Гарц, по одному на севере, востоке и юге).  Площадь находящаяся под контролем одного филиала колеблется от 10 до 145 тыс.га. Территория каждого филиала разделена на обходы в количестве от 9 до 11, всего 49 обходов, то есть площадь одного участка колеблется от 1 до 15 тыс.га. В каждом из филиалов работает до 120 постоянных рабочих. В лесах Земли Саксония-Анхальт помимо частных лесохозяйственных организаций работают 10 государственных лесных предприятия (лесхоза). Эффективность работы частных предприятий, по отзывам работников Лесного центра, выше чем государственных.
Мы побывали в Лесном центре п. Хаферфельд. В штате Лесного центра работают: директор (руководитель), его заместитель, бухгалтер и 3-5 работников бюро.
В задачи Лесных центров входят:  работа с лесохозяйственными извещениями, в которых содержится информация о планируемых лесохозяйственных работах в государственных и частных лесах,  наложение запретов на незаконную деятельность (например, незаконные рубки),  контроль за состоянием лесов,  разработка предложений по внедрению лесозащитных мероприятий,  проведение консультаций для частных лесовладельцев,  организация защиты лесных экосистем, образовательная деятельность, регулирование климата, развитие туризма, проведение лесоустройства, подготовка лесной информации (карт, буклетов).
 

Министерство сельского хозяйства Германии и лесные ведомства Федеральных Земель оценивают результаты лесохозяйственной деятельности в государственных лесах. Штат работников, осуществляющих функции государственного  управления  в лесных ведомствах, составляет в среднем по  Германии  30-65 человек. Это работники с высшим лесным образованием. В Германии управленческие и контрольные функции отделены от лесохозяйственной деятельности.  Все работники лесных ведомств являются государственными служащими, содержание которых осуществляется из государственного бюджета.
Собственники небольших по площади частных лесовладений практикуют передачу функций управления лесами лесохозяйственным производствам, ведение бухгалтерского учета ; специализированным структурам либо физическим лицам, имеющим специальное образование и опыт работы в этой сфере деятельности.
Вся система управления лесами, сложившаяся к настоящему времени в Германии, основывается на следующих результатах и принципах:
– понимание подавляющим большинством местного населения биологической и экологической роли леса;
– проведение правительством цивилизованной политики в сфере организации эксплуатации и воспроизводства лесов;
– высокая степень законопослушности местного населения и бизнеса;
– низкая криминализация лесохозяйственных, лесопромышленных отношений и внешнеэкономической деятельности;
– наличие и развитие эффективной законодательной базы;
– понимание наемным персоналом преимуществ работы в лесном хозяйстве и деревопереработке, а также стабильного получения заработной платы за счет грамотной эксплуатации лесных ресурсов;
– растущий интерес бизнеса к приумножению запасов сырьевой древесины;
– выполнение экологических требований является конкурентным преимуществом продукции ЛПК страны;
– высокая степень доверия населения и бизнеса федеральным структурам и органам власти.
Устойчивому управлению лесами  Германии способствует проведение добровольной лесной сертификации по системе FSC и PFSC. Сертификаты получены на 2/3 территории лесов, причем по системе FSC только 10%.


Заготовка древесины

Расчетный объем заготовки древесины во всех лесах Германии без ущерба окружающей среде составляет 80 млн. куб.м. Следует отметить, что интенсивность и объемы заготовки с каждым годом увеличиваются. Так, если в 1992 году объем заготовок в Германии составлял всего 28,0 млн. куб. м., то в 2002 уже 49,0 млн. куб. м., а сегодня фактическая заготовка по отчетным данным находится в пределах 75 млн. куб.м. древесины. В целом применяются выборочные рубки, но объем выборки очень высок (не менее 50 куб.м. с гектара за один прием). Интенсивность рубки (съем древесной массы с одного гектара лесной площади) в целом составляет около 8 куб.м./га., или 65% общего прироста. В Саксонии-Анхальт этот показатель имеет более низкую величину – 4,5 куб.м./га. Такое различие объясняется объективными (различное место произрастания, разные древесные породы, различные классы возраста) и субъективными причинами (выбранные стратегии ведения лесного хозяйства, экономическая организация лесопользования и др.).  Почти половина объема заготовок  приходится на частные лесные предприятия. В государственных и кооперативных лесах заготавливаются примерно одинаковые объемы древесины. В передовиках по объемам заготовки находится Бавария, где ежегодно заготавливается около 25 млн. куб. м. древесины. В Саксонии-Анхальт ежегодно заготавливается около 1,5-2,0 млн. куб. м. древесины в год, причем около 1,0 млн. куб. м. в государственных лесах. Мелкие лесовладельцы (менее 3 га лесов в собственности) объединяются в кооперативы по управлению лесами. Лесной кооператив имеет площадь часто более 1,0 тыс.га. Таким кооперативом управляет председатель. В штате, как правило, имеется специалист лесного хозяйства. Для кооперативного участка есть смысл организовать лесопользование, поэтому имеется резерв наращивания объемов ежегодной заготовки леса за счет частных лесов. Средний возраст заготавливаемой древесины находится в пределах 60-100 лет.
 
