Когда говорят Степь и Горы...

Марьям Вахидова
В марте этого года прошел незаметно большой юбилей профессора Казбека Гайтукаева. – 80-летие.  28 апреля в Грозном предстоит торжественное чествование легендарного гармониста и композитора Рамзана Паскаева. - 55-лет творческой деятельности. Как правило, юбиляров такого уровня отмечают государственными наградами, не ниже  ордена «За заслуги перед Отечеством», девиз которого «Польза, честь и слава». Надеюсь, соответствующие министерства и ведомства еще выйдут с таким ходатайством на самый верх, от этого честь и слава была бы, в первую очередь, всем нам, умеющим ценить пользу, которую принесли эти люди своей земле. А пока слово о юбиляре Рамзане Паскаеве - народном артисте Чеченской Республики и Республики Ингушетия.

Есть в музыке огромное преимущество:
она может, не упоминая ни о чём, сказать всё.
И. Г. Эренбург


КУРМАНГАЗЫ

Это был 1978 год. Работая в школе старшей пионервожатой, я находилась в эпицентре самых ярких событий, сменявшихся, как в калейдоскопе, и все они сопровождались, время от времени, борьбой за освобождение целых народов в далекой Африке, или отдельных личностей – Анджелы Дэвис, Луиса Карвалана… Яростные песни знаменитого друга СССР Джо Дассена рвали беспощадно струны гитары, возвещая миру - Мир, Свободу и Братство. В радостно-приподнятом настроении каждый день я шла на работу и возвращалась домой. И вот однажды из этого мажорного строя, где так вольно и свободно дышал каждый советский человек, меня выхватила и понесла такая сила, что я сразу оказалась в ее власти. С первой же минуты я познала, что такое рабство -  тяжелое, мрачное,  безысходное…
Придя как-то с работы домой раньше всех и едва переступив порог, я почувствовала, как на меня накинули длинный аркан, притороченный к седлу коня, который рвался ветром вперед, не оглядываясь, волоча меня по каменистой бескрайней степи, нещадно палимой солнцем.  Жара стояла такая, что казалось расплавятся мозги, в которых крутились безысходные мысли: меня уводят в рабство. Кто? За что? Как это могло случиться со мной? Всем своим существом я восставала против этой дикой несправедливости, слезы душили так, что, казалось, еще немного и сердце разорвется на части. Во мне заговорил такой вулкан протеста, что должен был разорвать любые цепи рабства. И цепи рухнули. Не сразу, но рухнули. «Мы передавали концерт, посвященный 160-летию народного казахского композитора Курмангазы, прозвучали кюи «Сары-Арка»… отразившие глубокие думы народа о независимости и свободе…» - услышала я в полной внезапно наступившей тишине у себя на кухне, где мой отец, по привычке, оставив радио включенным, ушел на работу. Он принадлежал к поколению, которое еще не знало телевизора, но без радио уже не мыслило свою жизнь. А я с тех пор не мыслю свою жизнь без кюи (пьес) Курмангазы и домбры, которая красноречивее всех ученых рассказывает о судьбе казахского народа и его истории, заставляя любить эти выжженные солнцем безжизненные семипалатинские степи, открывающие взору самые широкие горизонты.
На этих бескрайних просторах я впервые услышала мелодии Умара Димаева и Рамзана Паскаева, рассказавших мне все о далекой исторической родине. Может поэтому, впервые приехав в Чечню уже взрослым человеком, я приняла ее сразу.
И Степь отпустила меня…

УМАР ДИМАЕВ

Моя мама, дочь «врага народа», арестованного в 1937 году и расстрелянного в следующем, сама объявленная врагом народа в свои неполные шесть лет и выброшенная в степях Казахстана в 1944 году, не имела возможности получить даже начальное образование, но с легкостью овладела тюркскими языками, на казахском говорила, как на родном и с первой ноты отличала мелодию Умара Димаева от музыки Рамзана Паскаева.
Умар Димаев не играл на гармони, он, как легендарный Курмангазы, не давал народу забывать свою родину, свои отчие дома, свои горы. Звуки его мелодий рождались в самых глубинных уголках души человека и, не вырывались, а  постепенно выходили на свет, будто изучая окрестности и созывая всех и каждого на вечер, где главной гостьей будет ЛадогIу йиш - мелодия гор, которую нужно слушать, отложив все дела и забыв о личных переживаниях и чувствах.  Звуки, как горные родники, каждый шел от своего истока и, затем, все убыстряя ход, будто стекались в единую мощную реку, переполняя сердца слушателей, давно уже осматривающих родные просторы с высоты орлиного полета. Так незаметно каждый чеченец поднимался вместе с Умаром в родные горы и хранил затем до следующего раза эти теплые, согревающие душу воспоминания, которые одни и оставались  спецпереселенцам.
Лишь только разведет меха гармонист, мама, улыбнувшись, тут же вставала с места: «Под музыку Умара Димаева ноги сами в пляс идут!» Танцевала она так, как сейчас мало кто танцует из наших девушек, женщин. Увлекаясь красивыми движениями рук, они забывают про ноги. А между тем, легким ритмичным перебором в такт музыке, ловя каждый ее нюанс, ноги ведут танец, напоминая девушке, в первую очередь, о грации, а потом уже о руках, которые ни в коем случае не должны частотой движения напоминать нам степной танец «Камажай». Так снизу вверх рождается танец девушки, в отличие от танца юноши, который должен сразу же орлом воспарить над ней, раскинув руки-крылья. До последнего дня своего на этой земле мама танцевала, но современные скачущие лезгинки ее раздражали. «Ког ца шерш! - извинялась она, когда ее настойчиво просили выйти в круг, - вот Димаев – это другое дело!..»
Гармонь Умара Димаева вернула на родину чеченцев нацией – гордой, независимой и счастливой. Мало у кого был в то время кров над головой, но у них была безмерная любовь к родине, которая переполняла все чувства. Кому бы тогда пришло в голову  растить детей на чужих ценностях? Чужих и чуждых нам традициях? Может, наигравшись с чужими игрушками, мы и вернемся однажды к Димаеву. Или к Рамзану Паскаеву. Который ребенком пил из этого чистого источника, но сумел пробить к сердцам слушателей свой родник – паскаевский.   

