2. Годы спустя

Алексей Кожевников 3
               
                (Проба написать первую в жизни пьесу) 
               

                Действующие лица:

Пётр Григорьевич Иголев – мужчина лет сорока.
Аня – «заочница» Петра.
Сергей – демобилизованный сержант.
Юрий – солдат-отпускник.
Мама Юрия.
Светлана – невеста Юрия.
Тётя Лиза - мама Светланы.
Надя – молодая пассажирка.

        Действие происходит в купе поезда дальнего следования.

        Пётр, равнодушный к только что подсевшим в купе попутчикам, лёжа в постели, безмолвно смотрит за окно на проплывающую мимо природу.
Проводница (войдя). Товарищи, кто желает чаю?
Пётр (осторожно слезая на пол). Оставьте мне стаканчик.
Сергей (подвигаясь к столику). И мне тоже.
Надя (подвигаясь к столику). И мне один.
Юрий (спрыгивая с полки). Пожалуй, и я со стаканчик выпью.             
Проводница (покидая купе). Всем приятного аппетита.
Сергей (доставая из поклажи  дорожную еду). Может, вместе поужинаем?         
        Соседи, согласно кивая головами, тоже выставляют на столик провизию.
Пётр (выкладывая из рюкзака фрукты, бутылку вина). Заодно познакомимся.
        Выпив вина, все стали разговорчивей.
Надя. Юра, как тебя встретили дома, твоя девушка?
Юрий. Мои родители живут в небольшом приволжском городке. О моём отпуске они не знали. Катер причалил к нашему берегу под утро. До нашего домика я не шёл – бежал. Стучу по двери. Мама спрашивает: «Кто там?». Отвечаю: «Я!». «Кто – я?». «Мама, открой!». «Юрочка!». Она бросается ко мне, а я – в прихожую. Швыряю под лавку чемодан - и к дверям. «Сынок, ты куда?». «К Светке!» - и выбегаю на улицу.
        Светкин дом через дорогу от нашего. Там точно такая же встреча. Удивлённая тётя Лиза бросилась меня обнимать, а я ей: «Света дома?» «Конечно. В горнице спит», Я туда. Присел на краешек её постели и смотрю на Светку, смотрю. Луна её лицо освещает. Лежащие на подушке длинные волосы так и переливаются. Подумал: «Какая же ты, Светка, красивая!». Не выдержал, поцеловал её раз, другой. Она глаза открыла, потом закрыла, открыла-закрыла, да как бросится меня обнимать! «Юра, я ведь тебя не во сне вижу, правда?».
        Весь отпуск с нею на Волге провёл: загорали, купались, катались на лодке. Осенью собирается в институт педагогический поступать.
Надя (поддевая паренька). – Вот как соскучился – и утра ждать не стал.
Юрий. Конечно. Когда меня в армию провожали, то друзья подтрунивали: «Не дождётся, Юрка, она тебя. Хороший товар долго не залеживается». Чуть не подрался с ними.
Сергей (с любопытством). А она что?
Юрий. Молчит. Улыбается сквозь слёзы и молчит. Перед отпуском с месяц от неё писем не получал – грешным делом чуть не поверил ребячьим шуткам. Но оказалось, что Света болела. Перенесла операцию и не писала, чтобы не тревожить меня.
Надя. Какая молодец!
Сергей (не соглашаясь). Могла бы Юрию и написать про это. Всё равно волновался. (Расчувствовался, повернулся со спины на бок)… А меня вот девчонка из армии не дождалась. Сначала реже  и реже получал от неё письма, потом их совсем не стало. Позже подружки сообщили об её замужестве.
Надя (сердито). А вы, Серёжа, не переживайте. Значит, не было у неё к вам настоящих чувств.
Юрий. И теперь вы, товарищ сержант, ни с кем из девчат не дружите? В нашей роте кое-кто с ними заочно переписывается.
Сергей. Два последних месяца обмениваюсь такими письмами и я. Один однополчанин адрес дал.
Надя (нахмурясь). Какой толк в заочной переписке? Оба друг друга не видели, и, может быть, никогда не встретятся! Мне тоже один солдатик письмо с фотографией прислал. Симпатичный! Но с него ли снимок?
Сергей (усмехаясь). Может, и не с него. Теперь, что касается встреч … Завтра в городе моей девушки поезд полчаса стоять будет. Отбил ей телеграмму, чтобы на вокзал пришла. Послал, а потом спохватился – мы ведь фотографиями не обменялись!
Надя (по–детски хлопая в ладоши). Как здорово! Мама Серёжу одного ждёт, а он приедет с невестой!
Сергей (нахмурившись). Я еду не к ней. Мама даже не знает о моей демобилизации.
Надя (удивлённо). А к кому же?
Сергей. К отцу. Родители разошлись, когда я был ещё маленьким.
Юрий. И больше отца не видели?
Сергей. Да. Когда после учёбы в школе стал работать, то хотел съездить да мама не разрешила. Вот и еду тайком от неё. С детства мечтал увидеться.
Надя. Извините, Серёжа.
        Наступило неловкое молчание, прерванное сержантом.
Сергей. Пётр Григорьевич, а как вы относитесь к заочной переписке?
       