Большей частью в Германии заготавливается еловая древесина (около 30 млн. куб. м.). Затем следует бук - 7,5, сосна ; 5,5, дуб ; 2,0, пихта ; 1,5 млн. куб. м.
Лесной закон Германии запрещает производить сплошную вырубку леса на площадях более 2 гектар. Исключение составляют ветровальники, которые в последние годы имеют значительные площади. Характерно, что при таких стихийных явлениях автоматически накладывается запрет на заготовку древесины в неповрежденных насаждениях.
Заготовкой древесины в Германии занимаются как частные лесозаготовительные предприятия, так и государственные. На ровных участках местности применяется комплексная (харвестеры и форвардеры). лесозаготовительная техника, в горных районах используются традиционные бензопилы.
В процессе поездки познакомились с частной лесозаготовительной компанией Гейнрихс в п. Штаккелитц. Фирма организована в 1991 году. Штатная численность работников 240 человек, в том числе 60 человек работают непосредственно в лесу, а 20 человек занимается управлением.
Своего лесного участка нет. Работы выполняются как в государственных, так и в частных лесах. Договорные отношения имеют долговременную основу, то есть работы выполняются по срочным договорам.  Имеется 10 харвестеров различных марок, трелевочная техника, 6 лесовозов, 4 контейнера для перевозки щепы, 2 щеподробильные машины. Этот предприниматель оказывает услуги по выращиванию посадочного материала, уходу за насаждениями, ландшафтному планированию, выращивает оленей на мясо, организует охоты. Заготавливает и обрабатывает около 300 тыс. куб. м. древесины в год, в том числе топливные пеллеты до 5,0 тонн. Интересно, что предприниматель пытается внедрять новые биологические технологии в переработке отходов своего производства – на отопление и получение электричества.
Государственное лесное предприятие  «Восточный Гарц» так же является комплексным.  Кроме лесозаготовок, занимается строительством дорог, лесовосстановлением, организацией охот. Производственно-финансовое планирование на лесных предприятиях комплексно учитывает лесохозяйственную деятельность, которая обычно сопряжена только с расходами, и лесозаготовительную, имеющую доходную часть. Но доходы таких комплексных предприятий обычно не велики, рентабельность около 2-5%. Заработная плата рабочего в лесу составляет 25;35 евро/час, заработная плата руководителя организации ; 3,5;4,0 тыс. евро/мес. Работники леса защищены социально: имеют 30 дней отпуска в год, спецодежду, страховку (400 евро в год). Возраст выхода на пенсию для мужчин и женщин одинаков – 65 лет. Этот возраст будет начиная с 2011 года увеличиваться до 67 лет.

Лесопиление и деревообработка

В Саксонии-Анхальт развита деревообработка и лесопиление. Большой лесопильный завод компании Ante Holz на севере с мощностью более 3,0 млн. куб.м. в год выпускает доски, брус и другую продукцию. Заводы по производству плит так же перерабатывают значительные объемы древесины. В Магдебурге, например, завод VARIOBOARD выпускает 8,5 тыс. куб. м. плит МДФ и ХДФ в год. Кроме того, производятся облицовочные плиты и ламинат.
Технологические процессы лесопиления полностью автоматизированы. Древесина хвойных пород (ель, сосна, пихта) доставляется автотранспортом, как правило, в сортиментах, в исключительных случаях и хлыстах. Разгрузка сортиментов происходит в сортировочный транспортер. Оператор определяет качество древесины: некачественную отбраковывает, качественную направляет по транспортеру для окорки. По пути определяется объем круглой древесины. Кора собирается в отдельный бункер и в дальнейшем сжигается. Полученное тепло используется при сушке готовой продукции. Окоренная древесина поступает по транспортеру в пиловочный агрегат. При пилении используются только дисковые пилы. Агрегат настраивается по крупности древесины и размеру пиленой продукции. Готовые доски разворачиваются транспортером и направляются в другой цех, где сортируются по длине и калибруются по размеру. Готовый продукт направляется на сушку, затем упаковывается. Упакованная продукция хранится на складе или отгружается потребителям. Все отходы лесопиления (опилки, щепа) отправляются в целлюлозное производство. Во всем технологическом процессе задействовано от силы 10 человек – операторов и контролеров.
 