РАМЗАН ПАСКАЕВ

 «У чеченцев даже трава другая – сочная, зеленая, в отличие от нашей», - сказала как-то одна дагестанка, обратив мое внимание на то, что уже по цвету травы можно определить, где заканчивается граница дагестанской земли и начинается чеченская.
Так вот, музыка Умара Димаева и Рамзана Паскаева, обнимая родную землю, четко обозначает эти границы. И неизвестно, кому из них было сложнее: Умару Димаеву начинать, или Паскаеву идти вслед за своим учителем и не впасть в подражание.
Рамзан Паскаев оказался, в этом смысле, удивительно стойким, самобытным гармонистом и композитором, которому удалось устоять перед талантом непревзойденного учителя и пойти своим путем. Потому он не воспринимается вторым. – Ни в музыкальном мире, ни самим народом, который знает и любит эти две вершины за их узнаваемость с первого аккорда.   
Димаев создал широкие эпические сказания, он историчен, с его мелодиями ты воссоединяешься с ушедшими поколениями, зримо ощущаешь своих предков, давно потухшие и разоренные очаги отчих домов и понимаешь, что просто обязан развести свой очаг и поддерживать в нем жизнь, пока не подрастут твои дети, готовые принять эту святую эстафету.
Рамзан Паскаев – музыкант-современник, рассказывающий о днях сегодняшних – о любви, о жизни, о буднях и праздниках. Трагедия каждого поколения чеченцев способна была бы завести в тяжелую депрессию народ, не успевающий хоронить лучших своих сыновей, павших за родную землю. Но гармонь Паскаева, его мелодии, как избавление, как исцеление, как «вздох ангела в нашей душе».
 Паскаев взлетает с первых аккордов. Он не растягивает меха, а разрывает их, с каждым звуком поднимая нас на новую ступень, все выше и выше, и уже оттуда, обняв землю, ты вместе с ним всей грудью вдыхаешь чистый горный воздух, наслаждаясь своим божественным краем.
Может поэтому очередная волна эмигрантов из Чечни, рассеянная по всему миру, но скучающая по Чечне, по Грозному, приглашает музыканта в Европу, Израиль,  чтобы здесь и сейчас вернуться на родину через любимые паскаевские мелодии. 
Это как у Перси Биши Шелли:

… О гений музыки! Растет тоски волна!
Пошли созвучий мне живое сочетанье:
Я свежий кубок твой не осушил до дна.
Я в сердце не убил безбрежное страданье!
Еще, еще молю! Как шумный водопад,
Пошли мне звонких струй блистательный каскад!

Фиалка нежная тоскливо ждет тумана,
Чтоб чашечку её наполнил он росой,
Так точно жажду я минутного обмана
Созвучий неземных с их дивною красой.
И вот они звенят... Я с ними вновь сливаюсь...
Я счастлив... Я дрожу... Я плачу... Задыхаюсь...

55  лет мы счастливы, сливаясь с музыкой Рамзана Паскаева. Он давно уже должен был забронзоветь и стоять на своем пьедестале, посматривая на нас со своей высоты, но музыкант, с детства влюбленный в волшебные звуки отцовской гармони и давший однажды себе обет приносить людям радость, он откликается на любое приглашение и играет до изнеможения… гостей и хозяев. Не привыкшие  наслаждаться жизнью, чеченцы стыдятся своей праздности: они не успевают снова и снова отстраивать отчие дома… Но с гармонью известного музыканта они не просто отдыхают, они проживают свою жизнь заново - за себя и за тех, кого уже нет на земле, но в воспоминаниях неотделимы от музыки Паскаева, Димаева, Курмангазы...
Так бывает, когда говорят  Степь и Горы.