        Иголев опять продолжал смотреть в окно, однако уже внимательно прислушиваясь к  разговору соседей. Лишь один раз, когда проезжали мимо какой-то деревни, он встрепенулся, резко подался вперёд. Но его неожиданного движения, кажется, никто из них не заметил.

Иголев (поворачиваясь с живота на спину и закладывая руки за голову). Отношусь отрицательно. Особенно, если она продолжалась длительное время. Кому-то из двоих такая переписка может стать горем. Я не прослужил и года, когда меня, как Сергея, друзья известили об её замужестве. Это был удар! Ведь мы с детства  жили, как и Юрий,рядом, учились в одном классе.
        Заметив моё подавленное состояние, один из земляков-сослуживцев посочувствовал и решил познакомить меня со своей деревенской одноклассницей. «Напиши ей письмо, Петро, отвлекись. Аня – хорошая девушка. Может, ответит тебе». Адрес я взял не сразу.
        Первое письмо мы написали с ним  вместе. Ответ пришёл быстро. Он был коротким. Девушка сообщала, что после десяти классов окончила курсы медсестёр и теперь работает в соседней деревне в фельдшерском пункте. Работой довольна, но мечтает о медицинском институте. Живёт с братом – семиклассником  и матерью – колхозной дояркой. Отец погиб на фронте.
        В следующем, уже большом, письме Аня рассказала о своём колхозе, друзьях.
        Много полезного узнал я за два года нашей переписки. Мы вместе переживали колхозные неудачи и радовались успехам её земляков. Аня действительно оказалась хорошим человеком, и я был благодарен товарищу за знакомство с нею.       
        Молодые люди слушали его молча, не перебивая.
Пётр. Приближался день увольнения из армии. Я намекнул Ане, что возвращаться домой буду мимо её деревни, хотелось бы встретиться. Она ответила: «Будет возможность – обязательно заезжай. Будем рады. Только сообщи дату и номер поезда».
Надя (нетерпеливо). И встретились?
Пётр. Подъезжая к Аниной деревне, я всё чаще думал: «А стоит ли с ней встречаться? Не разочаруемся ли мы друг в друге?». Решил: напишу ей письмо из дома и извинюсь в оправдание. И проехал мимо.
        Но гражданская жизнь закрутила, завертела – работа, учёба в вечерней школе, потом в институте. Так и не собрался к ним съездить, хотя она продолжала ждать меня – по письмам чувствовал. А когда женился – переписка прекратилась.
        Однако вскоре семья распалась, и я уехал в другой город. Об Ане  вспоминал всё реже и реже.
       
        За окном уже стояла тёмная ночь. Вздрагивал на стыках рельсов вагон.
        Иголев надолго умолк, молчали и слушатели, думая, что он уснул или восстанавливал в памяти дальнейшие события.

Надя (не выдержав тишины). Пётр Григорьевич, неужели Вам  так и не довелось увидеть Аню?
Пётр. Во время командировок я иногда проезжал мимо её деревни. Года три назад, возвращаясь на поезде домой, зашёл пообедать в вагон-ресторан. Посетителей в нём было мало и потому, ещё с порога, я обратил внимание на белокурую круглолицую женщину моего возраста с институтским ромбиком на костюме. Рядом с нею сидела девочка  лет семи, очень похожая на мать. Ребёнок рассказывал что-то забавное и обе негромко смеялись, не обращая внимания на окружающих.
        Незамеченный ими, я прошёл за соседний столик и сел так, чтобы видеть профиль лица женщины. «Странно, - промелькнула мысль, - я, вроде, никогда не встречался с нею. Но почему мне кажется знакомым это лицо?». Как не напрягал память, ответа не находил. А женщина, почувствовав на себе чей-то взгляд, повернула голову в мою сторону и тотчас прервав смех, вскинув от удивления брови, испуганно прошептала: «Пе-е-тя-я! Всё же мы встретились», - и, вставая, заплакала. Я ещё раз глянул на её дочь и сразу понял, что ко мне подходила … Нюра – соседка по парте в сельской школе далёких военных лет.
Сергей. Пётр Григорьевич, после ужина мы не проезжали мимо её деревни?
Иголев (вздохнув). Проезжали, Серёжа.                19.04.2017 г.