Процессы производства плит так же полностью автоматизированы. Все начинается с того, что хвойная древесина в виде балансов разгружается на склад. Выполняется окорка в барабанах. Окоренная древесина измельчается в специальных мельницах. В отдельном цеху приготовляются клеевые массы. Клей смешивается с опилками или щепой, слой выравнивается и сушится. Готовая плита шлифуется. Наклеивается ламинитная поверхность. Качество клея и готовых плит испытывается в лабораторных условиях. Всем процессом управляют операторы. Готовая продукция складируется или отгружается потребителю.
 


Выводы

1. Системы национальной инвентаризации лесов и лесоустройства, после воссоединения Германии, не зависят друг от друга и служат разным целям. Лесоустройство проводится на повыдельном уровне с целью организации использования лесов на локальном участке в интересах частного лесовладельца или государственного предприятия. Инвентаризация лесов выполняется единовременно на всей территории Германии в  общегосударственных интересах с целью получения информации для выработки государственной лесной политики и управления лесами на уровне Федеральных Земель.
2. Государственная лесная политика направлена на приватизацию лесов путем продажи лесных и сельскохозяйственных земель. Немецкий опыт показывает, что ведение лесного хозяйства в частных лесах более эффективно, чем в государственных лесных предприятиях. Приватизация лесов приносит доход государству. Германия отказалась от идеи передачи лесов в аренду. Площади частных лесов будут увеличиваться за счет территорий государственных лесов.
3. Лесное образование в Германии начинается со школьной скамьи. Цель – привить любовь к природе, развить патриотизм. В профессиональном отношении, начиная от лесных рабочих до управляющих лесами различного уровня, работники имеют специальную лесную подготовку и образование. Работники лесных профессий имеют непререкаемый авторитет.
4. Воспроизводство лесов направлено на создание широколиственных и твердолиственных насаждений. Монокультуры хвойных пород не имеют финансовой поддержки со стороны государства. Высокая производительность лесов (прирост) обеспечивается, в том числе, и за счет преобладания в возрастной структуре насаждений в возрасте до 80 лет.
5. Заготовленная древесина полностью перерабатывается. Опилки и щепа – употребляется на производство целлюлозы или пеллет, сучья и кора – в качестве энергетической древесины для отопления или производства электроэнергии. Все процессы лесопиления и деревообработки автоматизированы.
6. В Германии отсутствует разделение лесов по категориям защитности. Сохранность экологических, защитных и социальных функций лесов обеспечивается за счет применения выборочных рубок. Системы выборочных рубок позволяют рационально использовать прирост, увеличивая размер пользования древесиной с одного гектара; создают условия для выращивания наиболее устойчивых разновозрастных насаждений.
7. Лесные законы Германии передают максимум полномочий по управлению лесами на уровень Федеральных Земель. Управление лесами и контроль отделены от лесохозяйственной деятельности. Лесничим предоставлены значительные свободы для выбора направлений лесохозяйственной деятельности и воспроизводства лесов. Ведение лесного хозяйства направлено на комплексное использование лесных ресурсов. Государство в лице Федеральных Земель оказывает существенную финансовую помощь частным лесовладельцам и государственным предприятиям при строительстве лесных дорог, проведении лесоустройства, образовательной и экологической деятельности.
8. Предельный размер пользования лесом ограничивается приростом древесины. В Германии имеется значительный резерв для увеличения объемов заготовки древесины, особенно за счет частных лесов. В период стихийных бедствий (ветровалы) накладываются ограничения на объемы пользования здоровой древесиной.


Заместитель директора
филиала ФГУП «Рослесинфорг» «Севлеспролект» А.П. Шушарин
20.11.2012